lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
18 октября 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

В двух ипостасях

О творчестве публициста и прозаика Алексея Колядова
18.10.2013 "Петровский мост". Владимир Фалин
// Общество

Основная профессия Алексея Колядова – журналистика, которой он отдал почти полвека. А она хоть и имеет отношение к словотворчеству, зачастую препятствует писательству. Ведь в журналистике главное – умение мыслить, анализировать, точно и оперативно отображать увиденное и услышанное, в литературе же важны образ и другие художественные средства. 


Органично совмещать в своем творчестве то и другое удается очень немногим, и Колядов – из их числа. Как публицист-«деревенщик» он стал известен в конце прошлого века, когда работал в липецкой областной газете «Ленинское знамя» собкором по Ельцу. Запомнились его яркие аналитические и очерковые статьи того времени: «Сын твой, земля», «По-новому – выгоднее», «Перестройка», «Право на самостоятельность», «Такие трудные и счастливые годы» и многие другие. Меня, книгочея и сочинителя с юности, привлекли в них не только полемическая страстность газетчика, настроенного на перемены в экономике и социальной сфере, но и образный язык, лишенный штампов и канцеляризмов, добротные аналитическая и сюжетная составляющие. Публицистику Колядова, печатавшуюся сначала в «ЛЗ», начиная с перестроечных восьмидесятых охотно стал публиковать один из самых тиражных и популярных журналов того времени «Сельская новь» (до сих пор издается в Москве). Обратил на нее внимание и воронежский литературный журнал «Подъем», чьим постоянным автором Алексей Колядов остается и поныне. 


Его газетно-журнальное творчество переросло в тех же восьмидесятых в книжное. Храню в своем архиве его документально-публицистическую повесть «На своей земле», посвященную внедрению коллективного подряда на селе. Ее выпустило в 1986 году десятитысячным тиражом издательство «Советская Россия». В действиях и раздумьях героев книги – председателя измалковского колхоза «Россия» Василия Шарандина и молодого бригадира Михаила Логачева – автор наглядно показывал пути решения проблем, стоявших как на пути подряда в частности, так и всей сельской экономики вообще. Заинтересованный читатель получил возможность окунуться в атмосферу творческого поиска, сравнивать и выбирать. Темы подряда, экономического и человеческого переосмысления деревенской действительности Алексей Колядов продолжил затем в своих документально-художественных книгах «Темп» и «Договор», а также в многочисленных коллективных сборниках публицистики Центрально-Черноземного и московских издательств. 


Уйдя в 1992 году из газеты и став вольным литератором, журналистом, Алексей Колядов по-прежнему уделяет в своем творчестве большое внимание селу, его проблематике и нравственному духу. Этим он как бы отдает долг своей родине – рязанской деревеньке Лесная Слобода, где родился в крестьянской семье и жил до четырнадцати лет. Запомнилось опубликованное в 1996 году в федеральном журнале «Россия», редактировавшемся Борисом Можаевым, документально-художественное исследование Колядова «Накормят ли фермеры Россию?». По сути, он одним из первых в нашей стране глубоко проанализировал тогда проблемы зародившегося на селе социального слоя – фермеров, показал его реальных героев и их жизненные перспективы. Позже он по-писательски развил эту тему в эссе «Дело поколений», страницы под которое предоставил ему литературный журнал «Петровский мост» (№ 3 за 2011 год). Там же впервые увидела свет и его документальная повесть «Серега-с-Бутылочкой» (№ 3 за 2009 год). Такой неподдельной боли за наше послереформенное село, его деградацию на фоне безработицы и почти всеобщего пьянства я не встречал больше ни у одного автора. 


Вслед за Владимиром Солоухиным Колядов в 90-е годы прошлого века увлекся грибной, или «третьей», используя солоухинский термин, охотой. Вернее, увлекся ею он еще в раннем детстве, нередко отправляясь с мамой в лес за грибами. Но профессионально писать о грибной охоте стал уже на пике журналистской карьеры, избрав трибуной для своих заметок федеральную газету «Сельская жизнь». В ней он несколько лет вел рубрику «Третья охота», опубликовав не один десяток грибных историй, составивших позже его книгу «В лес за грибами». Она кусками опубликована в журналах «Природа и человек», «Подъем» и «Петровский мост» (в двух номерах его за 2010 год – наиболее полный, но всего лишь половинный вариант ее) и ждет, как написал в рецензии на книгу известный московский писатель, главный редактор «Вестника российской литературы» Николай Воронов, «своего заинтересованного издателя». В ней, считает рецензент, Алексей Колядов возвысил присущую ему поэтичность живописанием не только грибов и природы вообще, но, прежде всего, человека в ней, чем расширил личную писательскую стилистику для создания прозаических произведений.


Как ни удивительно, в его прозе практически не найдешь ничего, что напрямую касалось бы производства, экономики, а уж тем более политики. Вся она, начиная с первых житейских историй, многочисленных рассказов и заканчивая повестью и романом, объединенными в книгу «Круги по воде» (Москва, «Глобус», 2006 г.), – только о любви, семейных, родственных отношениях. Этот творческий выбор, как рассказывал мне сам Алексей Колядов, был сделан еще на студенческой скамье (он закончил Куйбышевский пединститут по специальности «учитель русского языка и литературы») под влиянием литературоведа и писателя И. М. Машбиц-Верова. В одной из своих лекций, давая достаточно критическую оценку горьковскому роману «Мать», тот мудро и смело (для тогдашнего времени) заметил: «Роман скучноват и плохо склеен! Вот что бывает, когда писатель, даже такой талантливый, как Горький, смешивает в одном произведении личную жизнь и политическую борьбу. Показ последней – прерогатива публицистики».


Так получилось, что это вроде бы мимолетное замечание своего учителя, как и личные читательские предпочтения юности, Алексей Иванович позже воспринял как руководство к действию в литературе. Но удается ли ему любовная проза так же, как публицистика? Вот его роман «Наваждение», недавно опубликованный в журнале «Петровский мост». Казалось бы, что неожиданного сулило инженеру-нефтянику Алексею Половинкину отпускное гостевание у родной сестры Веры в Сосновске? В городе, где некогда прошли его детство и юность, опаленные первой и безответной любовью к соседке Валюше, ныне важной московской даме, заместителю руководителя департамента в министерстве. Думалось: ну, вспомнит с Верой своих покойных родителей и побывает на их могилках, насладится общением с племянницами (их у него трое) и зятем Александром и уедет назад, в свою тьмутаракань, к жене Рае и сыну Павлику. Ан нет: все получилось по-другому. Александр, поехавший за неделю до его приезда вроде бы лечиться в Москву, не объявился ни в клинике, ни у сестры Валентины, исчез, словно провалился под землю. Вера, взбалмошная и эмоциональная, естественно, поехала искать его в столицу. К поискам подключился и Алексей Петрович, которому Александр дружески признался по телефону: он – за тысячи километров от Москвы, у любимой женщины Антонины. С ней он год назад познакомился на курорте и влюбился до беспамятства. Желание узнать, что из всего этого вышло и как вовлекся в любовный круговорот сам Алексей Петрович, никогда не помышлявший уйти навсегда от своей не очень верной ему Раечки, держит читателя в напряжении.


Кто-то, полагая, что в своем болоте кулик не птица, может назвать персонажей «Наваждения» «усредненными» и даже «мелкотравчатыми». Но я считаю, Колядову удалось создать запоминающиеся характеры героев и героинь в своем романе. Они очень непохожие. Законченная феминистка Валентина Николаевна, для которой мужчина скорее средство, чем цель. Волевая и сильная духом, но более пластичная, чем Валентина, Тоня. Вроде бы тихая и незаметная Рая, от которой, однако, ждешь чего угодно. Преданная мужу Вера. Донжуанистый и эгоцентричный Александр Дударев, сумевший в ответственный момент отбросить все наносное и непрочное и вернуться к изболевшейся духовно и физически от предательства мужа Вере. Умный и рассудительный Алексей Петрович, сумевший отделить игру в любовь, к которой (так уж сложилось) имеют склонность многие, от собственно любви – той, что все простит и все преодолеет.


