lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
30 сентября 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Круглый «Атлант»

30.09.2013 "ЛГ:итоги недели". Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото)
// Культура

Хм, как это – круглый Атлант? Круглым изображается небесный свод, который удерживает в античных скульптурах древнегреческий мифологический титан. Сам же он вполне человеческого облика, крупный такой мужчина… Всё объясняется проще: Международный фестиваль спортивных фильмов «Атлант», традиционно проходящий осенью в Липецке, отпраздновал первую по-настоящему круглую дату – декаду своего существования


Международный фестиваль «Атлант», как традиционно повелось, поражает размахом: юбилейная программа насчитывала более 100 работ из 34 стран мира. Как обычно, все документальные и художественные фильмы, посвящённые спорту, абсолютно бесплатно с 26 по 27 сентября в большом зале кинотеатра «Малина» мог посмотреть любой желающий. В прошедшую пятницу на церемонии награждения и торжественного закрытия жюри под предводительством председателя Союза кинематографистов Сербии Йована Марковича назвало номинантов и одарило их традиционными статуэтками «Атланта». С чувством глубокой признательности принимающей стороне кинодеятели отправились снимать свои новые шедевры, чтобы через год снова встретиться в Липецке. Напомним, что благодарили за организацию делегаты администрацию Липецкой области, Олимпийский комитет России, управление физической культуры и спорта Липецкой области, компанию «Новый кинематограф». Фестиваль проходил под патронатом Совета Европы, при поддержке Министерства спорта Российской Федерации и Международной федерации спортивного кино и телевидения. Председатель Оргкомитета МФСФ «Атлант» – заместитель главы администрации Липецкой области Людмила Куракова. Заместитель председателя Оргкомитета – начальник управления физической культуры и спорта Липецкой области Владимир Дементьев.


Из Италии – с любовью


Нижеследующий текст – не отчёт об очередном событии, но попытка осмысления того пути, который преодолел за годы своего существования «Атлант». Зачем нужен спортивный кино-форум и куда ему дальше двигаться, «Итоги недели» размышляют с ключевыми фигурами юбилейного фестиваля. И начинаем, конечно, с вопросов почётному гостю. Приветствуем – транзитом из Милана в Липецк президент Интернациональной Федерации спортивного кино и телевидения (FICTS) профессор Франко Аскани!



– Если вы помните фестиваль здесь, в Липецке, несколько лет назад, могли бы вы соотнести его с нынешним, юбилейным? Как, на ваш взгляд, изменились его форма и содержание?


– Самая главная перемена, которую я хотел бы отметить, – качество представляемых на конкурс работ, – отвечает Франко Аскани. – Ещё четыре года назад на «Атланте» доминировали фильмы и передачи российских авторов, тогда как сейчас программа изобилует претендентами со всех уголков планеты – из Италии, Китая, Южной Африки... Считаю, это значительное достижение. Значит, авторитет растёт. Многие фестивали не могут достигнуть столь высокой планки, не говоря уж о том, что лишь единицы способны переступить десятилетний рубеж. Таким образом, мы с полным правом сегодня называем «Атлант» долгожителем. К тому же российский старожил, наравне с ещё тринадцатью государствами, заслужил право участвовать в центральном событии в мире спортивного кино и телевидения – декабрьском финале фестиваля FICTS в Милане, который я имею честь возглавлять. Работы-победители в конкурсных номинациях липецкого фестиваля отправятся в декабре в Милан, и там о них узнает вся планета!



– Год-другой тому назад мне довелось беседовать с вашим соотечественником – кинорежиссёром из Рима. Он сетовал на то, что снимать стало чрезвычайно нелегко ввиду финансовых трудностей, вызванных общеевропейским кризисом. Сильно ли экономические проблемы повлияли на ситуацию в сфере спортивного кино и телевидения?


