Пт, 22 Марта, 2019
Липецк: +2° $ 64.28 72.94

ВФСК взамен ГТО?

Александра СОСНОВСКАЯ | 03.10.2013

В один из первых сентябрьских дней в наших школах прошел Олимпийский урок. Провели его, конечно, по-разному, но смысл вложили один: стране нужны здоровые граждане, не только морально, но и физически крепкие. Путь к совершенству начинается в спортивном зале общеобразовательной школы.

Накануне учебного года преподаватели физкультуры, позаботившиеся об организации Олимпийского урока, приняли участие в заседании тематической секции в рамках IX областного образовательного форума. Главной темой обсуждения стал проект Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ВФСК), который к 2017 году должен прийти на смену нормам ГТО, существовавшим до 1991года. Их сдавали и стар и млад не только в учебных заведениях, но и на производстве.

БУДЕМ ЗДОРОВЫ

По мнению директора Детского оздоровительно-образовательного центра (спорта и туризма) Александра Кащеева, ГТО и ВФСК нельзя сравнивать, потому что задачи у них разные. Если раньше мы должны были готовиться к труду и обороне, то сегодня курс взят на оздоровление россиян, на то, чтобы сохранять и поддерживать здоровье. А для этого надо развивать определенные навыки и умения – в образовательных учреждениях одни, в трудовых коллективах другие.

Здесь вполне закономерно возникает ряд вопросов. Первый – финансирование. Раньше в школах и на производстве работали инструкторы по спорту. Они проводили тематические мероприятия, производственную гимнастику и принимали нормы ГТО. Чтобы сегодня в коллективах предприятий появился инструктор, который продолжит физкультурное образование людей, начатое школой и учреждениями профессиональной подготовки, надо менять трудовые соглашения. Необходимо поднимать и клубное движение, которое, к сожалению, уничтожено полностью.

ПЕРЕЗАГРУЗКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Второй вопрос – отчетность. Разработчики проекта комплекса предполагают, что принимать нормативы в школе и отчитываться за них будет учитель физкультуры. Логично, но он под завязку загружен учебным процессом, а часов внеклассной работы у этих педагогов сегодня нет. Не сдаются и тестовые задания, хотя из программы их не убрали.

Здесь явно кто-то недорабатывает, но, если посмотреть, в каких условиях в большинстве школ проходят уроки физической культуры, становится понятно, что систему надо менять. Из-за переполненности в гимназиях и лицеях у детей практически нет возможности полноценно заниматься спортом. И в самой обычной школе на третьем уроке физкультуры в одном спортзале часто занимаются несколько классов одновременно. Если у педагога нет условий, как ему выполнить задачи, поставленные программой?

Собственно, и она в отдельных учебных заведениях претерпела некоторые изменения. По просьбе родителей из программы убрали травмоопасные виды спорта, гимнастику, например, прыжки, единоборства. Взамен предлагаются фитнес, аэробика, тренажерные залы. Эти направления идеально подходят для взрослых, стремящихся поддерживать физическую форму, и для адаптивной физической культуры, но не закладывают основ комплексного развития детей. Они стали заметно слабее.

Третий вопрос: как внедрять комплекс, если сегодня у большинства школ нет специально обустроенных спортивных площадок и нормативы принимать негде? Раньше любое образовательное учреждение было полностью подготовлено к подобному процессу. А сегодня на территории одной из школ в центре Липецка построили несколько элитных домов и гаражи. Другая, в новых микрорайонах, располагает пока только кругом в триста метров. Бегайте, пожалуйста, но недалеко. Есть и другие примеры, которые приводили участники заседания, но и этих двух достаточно для того, чтобы понять: прежде чем внедрять комплекс, необходимо привести в порядок школьные территории.

ВЕДЬ ЕСТЬ ЖЕ ЛЮДИ

Четвертый вопрос: откуда взялись предложенные нормативы? Например, разработчики предлагают первокласснику на время пробегать километр. Но по существующим санитарным нормам больше трехсот метров без подготовки ему бегать нельзя. Предполагается, что пробежка будет совершаться вокруг школы, но учитель не сможет контролировать движение ребенка с обеих сторон здания. А вдруг он упадет за углом?

Именно этим вопросом задался учитель физкультуры 20-й липецкой школы Станислав Кораблин, познакомившись с проектом ВФСК на заседании тематической секции. Он поделился с коллегами опытом вовлечения детей в систематические занятия физической культурой и спортом, рассказав о подготовке своей команды к ежегодным всероссийским спортивным соревнованиям школьников «Президентские состязания». На них воспитанники Кораблина побеждают каждый год, как, впрочем, и в традиционной эстафете 9 Мая.

А в преддверии зимней Олимпиады Станислав Николаевич предложил и учителям, и ученикам принять участие в проекте «Добежим до Сочи». Теперь все, совершая пробежки в удобное для них время, набирают необходимый километраж (от Липецка до Сочи 1180 километров). Победителя ждет кубок.

Так вот, и по мнению Станислава Кораблина, проект комплекса требует серьезной доработки. К уже обозначенным проблемам он добавил необходимость ежегодной диспансеризации, которая позволит видеть объективную картину состояния здоровья детей.

А ЛАРЧИК ПРОСТО ОТКРЫВАЕТСЯ

Проблемой реализации комплекса озабочены и в Информационно-аналитическом центре развития физкультуры и спорта Липецкой области. Здесь заинтересованы в том, чтобы повысить уровень физической подготовки детей в школе, потому что эта среда определяет спортивный резерв области.

Вот уже шесть лет сотрудники центра работают с детьми в образовательных учреждениях области, проводя мониторинг здоровья населения региона. Для этого было создано двадцать шесть программ и обучено более семисот пятидесяти специалистов. Полученный опыт предлагается использовать для усовершенствования комплекса, ведь его требования подходят для среднестатистического ребенка России. А в каждом регионе дети развиваются по-разному. Именно поэтому все нормативы необходимо проверить территориально.

В Липецкой области база для этого есть. Здесь готовы создать несколько экспериментальных площадок по апробации нормативных требований комплекса, на которых можно было бы заняться поиском не только организационных, но и законодательных форм для реализации поставленной задачи. Выходит, ничего невозможного нет, когда есть подходящий резерв.

Фото А. ЮШКОВА

Фото А. ЮШКОВА

Фото А. ЕВСТРОПОВА

Фото А. ЕВСТРОПОВА

Фото А. ЮШКОВА

Фото А. ЮШКОВА

Фото Н. ЧЕРКАСОВА

Фото Н. ЧЕРКАСОВА

Фото П. ОСТРЯКОВА

Фото П. ОСТРЯКОВА

Фото А. ЮШКОВА Фото А. ЕВСТРОПОВА Фото А. ЮШКОВА Фото Н. ЧЕРКАСОВА Фото П. ОСТРЯКОВА
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных