lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
28 сентября 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Каков «портрет» хорошей общественной услуги

28.09.2013 "Липецкая газета". Эдуард Зубков
// Экономика
Чтобы бюджетная сфера «работала как часы», и проводятся закупки для оказания качественных госуслуг (Фото Павла Острякова и Николая Черкасова)
Чтобы бюджетная сфера «работала как часы», и проводятся закупки для оказания качественных  госуслуг (Фото Павла Острякова и Николая Черкасова)

Сегодня государство начинает на практике более ясно понимать свою главную функцию — быть нужным человеку. И потому эффективные социальные программы и бюджетные услуги становятся по-настоящему национальным приоритетом.


По существу от здравоохранения, образования, культуры, социальной помощи и других отраслей общество как заказчик требует максимальной отдачи. Кроме того, острота проблемы эффективного использования общественных финансов в последнее время только нарастает. В сложившейся ситуации власть и общество по-разному задаются вопросами, в которых обеспокоенность за бюджетные средства, затраченные на производство государственных и муниципальных услуг, противопоставляется более справедливому и законному беспокойству о влиянии таких услуг на качество жизни.


Практика, к сожалению, показывает, что больницы, школы, детские сады во многом сегодня не готовы работать в условиях социальной и экономической эффективности. Так, в июле на заседании президиума Госсовета Президент России Владимир Путин озвучил данные, согласно которым «лишь 35,4 процента граждан страны удовлетворены уровнем медицинской помощи».


Лучшие мировые практики свидетельствуют о том, что дальнейшая динамика развития отечественной сферы производства «общественных услуг» невозможна без ее качественной трансформации. Требуется адаптация к условиям и принципам смешанной модели развития экономики, в которой сбалансированным образом сочетается государственное регулирование и рыночные принципы экономических отношений.


Эти стратегические цели были ранее сформулированы в докладе Владимира Путина: «Считаю важным остановиться на нашем фундаментальном подходе к развитию социальной сферы. Государство должно не командовать повседневной хозяйственной деятельностью десятков тысяч детских садов, школ, больниц, поликлиник, социальных центров, а безусловно гарантировать людям получение бесплатных и качественных социальных услуг». Такая концепция реформирования бюджетной сферы максимально интегрирует ее в прогрессивное экономическое и законодательное пространство.


Одним из важнейших механизмов интеграции экономических и социальных отношений в сферу «новой» экономики на пути формирования современного рынка услуг могли бы стать процессы закупки товаров.



Проблемы, которые нужно решать


В настоящее время необходимо системно-организационно решить имеющиеся ключевые проблемы. В первую очередь экономическая оценка закупочного процесса не должна, вопреки фундаментальным законам организации производственных процессов, осуществляться автономно, то есть отдельно от основного процесса производства бюджетной услуги и, соответственно, конечного уровня ее качества.


Другая проблема заключается в низком уровне эффективности самого управления закупочными процессами. Как правило, это обусловлено отсутствием повседневной экономической оценки характеристик воздействия закупочных процессов как внутрипроизводственного элемента на необходимый уровень и экономические условия формирования всей совокупности производственных затрат, а значит, и параметров качества будущей бюджетной услуги. Скажем, недопустимы ситуации, когда товары приобретаются по не объективно рыночным ценам, а высокотехнологичное дорогостоящее оборудование простаивает из-за нехватки обученного персонала или несвоевременности ввода его в эксплуатацию. Более того, зачастую бюджетные учреждения в результате бессистемного и выборочного использования возможностей закупочных операций не всегда получают лучшие товары.


Особенно важно отметить, когда формальное использование процессов планирования и проведения закупок со стороны производителя услуг, при постоянном давлении возможности «неосвоения» к назначенному отчетному периоду бюджетных ассигнований (заметьте, не под экономическим и конкурентным давлением произведенных некачественных услуг) приводят его к поставщикам с «имеющимися» у них ресурсами, а не к товарам, работам, услугам с «нужными характеристиками» для получения максимальной ценности, в соответствии с параметрами, заложенными в изначально спроектированной услуге. В данном контексте под словом «нужных» характеристик производителями должны пониматься закупки не самых дорогостоящих ресурсов, но вместе с тем «лучших».


Для решения всего комплекса проблем необходимо найти новые инструменты и подходы к работе производителей бюджетных услуг. И сделать это нужно на экономической основе. Мы привыкли наблюдать более эффективную работу производственного сектора экономики, и поэтому всегда будем требовать сопоставимых результатов и от производителей бюджетных услуг.