– К сожалению, да. В Испании, Греции, да и у меня на родине дела в киноиндустрии обстоят довольно печально. Тем не менее я вижу выход для режиссёров и продюсеров в переориентировании на телевидение. В мире вещание осуществляют 1100 специализированных спортивных каналов, работающих в круглосуточном режиме. Задача в том, чтобы делать не только то, что нравится тебе, но прежде всего то, что нравится телевидению. Как вы видите, наш фестиваль включает в себя как художественные полнометражные ленты, так и документальные фильмы наряду с короткометражками и телепередачами. Важно показать «киношникам»: телевидение тоже имеет право на жизнь, к нему так же применяются высокие стандарты оценки, и оно так же побеждает в конкурсе, соревнуясь с сотнями не менее достойных конкурентов! В Италии на фестивале FICTS, например, уже наблюдаем следующий довольно показательный срез: небольшая часть занимается производством художественных картин, чуть больше – документалистикой, довольно приличный процент – рекламой. В спорте, на самом деле, в данной отрасли есть где развернуться. Ведь спорт – универсальное средство пропаганды системы общественных ценностей: здоровья, семьи, мира, терпимости, честной игры. В свою очередь, всё вышеназванное приобретает характер рупора, через который спорт декларирует свой общечеловеческий посыл.



– Полагаю, что хотя язык и универсален, но способы его медийного и художественного воплощения в разных странах отличаются…


– Однозначно! Например, в Катаре у телекомпании Аль-Джазира одиннадцать спортивных телеканалов. Но качество предлагаемого ими материала оставляет желать лучшего. А в Китае или во Вьетнаме, в Эквадоре или в Индии год от года спортивное вещание совершенствуется и начинает конкурировать с лучшими образцами! У них зарождается своё собственное, уникальное спортивное телевидение. И оно отвечает главному требованию: пропагандирует олимпийские ценности, спорт – для всех, спорт – как объединяющее начало.


Спорт – отражение культуры страны


Бессменный генеральный директор фестиваля кинорежиссёр Николай Пороховник подхватывает мысль своего итальянского коллеги о национальном своеобразии спортивного языка.


– Вне всякого сомнения, спортивная теле- и кинопродукция конкретно взятого государства является отражением культуры и ментальности населяющего его народа, – убеждён Николай Евгеньевич. – Выражается это во взглядах на одни и те же вещи. Ведь фильм или передача – не новостной репортаж. Они заключают в себе совокупность неких социокультурных факторов, кодов. Посмотрите: ведь люди даже победам по-разному радуются. Кто-то с триумфом возвращается в родную деревню, а кто-то шагает навстречу славе по улицам крупнейших мегаполисов. Это всё накладывает отпечаток – через такие вещи становится видна страна. В иранском фильме видишь Иран, в китайском – Китай. И ты никак не вместишь в схему такой картины, предположим, русских – и наоборот.



– С точки зрения системы ценностей – одни ли и те же вещи пропагандируются создателями спортивных фильмов разных континентов?


– Отнюдь нет. Частные и разные. Тем интересней соприкасаться именно с большим числом складывающихся или сложившихся традиций национальных спортивных теле- и киноязыков.



– Николай Евгеньевич, а влияет ли политика государства? Должен ли государственный заказ регулировать количество передач, лент о спорте? И вообще – существует ли госзаказ как таковой?


– Как бы ни странно это прозвучало, но в России снять спорткино вы можете, подав на общих основаниях заявку на грант в Министерство культуры. Система устроена так, что Министерство спорта, которое должно было бы за пропаганду (в том числе и через визуальный канал) отвечать, не имеет никаких реальных рычагов. То есть решает судьбу посвящённых спорту проектов совсем не спортивное учреждение.



– Звучит довольно странно, признаться… В следующем году Сочи принимает зимнюю Олимпиаду. Логично предположить, что фестиваль «Атлант», одна из основных задач которого – пропаганда олимпийских ценностей, впрямую соприкасается с проведением столь грандиозного события. Прав ли я?


– Снова разочарую вас: «Атлант» и «Сочи-2014» идут параллельными путями и никак не коррелируются. Олимпиада – это всё-таки чистый спорт. Мы же, условно выражаясь, – оборотная сторона. То есть снимать там, конечно, будут. Кое-кто уже начал. И потом мы увидим, надеюсь, массу добротного материала. Но фестиваля в Сочи не будет.



– Да, хочется верить, что материала хватит не на один шедевр. Кстати, о госзаказе поговорили, а что касается заказа социального... Какие фильмы нужны обществу? О звёздах первой величины или о простых дворовых командах?


– Без прославленной звезды вряд ли выйдет что-то толковое. Внимание аудитории необходимо чем-то будоражить. Только очень талантливый человек снимет фильм о дворовой команде, который будет интересен широкому кругу. Таких – по пальцам пересчитать. То ли дело, я видел на последнем Московском кинофестивале олимпиаду глазами восьми известнейших режиссёров планеты – в серии короткометражных лент. Великие творцы прежде всего подчёркивают художественную ценность предмета там, где другой прошёл бы мимо.



– Есть ли в программе юбилейного «Атланта» настолько же сильные по мере воздействия работы?


– Безусловно. Я мог бы выделить несколько очень талантливых, по моему мнению, лент. Но пусть это сделает жюри. Победит сильнейший. Всегда надо делать своё дело честно, и рано или поздно стену удастся пробить. Мы делаем своё дело. Я провожу фестивали спортивных фильмов и программ уже много лет, и под эгидой спорта удалось сплотить множество людей по всей стране. Теперь стоит бросить клич – и эти связи оживают, коллеги охотно отзываются, помогают словом и делом, поддерживают. Посмотрите: когда мы затевали на заре 2000-х фестивальное движение, в России производилось от силы 3-4 фильма на спортивную тематику за год. Ныне таковых в изобилии! Считаю это заслугой не только относительно стабилизировавшейся экономики, но и своей – тоже.



Наш ответ телевизору


Спортивное кино и телевидение в мировом масштабе, и фестиваль «Атлант» в частности, вовсе не избавлены от проблем, о чём «Итогам недели» поведали два наших собеседника. Об этих и многих других вещах собрались за круглым столом в Липецке порассуждать делегаты и члены жюри международного фестиваля «Атлант». Такие встречи стали регулярными для ежегодного форума. По сути, на таких неформальных заседаниях формулируется актуальная повестка дня, которая потом выражается в письмах и предложениях, направляемых в министерства и ведомства от имени дирекции фестиваля. Об основных тезисах, выведенных в процессе обсуждения, – в разговоре с неоднократным номинантом «Атланта» режиссёром и сценаристом спортивных фильмов и программ Евгением Богатырёвым.


– К большому сожалению, на российском телевидении показывают спортивное кино ночью, когда большинство активного населения уже видит седьмой сон, – сетует Евгений Григорьевич. – Возможность дойти до зрителя, и прежде всего до молодёжи, даёт именно так называемый Парад «Атланта», который шагает по районам Липецкой области. Система приглашений на конкретные картины людей, занимающихся тем или иным видом спорта, – крупное достижение фестиваля, благодаря чему наши труды доходят до целевой аудитории. Поверьте, спортивное кино интересно для зрителя. Так, некоторое время назад я решил отправиться в Москве на просмотр разрекламированной ленты о легендарном боксёре Николае Валуеве – в зале не было свободных мест, и мне пришлось простоять почти весь фильм! Спортсмены – и не только юные – яблоку негде было упасть! Та же история – с картиной о Марадонне. По телевидению вы таких жемчужин не увидите, их просто нет – за исключением, разве что, «НТВ+». Таким образом, привлекая поклонников определённого вида спорта на соответствующий просмотр, мы даём шанс среднему человеку приобщиться к высокой культуре спорта. Социальное значение практики, о которой я говорю, чрезвычайно высоко. У нас с Владимиром Васильевичем Дементьевым – главным по спорту в вашем регионе – давно появилась идея всероссийского дня спортивного кино. Ведь есть же марафоны или лыжня для всех граждан страны, почему бы не ввести ещё и дату, когда каждый бесплатно сможет познакомиться с шедеврами спортивной документалистики и кино? Тогда и предназначение нашего фестиваля станет абсолютно понятным: определять лучшие работы, которые и будут составлять репертуар кинотеатров в такие дни. Пока что процесс успешно идёт в Липецке, в подмосковном Красногорске, Самаре, где, по примеру вашего города, фестивальную программу провезли по всем районам региона. Мы должны по достоинству ответить телеканалам, которые хотят в угоду рекламодателям транслировать только бои без правил, редко перемежая их репортажами с чемпионатов и футбольными матчами – без какого-либо осмысления. Ведь зачем нужны художественные фильмы о спорте? Очень просто: для того, чтобы люди лучше узнали героя, которого они видели в миг победы. Только спортивное кино может себе это позволить. Плюс к тому – мы получаем возможность через киноэкран пропагандировать виды спорта, не появляющиеся в телевизоре вовсе. Ещё один аспект, который я не могу обойти стороной, доказывая право спортивного кино на полнокровную жизнь, – его консолидирующая и воспитательная функции. Фильмы о спортивных победах заражают патриотизмом, поднимают дух нации, объединяют. Олимпийский спорт – это национальная идея. Когда ещё вся страна в едином порыве «болеет за наших»? В период Олимпиады. Но потом люди хотят видеть своих героев, узнать их лучше. Такую возможность обеспечивают лишь качественные документальные и художественные ленты. Кино – как увеличительная лупа, позволяющая разглядеть за титулованным атлетом личность. Кино – как архив, складывающий в копилку человечества память о великих достижениях.


