lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
26 октября 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Журналист на «амбразуре»

26.10.2013 "Липецкая газета". Александр Косякин
// Общество
Фото Ольги Беляковой
Фото Ольги Беляковой

Поезд все-таки дотащил до столицы зимней Олимпиады-2014 наши чемоданы. На последней стрелке машинист врубил фирменный шлягер про город Сочи, темные ночи и «коньячок под шашлычок». Убогонькую эту песенку с удовольствием потом пели на фуршетах участники фестиваля.


Отель «Жемчужина», в котором останавливались Депардье, Янковский и Рязанов, имел на фасаде три звезды и открытый бассейн во внутреннем дворике. Этого, в общем, хватило неизбалованным провинциалам, для которых лифт на шесть персон — уже радость. А избалованные москвичи в первый же день закатили в СЕТИ истерику: и лифт им не такой, и номера, и кормежка. Россия за Садовым кольцом Москвы и вся остальная и тут были явлены как проекция на нашу замысловатую жизнь…


Но! Несмотря на это, фестиваль сумел сблизить принципиальные позиции журналистов разных СМИ по главным проблемам современной жизни. И в этом, пожалуй, состоял основной урок для всей пишущей и снимающей России.


В споре рождается истина


Важно, что на форуме были журналисты разных, в том числе и оппозиционных, СМИ. Когда я замечал в коридоре измочаленный (в битвах за демократию?) пиджак Леонида Никитинского, знаменитого обозревателя разных газет, шаг мой становился тверже. А с редактором «Новой» Дмитрием Муратовым в дискуссии вполне можно было «зарубиться» на какой-нибудь теме. А в бассейне — поплавать вместе с Алексеем Симоновым, бессменным президентом российского Фонда защиты гласности. После этого я уже не удивлялся тому, что в кинозале к тебе мог запросто подсесть (спросив разрешения!) режиссер, актер и сценарист Александр Адабашьян в видавших видах джинсах… Все это не расхолаживало, а совсем наоборот. Воодушевляло.


В первый день фестиваля к журналистам пришел президент Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он решил взять «акул пера» кавказской хитростью. Уже перед входом в зал, в холле, Дагестан хозяйничал безраздельно. Шумела ярмарка изделий мастеров ковки и шитья, здесь же «зажигали» тонконогие джигиты, а чернобровые красавицы так стреляли в разные стороны очами, что раненые гости, виляя и волоча ноги, еле плелись к залу. На этой удивительной пресс-конференции не хватало разве что рога с вином, пущенного по кругу. Президент был мудр и афористичен. Он выступал с позиции державника, говорил очень убедительно об интеграционных процессах и нерушимости дружбы между народами. Журналисты не жалели ладоней…


Вообще приглашенные высокие чиновники, депутаты Государственной Думы, губернаторы по-разному чувствовали себя на форуме, и по тому, как они общались с «прессой», было видно, какое место на медийной поляне они отводят себе. Некоторые не сразу вписались в формат фестиваля, упустив, что пресс-конференции они проводят не у себя дома, где не бывает неожиданных вопросов, а журналисты все наперечет предсказуемые. Одного руководителя региона даже «захлопали», а Алексей Симонов, как аксакал журналистики, объяснил ему, что пресса по природе своей оппозиционна власти и потому просто обязана задавать «неудобные» вопросы.


Некоторые региональные лидеры воспользовались трибуной фестиваля для пропаганды собственных имиджевых проектов, прося у медиасообщества поддержки. И это нормально! В таком контексте (но только в этом) умный руководитель и должен использовать прессу. Но при этом неизбежно возникает вопрос об ответственности журналистов за судьбу очередного громкого проекта власти. Мало нам было разных строек коммунизма, поворотов рек, перестроек.


Незаданные вопросы


На одном большом мероприятии я тянул руку, но слишком много было желающих задать свои вопросы. Вот о чем хотелось спросить. Не слишком ли много в не совсем благополучной по экономике России в последние годы амбициозных проектов? Саммит АТЭС на Дальнем Востоке. Универсиада в Казани. Грядущие Олимпиада в Сочи и чемпионат мира по футболу… Все ли просчитано? Не велика ли поклажа? Эти вопросы я хотел задать и губернатору Свердловской области (да не дали), который презентовал на фестивале новый громкий медиапроект, призванный как бы соединить Европу и Азию (подробности за ненадобностью опускаю). Миллиарды рублей предполагается бросить в новую топку, а отдача? Про нее как раз и не было сказано. Так должна ли в таком случае пресса впрягаться?