О реальной «цене» процесса закупки


Реальная «цена» процесса закупки при производстве общественной услуги измеряется не бюджетными средствами и временем, которые были затрачены на ее осуществление, а соотносится с другими по эффективности закупочными процессами, которые можно было бы осуществить, если бы эти деньги уже не были израсходованы. В этой ситуации необходимо помнить сформулированную Оскаром Уайльдом мысль о том, что можно знать цену всему и ничего при этом не ценить.


В связи с этим руководители бюджетных учреждений в первую очередь должны экономически оценить эффективность организационных внутрипроизводственных взаимосвязей, количество и квалификацию специалистов по закупкам, а также время и ценность тех действий, которые они совершают в процессе формирования качества общественной услуги. От этого во многом будет зависеть появление в учреждениях социальной сферы и государственном управлении большего количества действий с реальными признаками «эффективности».


Поэтому, с одной стороны, хорошо организованные механизмы закупок могут послужить источником формирования конкурентных преимуществ, позволяющих производителю услуг двигаться в направлении рыночных социально ориентированных отношений.


С другой стороны, новые, самостоятельные, системные подходы по формированию именно экономических отношений в сфере приобретения, использования и перераспределения товаров будут способствовать развитию интеграционных эффективных процессов между производителями государственных услуг, поставщиками и обществом в системе «социальная польза в обмен на налоги».



Не идти на поводу у поставщика


По существу бюджетные учреждения с помощью закупочной деятельности должны создавать условия для формирования инновационного вектора развития своих производств. Если сегодня школы, больницы, библиотеки будут приобретать товары с низкими и устаревшими характеристиками, у производителей ресурсов не будет мотивации вкладывать в свое развитие. Получаемая норма прибыли на старых технологиях вполне их устраивает. В такой ситуации каналы повышения качества государственных услуг и производства материальных ресурсов практически не работают.


Производители государственных услуг на постоянной системной основе должны осуществлять оценку влияния характеристик материальных ресурсов, запроектированных в услугах, на воспроизводство социальных эффектов. Сегодня этот механизм в учреждениях бюджетной сферы практически отсутствует.


В результате приобретается то, что закупалось годами или осталось у поставщиков на момент отправленных в их адрес письменных предложений. С учетом высокой длительности проведения закупочных операций (заказчик — уполномоченный орган) эта проблема становится предельно актуальной.


Как правило, поставщики предлагают только то, что выгодно сегодня им, но не производителю государственных услуг. А действующие федеральные технологии закупок не способствуют изменению такого порядка вещей в пользу бюджетных учреждений. Производители бюджетных услуг должны понимать, что результативность закупочных процессов во многом предопределена экономической сущностью используемых технологий приобретения материальных ресурсов.


Сегодня товары, работы, услуги должны быть максимально увязаны с предпроектной стадией формирования характеристик предметов закупки, качественной преддоговорной работой и с последующей стадией эффективного извлечения из закупленных ресурсов социальных эффектов на основе спроектированного процесса производства каждой услуги.


Что необходимо сделать?


Для повышения качества государственных услуг сегодня необходимо переориентировать институциональную и организационную инфраструктуру производственных процессов и подходов в закупках на работу в условиях единых экономически мотивированных рыночных механизмов.


Современные рыночные механизмы, успешно используемые в производственных системах реального сектора экономики, необходимо максимально адаптировать к условиям работы производителей услуг и в системы закупок в социальной сфере. В связи с чем им необходимо в первую очередь установить надежную взаимосвязь между характеристиками закупаемых товаров и их стоимостью, качеством производимых услуг и максимальным удовлетворением конкретного потребителя данных услуг.


Чтобы повысить эффективность процессов закупок, необходимо рассматривать их в непрерывной взаимосвязи с технологиями использования и перераспределения финансовых и материальных ресурсов непосредственно в процессе производства. Такая программа аллокативной эффективности в случае ее реализации каждым производителем услуг существенным образом скажется на повышении уровня социальных эффектов государственной услуги.


Качественное воздействие на формирование социальных эффектов за счет закупочной деятельности будет существенным образом усиливаться с помощью жестко и эффективно интегрированного в производственные процессы маркетинга на стадии проектирования услуги. А также после маркетинговой организации процесса на стадии оценки производителем удовлетворения потребителя услуги с использованием приобретенных материальных ресурсов.


Сегодня крайне актуальна для производителей государственной услуги и органов государственной власти разработка системы экономической оценки эффективности работы с материальными ресурсами и показателями действий, взаимоувязанных с конечными производственными процессами, а также показателями с учетом полученных на выходе социальных эффектов.