– Мне неприятно и странно, – продолжает свою мысль кинематографист, – что Министерство культуры, на которое возложена обязанность заботиться обо всём отечественном кинопроме, в том числе и спортивном, оказало содействие фестивалю «Атлант» лишь единожды за всю его историю. У спортивных госструктур другая задача, они не имеют полномочий распределять заказы на тематические фильмы, функции у них другие: оздоровление нации, пропаганда здорового образа жизни. Но кинофестиваль – прерогатива Министерства культуры, и двух мнений тут быть не может. Говорю открытым текстом: пока в этом учреждении насиженные места заняты теми, кто раздаёт блага и гранты «по блату» только «своим», ни о каком развитии спортивного кино не может идти и речи. Убеждён: руководителей спорта и культуры надо срочно подружить. Ведь мы же говорим о консолидации целого народа, о национальной идее! Причём такого спортивного президента, как Владимир Владимирович Путин, наша страна ещё не знала. Поэтому с его участием все проблемы можно было бы решить без особого труда. Торможение происходит на более низкой ступени, «благодаря» косному сознанию некоторых нерадивых чиновников. Именно они тормозят развитие культуры. Подчёркиваю: культуры, поскольку спорт и физическая культура – часть культуры общечеловеческой. Что лучше всего иллюстрируют Олимпийские игры – нет такого второго праздника на земле, который объединяет всё человечество.


– Поучиться в данной отрасли нам есть у кого, – заключает Евгений Богатырёв. – Статистика показывает, что спорта на отечественном телевидении на порядок меньше, чем в Америке, Китае, Германии, Англии. В США – более сотни спортивных каналов, в Великобритании – 98. У нас спортивные трансляции составляют не более 5 процентов от общедоступного телевещания. Сотни спортивных каналов – против двух наших. Причём «Россия-2» фактически спортивным не является – вопреки наказу Президента, который ясно дал понять: России необходим общедоступный спортивный ТВ-канал. Страна проводит зимние Олимпийские игры-2014 при отсутствии вменяемого спортивного вещания. Нонсенс! «Спорт-24», о котором опять же упоминал Владимир Владимирович? Сильно сомневаюсь, что оно своевременно войдёт в дома обычных граждан, поскольку требует приёма цифрового сигнала. А он «ловится» пока далеко не везде. Пока имеем, что имеем: бои без правил на «России-2». И полный вакуум нормальных передач – ни о спортивных героях современности, ни о легендарном спортивном прошлом нашей державы. Обидно.



Куда после фестиваля: в Интернет или на полку?