Лишь такая любовь, утверждает автор образами Веры и Алексея Петровича, имеет смысл и значение! Такую ориентацию на подлинные гуманистические ценности, причем зримо выраженную, трудно найти в так называемой любовной литературе, заполняющей сейчас прилавки. 


Эта же линия разграничения в любви истинного и мнимого прослеживается у него и в других вещах – как включенных в книгу «Круги по воде», так и более поздних, печатавшихся в журналах «Подъем» и «Петровский мост». Их темы зачастую публицистически заострены. Но это не журналистика, а драматически насыщенная, полнокровная проза. Она заставляет если и не полюбить героя, то хотя бы понять и искренне сочувствовать ему. Как сочувствует читатель профессору Зоткину, узревшему в подавальщице элитного пансионата свою детскую любовь. С ней он по-хамски поступил в юности, а теперь мучается от этого («Некрасивая»). Или герою рассказа «Не откупился», виновному в мужской забывчивости, равной отступничеству, которое обернулось одиночеством матери и нравственным падением дочери. Или юристу-холостяку Андрею из повести «Попутчица». Тот в каждой сколько-нибудь привлекательной женщине видел партнершу для мимолетной связи. Но вот ему предъявляют ложное обвинение в насилии, и он постепенно приходит к спасительной для себя оценке женщины не по внешней красоте, а по духовным качествам.


 Неожиданность таких превращений в поведении, казалось бы, уже сформировавшихся натур у Алексея Колядова не что-то надуманное, а убедительный способ показа непостоянства теперешних характеров, склонных к легкому скольжению из сфер положительных в отрицательные, из сфер низменных к вершинным. Эту особенность современников, которая нередко уродует их жизнь и принижает мораль, Алексей Иванович ярче всего выразил в житейских историях и рассказах «Пойми и прости», «Единожды предав», «Полковник был неотразим», «Приглашу проститься», «Роза красная цвела», «По любви», «Однажды, через четверть века», «Грешная, любимая», «Любовь не умирает». 


Сходные оценки высказала московский литературный критик Ирина Шевелева в своей рецензии на книгу Колядова «Круги по воде»: «Неподдельное очарование вызывает его безукоризненно чистый, ласкающий, светлый язык, чем, увы, не так уж часто блещут современные писатели. Трогает и поистине потрясающий тон его отношения к жизни, ко всему происходящему в нынешней атмосфере рыночного чистогана и нередкого слома моральных ценностей. Слабости человеческие, сбой в нравственном понимании и поведении, как бы определяющий новую жизнь россиян, никак не касаются авторского взгляда Колядова. У него расчет неизменно свой – человек чист. А если и впадает в заблуждение, то сам из него выбирается. Согласитесь, такая творческая позиция необходима сегодня как воздух!» 


Уместно привести в заключение этих заметок и высказывание известного российского прозаика и журналиста Анатолия Старухина в послесловии к книге Колядова. Вот оно: «Автор заинтересовал нас судьбами своих героев, заставил сопереживать вместе с ними происходящее – решил задачу художника, открыл свой собственный мир на безбрежном литературном поприще, не жалующем дилетантов. Как видим, в одном человеке, не мешая друг другу, что совсем редкость, уживаются две ипостаси: публициста и литератора».


Полностью с этим согласен! 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Занавес!

Евгения Ионова
// Культура

Бегущая по волнам

Евгения Ионова
// Культура

Покровские традиции

Евгения Ионова
// Культура

Когда душа хочет праздника…

Наталья Сизова
// Культура

«Союз нерушимый» для маленьких и больших

Наталья Сизова
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Без права на ошибку

Ольга Журавлева // Общество

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина // Общество

Партпроекты работают на опережение

Михаил Зарников // Общество

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева // Общество

Интернет – проще сбыта нет!

Михаил Зарников // Экономика



  Вверх