Производителю услуг необходимо рассматривать производственную систему закупок через призму влияния ее на изменения «добавочной ценности» социальных эффектов от производимых государственных услуг.


Обеспечение баланса между действующими в процессе производства организационными и экономическими механизмами должно ориентировать производителей бюджетных услуг на минимизацию издержек и максимизацию конкурентных характеристик качества.


В целях формирования нужных экономических условий и мотивации между затратами и результатами должен быть механизм рыночного содержания — такой, как спроектированный «процесс» эффективного производства услуги, наполненный соответствующими технологиями, принципами, критериями и показателями эффективности, а также новыми экономическими институтами контроля, препятствующими бездарному расходованию общественных ресурсов.



…Не научить, а научиться


Индикаторы эффективного приобретения товаров должны быть встроены в экономическую систему производственных показателей качества произведенной услуги и быть неразрывными с показателями удовлетворения потребностей общества и конкретного потребителя — человека.


Внутрипроизводственная структура закупок материальных ресурсов должна научить производителя бюджетных услуг работать в условиях рыночных конкурентных отношений. В связи с чем в условиях дефицита качественного человеческого капитала хочу напомнить особенно актуальную сегодня установку Всеволода Мейерхольда о том, что «нельзя научить, можно только научиться».


Со стороны главных распорядителей бюджетных средств необходимо создание социальных и экономических механизмов, препятствующих неэффективному поведению производителей услуг.


Одним из главных векторов рыночной ориентации для всех эффективных участников социального сектора экономики должны стать показатели экономичности деятельности и производство конкурентного качества бюджетных услуг.


Бюджетным учреждениям и заинтересованным органам госвласти необходимо обратить внимание на существующие противоречия между эффективностью деятельности производителя услуг, ресурсом которой служат бюджетные средства, и собственно эффективностью государственных расходов.


Анализ мировых трендов, всей совокупности вышеназванных факторов, по моему глубокому убеждению, свидетельствует о том, что главным направлением реформ бюджетной сферы и закупочных процессов на предстоящее десятилетие будет формирование условий для максимального насыщения деятельности производителей бюджетных услуг именно экономическим смыслом.


Для этого первым шагом со стороны руководителей бюджетных учреждений должна стать переоценка организации своей деятельности и минимизация ее противоречий с объективными законами развития экономики и производственных процессов.


Данные подходы позволят производителям бюджетных услуг полностью раскрыть свои потенциальные, конкурентные возможности, а также сделать достойные шаги в сторону экономической эффективности и нового качества жизни липчан.


Общественная или бюджетная услуга — это совокупность двух главных начал: объективной социальной необходимости и экономических возможностей общества. Поиск баланса пользы и смысла в этой сфере отчасти зависит от эффективного использования уже имеющихся у производителей ресурсов.


Учитывая мировой опыт, легко составить «портрет» хорошей услуги. Он предусматривает не только высокое качество, но и эффективное производство и управление ее производством. Услуга оперативно обязана реагировать на нужды и желания потребителей, но при этом, несомненно, оставаться подотчетной налогоплательщикам, и, конечно же, предоставляться справедливо.


Более двух десятков лет назад эффективные государства в качестве вектора развития своего социального сектора экономики на основе анализа, расчетов и мировой практики выбрали и последовательно расширяют производство общественных услуг на основе модели «выбора и конкуренции». Суть ее в том, что потребителям предлагают услуги, предоставляемые конкурирующими производителями. Это как раз тот случай, когда главным действующим лицом становится человек, имеющий возможность контролировать весь процесс отношений, в том числе и закупок.


Цифры и факты

-Сегодня в Липецкой области в сфере здравоохранения, образования, социальной помощи функционирует 537 учреждений. Общая численность работающих в этом сегменте превышает 83 тысячи человек.


-Годовой объем услуг, производимых только за счет бюджетных средств, достиг 4 миллиардов рублей. Причем ежегодно этот показатель увеличивается в среднем на 17 процентов.


-Объем ассигнований на деятельность учреждений здравоохранения, образования и социальной помощи только в 2012 году составил 23 миллиарда рублей, или 62 процента от общего объема расходов консолидированного бюджета.


-Ежегодно производители услуг заключают до 350 тысяч контрактов. Номенклатура закупаемых товаров, работ и услуг не только постоянно обновляется, но и расширяется. Сегодня она достигла уже трех тысяч единиц.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 18 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Встают «кордоны» на дорогах

Сергей Константинов
// Общество

Союз под патронатом Меркурия

Владимир Михайлов
// "Липецкой газете" - 100 лет
Даты
Популярные темы 



  Вверх