Что и говорить: обрисованная авторитетным кинодеятелем перспектива не выглядит слишком уж оптимистичной. Но при всей неоднозначности ситуации спортивное кино продолжают снимать в нашей стране. Тому доказательство – внушительный перечень работ отечественного производства, представленных на конкурс Х Международного фестиваля спортивных фильмов «Атлант». И вот они – герои, которые продолжают творческий поиск наперекор всем преградам, вопреки всему. Знакомьтесь – два очень разных режиссёра, два противоположных полюса, объединяет которые одна страсть – спортивное документальное кино. В кулуарах фестиваля мы встретились с автором лент «Наследники?» и «Высота» Таисией Курской и режиссёром Евгением Яшиным, снявшим фильм «Школа». Примечательно, что все три фильма, условно говоря, повествуют об одном и том же. Точнее даже, о двух вещах. Во-первых, они не о футболе, а о достаточно мало тиражируемых в наши дни видах спорта: «Наследники?» и «Высота» повествуют о биатлоне и легкой атлетике, «Школа» – о самбо. И второе – пожалуй, самое главное. Все три ленты – о тяжком хлебе тренеров, о преемственности поколений, о феноменальных успехах в прошлом и о причинах неудач в настоящем… Темы, которые избрали для творческого преломления наши герои, им близки: Таисия в молодости занималась прыжками в длину, а Евгений – в прошлом подающий надежды самбист. Как же найти пути к зрителю и зачем нужны конечному потребителю такие фильмы, мы рассуждаем с нашими гостями.


– Подтверждаю мысль, высказанную Евгением Богатырёвым: телевидение показывает трансляцию состязания, но как они могут заглянуть спортсмену в душу, как увидят личность? Об этом как раз наши работы, – утверждает Таисия Курская. – На телевидении не прослеживается, почему люди приходят в спорт, как они добиваются столь впечатляющих успехов. Двукратный олимпийский чемпион Виктор Маматов рассказывал мне, что раньше в биатлон приходили сельские дети. Как? Они изначально были здоровее, бегали на лыжах всю зиму. А теперь что? Уроки лыж в школе отменили вовсе! Преемственность теряется. И это проблема государства, проблема воспитания, проблема просвещения и мотивации. Российский биатлон гремел! Но его будущее под вопросом, не будет ни спортсменов, ни тренеров. Сейчас идут куда? В те виды спорта, которые популяризирует ТВ: теннис, фигурное катание… То же самое с лёгкой атлетикой. Свою роль как режиссёра я вижу даже не в том, чтобы кардинальным образом что-то переменить. Пусть хотя бы память о великой истории советского спорта останется. Раньше был ежемесячный тележурнал «Советский спорт» – своеобразная спортивная летопись государства… Считаю, что весь наш труд – подвижнический, не имеющий вообще никаких реальных коммерческих перспектив. И поэтому, кстати, люди с телевидения нас не поймут: как это возможно работать практически бесплатно?! Финансирования нет. Убеждена: летопись продолжается только усилиями отдельных «передвижников» от спортивного кино. Я рада, что на федеральном уровне поддержку стали получать хотя бы тренеры и олимпийцы. С другой стороны, а за чей же счёт тогда должна фиксироваться хроника их громких побед? Министерство культуры и телевидение не должны оставаться в стороне.


– Ни чемпионатов мира, ни чемпионатов Европы по самбо по телевидению вы никогда не увидите, – подхватывает Евгений Яшин. – Знаете, пусть хоть бои без правил показывают. Почему? Этот спорт пришёл на ТВ благодаря Федерации самбо, и многие спортсмены, обречённые вести достаточно скромную и притом нелёгкую жизнь, из самбо «переквалифицировались» в так называемый микс-файт. Авторитет президента Союза смешанных боевых единоборств ММА России Фёдора Емельяненко помог возродить интерес и к любительскому спорту – разнообразным единоборствам, и самбо в том числе. На данный момент для многих перспективных борцов микс-файт – чуть ли не единственный перспективный путь продолжения и развития карьеры. В Кстово, откуда я родом, самбо ещё в 60-х поднял на щит один-единственный тренер, Геннадий Бурдиков. Его заслугам мы обязаны мировому лидерству в самбо. И он был самым настоящим подвижником. О нём и о созданной им школе – мой фильм. Пример выдающейся личности по замыслу должен привлечь к самбо молодых ребят и показать, что здоровый образ жизни – начало пути к олимпийскому триумфу. Опыт школы в Кстово это, как нельзя лучше, подтверждает.