А вот более серьезный пример: сочинская Олимпиада. Все вроде продумано на годы вперед. Особенно радует, что Игры станут толчком к развитию целого региона, с туристической логистикой мирового уровня. Одно напрягает: почему не была допущена к обсуждению самого проекта и контролю за его исполнением пресса? Журналистов сегодня на «Красную поляну» во­зят, как на режимные объекты, и только в качестве экскурсантов с предварительной проверкой документов. Даже — участников форума, народа стреляного и патриотично настроенного. Понимаем, теперь не до каверзных вопросов — уж финиш близится… Но разве не очевидно, что при другом раскладе, в самом начале стройки, жулик Белалов (благополучно сдернувший за границу) украл бы все-таки меньше, качество работ на объектах было бы выше, а «пятая колонна», которая призывает сегодня к бойкоту Игр, заткнулась бы раньше… Олимпиада в этом смысле, как мне кажется, должна стать уроком для общества, для власти, для прессы.


Свои среди своих


Атмосфера фестиваля отличалась подчеркнутой демократичностью. С семинарского занятия можно было уйти в любое время, и никто тому не препятствовал. Просто допускалось, что какой-то лектор со своими темами кому-то мог показаться неинтересным. В самом деле, один мэтр заводил пластинку про себя любимого: «Я своими публикациями о правах трудящихся мог бы заклеить всю эту комнату…» После этого кто-то вставал и уходил, бормоча — «Эка невидаль, и я мог бы заклеить…».


Были среди выступающих и радикалы от профессии, их, понятное дело, сразу записали в новаторы. Помню, как ораторствовал (сидя верхом на столе перед старшими по возрасту) современный революционер, эдакий Че Гевара электронных СМИ. Он успел прославиться тем, что походя приговорил все газеты к неизбежной и скорой смерти. Потому и с редакторами общался, как с покойниками: сурово и, как сегодня говорят, функционально. Но и это, думаю, явление в современной журналистике закономерное: даром ведь и чирий не вскочит.


Особой популярностью, как я заметил, пользовался секретарь Союза журналистов Владимир Касютин, с которым фотографировались даже мужчины. Он успел в свои небольшие годы нахлебаться газетной солдатчины, пройдя путь от «районки» до редактора журнала «Журналистика и медиарынок», издать несколько книг с практическими рекомендациями коллегам. И семинары он вел толково и со вкусом.


Провинциалы (особенно провинциалки) по стародавней курортной привычке выходили к завтраку, обеду и ужину в новых нарядах, завитые и ухоженные. Столичные, напротив, даже на семинарах появлялись в простецком прикиде и, само собой, небритые, чтобы всем было понятно: они тут на работе… Но все старались попасть в аудиторию, где в очередной раз выступал председатель Союза журналистов РФ Всеволод Богданов. Много повидавший на своем веку, он был похож на казака на привале: неспешно начинал рассказ, но уже после «второй трубки» все забывали про свои смартфоны и айпады. Эти монологи можно сравнить с проповедями, потому что неизбежно из разных смысловых закоулков они выводили на темы любви, добра и ответственности за каждое сказанное слово…


… Море в те дни штормило. Чайки понуро сидели на скользких камнях, а в прибрежных ресторанчиках совсем не было народу — все ушли на семинары.


В полноводном море из дискуссий, показов, фуршетов и церемониалов бумажным промокшим корабликом выглядела проблема собственной журналистской безопасности. Только иногда, на каких-то спецсеминарах, возникала эта тема, и тогда выяснялось, что сапожник опять ходит без сапог. Защищая всех, он сам беззащитен, а наша профессия по-прежнему входит в список самых опасных. Как Александр Матросов, журналист висит, прошитый пулями, на амбразуре, чтобы дать возможность другим взять высотку. Если репортера по заказу убивают на улице, это не считается даже производственным «ЧП» — вот если бы его застрелили в кабинете… Никак не прописаны условия работы даже в «горячих» точках. Элементарный бронежилет под пулями репортер надевает, одолжив по дружбе у военных. В то же время в контрактах служащих иных контор заботливо прописаны… теплые носочки, полагающиеся сотруднику в поездках.


«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» — вот что сегодня читается во первых строках любого правового документа о СМИ. Закон о печати, устав редакции, колдоговор — все смешалось в доме газетном, все противоречит друг другу: и статусу бюджетного учреждения, коим является газета, и закону о местном самоуправлении, а там до кучи и Гражданскому, и Трудовому кодексам, и по большому счету Конституции. А ведь есть еще и всякие подзаконные акты — временные подпорки, которые может вышибить одним ударом кувалды в любую минуту всякий враг газеты. А в том, что у него всегда кувалда за поясом, сомневаться не приходится...

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 18 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: +4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Вместо ёлки – букет

Алёна Кашура
// Общество

Партнёров выбирают

Мария Завалипина
// Общество

Красота бескорыстного служения

Наталья Сизова
// Общество

Уроки заботы

Дарья Шпакова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество

Секрет на миллион. Евтягины

Марина Кудаева // Общество

Этот «страшный» Дед Мороз

Елена Бредис // Общество

Чем живет «ближнее Замкадье»

Игорь Плахин // Общество

Под Ельцом вновь били Гудериана

Сергей Банных // Общество

Афиша

// Культура



  Вверх