– Через фильмы о спорте мы говорим о времени, запечатлеваем современность, которую будет уже не вернуть через несколько лет, – продолжает рассуждать Таисия Курская. – Спорт захватывает, он динамичен, он проявляет лучшие качества характера. Это драматургия! Хочу подчеркнуть ещё раз – я снимаю о настоящем. И поэтому у нас с Евгением, как я предполагаю, немного разные задачи. Я делаю свои фильмы на гранты Министерства культуры, хоть дело это и непростое – добиться положительного ответа. Но готовая картина отправляется в руки продюсера, который хочет на ней хорошенько заработать. Возникает вопрос авторских прав: я не имею права разместить своё творение в свободном доступе. Я бы с радостью! И фильмы «зависают», оседают на полках. Жаль.


– Я довольно подробно ознакомился с тем, что потребляет современная молодёжь в медиа-среде, – делится Евгений Яшин. – 5-минутные ролики в YouTube – оптимальный стандарт клипового восприятия. То же самое касается и роликов о спорте. Съедают на раз! Посмотрел, понравилось, отправился в секцию. Значит, моя задача выполнена успешно. Да, наши цели с Таисией Андреевной и уровень, на котором они достигаются, несомненно, отличаются. Поэтому каждый из нас ищет наиболее пригодную для себя площадку. На моём канале в сети – несколько сотен роликов и регулярные просмотры. Таким образом, я работаю над привлечением молодёжи в локальные секции города Кстово. Думаю, стратегия себя оправдывает. При этом вопрос о том, куда нам девать наши фильмы, вот уже много лет остаётся открытым. Боюсь, что на вольные хлеба в свободное поле Интернета в итоге уйдёт большинство творческих людей и телевидение как таковое перестанет быть нужным обществу. Мне оно, по крайней мере, точно не требуется: мои фильмы в свободном доступе получают до полумиллиона просмотров. Так что это палка о двух концах. Я призвал бы коллег с ТВ призадуматься.


С 24 по 26 сентября параллельно с «Атлантом» в Липецке проходил финал первого Всероссийского фестиваля спортивной песни. Жюри под председательством известного поэта, барда Алексея Витакова определило лучших из лучших среди представителей 28 регионов. Авторитетность жюри не вызывала сомнения. В его состав вошли поэт, кандидат филологических наук Татьяна Кондратова (Москва), известный липецкий поэт Борис Шальнев, продюсер Андрей Дёмин, преподаватель липецкого колледжа искусств Наталия Шабунина.


На открытии фестиваля выступила заместитель главы администрации Липецкой области Людмила Куракова, пожелавшая фестивалю успеха и долголетия. Торжественную церемонию награждения открывала директор Департамента Министерства спорта РФ Марина Томилова.


На финал в Липецк приехали участники из Москвы и Санкт-Петербурга, Казани, Тюмени и других городов. Тем приятнее было видеть среди лауреатов и наших земляков – липчан Романа Бирюкова, Савву Шеврикуко, Сержика Амеряна, Елену Матвееву. Победителей выбирали в восьми номинациях: «Лучший автор-исполнитель спортивной песни», «Лучший автор текста», «Лучший автор музыки», «Оригинальное исполнение песни, популяризирующей физкультурно-массовое движение», «За здоровый, спортивный образ жизни», «Мой любимый вид спорта», «Лучшая песня болельщиков и фанатов», «Лучший гимн».

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 22 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +32 C°  Ночь: +19C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

От Москвы до Владивостока

 Юлия СКОПИЧ // Общество

«Волонтёры»-обманщики

 Юлия СКОПИЧ // Общество

Жизнь хороша, когда крутишь не спеша

Олеся ТИМОХИНА // Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

В молодёжном «РИТМе»!

 Сергей БАННЫХ // Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ // Общество

Прокуратура даёт доБРО

Олеся ТИМОХИНА    // Общество



  Вверх