Ср, 20 Февраля, 2019
Липецк: -10° $ 66.25 74.91

Уважение со стажем

Елена БОЛОТСКИХ, Воловский район, фото автора | 04.09.2013

На воловский стадион я пришла до начала матча. Для страховки позвонила, но абонент Руднев не доступен. Но подвести он не может, а вот и звонок: «Извините — непредвиденное. Немного опаздываю, но через три минуты буду».

Ровно через три минуты мы уже беседуем в кабинете спорткомитета, а Геннадий Руднев прислушивается к стадиону — началась игра воловских футболистов с лебедянцами. Футбол, оказывается, можно слушать и через открытую форточку — зрительские эмоции, аплодисменты и возгласы соответствуют игровой тональности.

Болельщицкий интерес Геннадия Руднева понять можно — он и сам не один год играл в сборной района и теперь болеет всей душой, по крайней мере, матчи на стадионе в Волово старается не пропускать. И здесь не только личные пристрастия: Руднев в своей жизни ко всему, за что ни берётся, подходит ответственно.

Пауз в нашем разговоре почти не было, хотя говорили о многом. После окончания индустриально-педагогического факультета Липецкого пединститута желания оставаться в городе Руднев не испытывал. Получил специальность учителя труда и общетехнических дисциплин и вернулся в село — родное Вышнее Большое.

Отдел образования предложил альтернативу: вести НВП — начальную военную подготовку — в местной школе или уроки труда в Гатище — одном из самых отдалённых сёл района. Гатище своей отдалённостью не привлекало, но преподавать НВП тоже не особо хотелось. И на то, как говорит сам Руднев, была веская причина. Ещё до института он отслужил два года в армии. Служил в Сертолово Ленинградской области, и ему предложили обучать премудростям военного дела призывников разных национальностей. Многие приезжали из самых далёких мест необъятного Советского Союза, где и на русском не все говорили. И приходилось новобранцев ежедневно, кого-то и не один месяц, приучать с помощью могучего русского к военному делу — и портянки наматывать, и строевым ходить, на танке ездить и даже стрелять из него.

Начальство интересовалось только результатами, хотя проверки устраивало каждую неделю. И порой эта «учёба» изматывала и морально, и физически. Напрягала так, что и самим учителям служба мёдом не казалась.

— Армия мне долго снилась, — с ироничной улыбкой вспоминает Геннадий Александрович. — Снится, что не только занимаюсь с отстающими новобранцами, но им и ещё год один прибавляют к службе, и всё сначала…

И всё же он остался в своей школе. Учительствовал успешно, хотя пришлось проявлять универсализм. Контингент учеников, естественно, другой, не такой разношёрстный, чем в армии, и общий язык находить легче. Старшеклассники довольно быстро прониклись к нему с уважением.

НВП, по его мнению, без физподготовки и закалки — теория. Геннадий Александрович вспоминает, как с коллегой, тогдашним физруком Олегом Ивановичем Веретенниковым, проявили совместную инициативу — начали строить школьный стадион. Точнее, благоустраивать то, что было. Установили ворота, привели в порядок футбольное поле. По соседству соорудили гимнастический городок. Таким образом, параметры спортивно-оздоровительной территории у школы заметно расширились.

Завёлся и тогдашний председатель колхоза «Родина» Виктор Васильевич Гришанов — помогал и техникой, и материалом, и деньгами. Всё получилось, и вскоре на общем колхозном собрании — серьёзной инстанции тех времён — односельчане постановили: будем строить спортзал! Руководство района эту инициативу одобрило и поддержало. В кратчайшие сроки были выделены деньги, завезён кирпич. И работа закипела.

Для села Вышнее Большое появление нового спортсооружения — заметное событие. В спортзал, ставшим в буквальном смысле спортивным центром здорового образа жизни, потянулись и дети, и взрослые.

Так бы тому и быть, но наступали новые времена, последовали перестройки, переделки, переоценки. Одним словом, захотели как лучше… А колхоз вскоре обанкротился. Не устоял перед жизненными перипетиями и спортзал. Все моральные и материальные вложения пошли насмарку…

— Новые проблемы, новые заботы, а спортзал оказался изгоем. И остались от него крыша да стены, — говорит Геннадий Александрович. — Для мегаполиса это, конечно, мелочь, а для нашего села — серьёзная потеря. И маячит объект в укор всем нам, как памятник бесхозяйственности и безответственности.

С ним я полностью согласна. Но почему у нас так часто происходит? Если по навязанным обстоятельствам не может объект полноценно функционировать — закройте его на замок. Сохраните! Придёт время — другие откроют. Но ведь довели до такого состояния, что теперь вновь нужны средства — и на проверку аварийности сооружения, и на восстановление объекта, если это возможно.

…Благодаря тогдашнему руководству страны, посчитавшему, что НВП воспитывает в наших детях милитаристские наклонности, учит воевать, начальную военную подготовку в школе отменили, перестали преподавать. И Геннадий Руднев смело взялся за технологию. Он и по сей день её преподаёт, плюс часы уроков физической культуры — но это уже по собственному желанию.

Спрашиваю у Руднева: «Вы строгий учитель?» Задумавшись, отвечает: «Строг, но без излишеств. Дисциплина в школе должна быть обязательно. Нормальное отношение к любому делу расхлябанности не признаёт — ни в самом себе, ни в учениках. Так что без строгости нельзя. Здесь важен и результат. Надо довести до ума учеников, убедить их в том, что физическая культура занимает если уж не первостепенное, то заметное, значимое место в их жизни. От этого зависит и их собственное здоровье, и здоровье их будущих детей. Конечно, нужно учитывать и способности каждого ученика выполнять те или иные нормативы. Одно дело, когда природа недодала сил и таланта, другое, когда всему препятствует собственная лень. И надо всегда смотреть — у кого какие задатки есть, открывать возможности для их реализации. В общем, подход нужен к каждому».

Как и любому учителю, ему приятно, когда работа приносит плоды. Случается и по-другому — учишь-учишь, а дело заякорилось у мёртвой точки. Но Руднев не сдаётся, продолжает следовать своим принципам — учить, вкладывать и тянуть за собой. «Зёрна взойду, если за ними ухаживать», — считает он.

15 августа исполнилось 27 лет его трудовому стажу. Выслуга — за плечами. Я знаю учителей, которые, достигнув этой планки, в своём деле уже не столь активны. Руднев не из таких.

В этом вопросе они с женой единомышленники. Супруга Марина Васильевна — тоже педагог, учитель начальных классов. И для неё работа в школе — дело серьёзное. Впрочем, способна она себя проявить и во внешкольно-внеклассном формате. Руднев вспомнил случай, когда на второй день сельская свадьба осталась без гармониста — запропастился он где-то. Гости заволновались, приуныли, и тогда Марина Васильевна принесла баян и «врезала» так, что веселье тут же вернулось...

В школу они ходят вместе. Даже домашние разговоры школы касаются — коллеги советуются, делятся впечатлениями, учатся друг у друга. Своего рода, педсовет на дому. Своими детьми они вправе гордиться. Сын Александр Воронежскую авиационную техническую академию закончил с золотой медалью. В числе лучших выпускников удостоился чести побывать на приёме у тогдашнего президента страны Дмитрия Медведева. Сейчас служит в Калининграде. Дочь Юлия — будущий инженер-проектировщик, учится в Воронеже.

Заговорили с Рудневым и о поколениях: какие дети были прежде, какие в нынешние дни?

— Дети во все времена одни и те же, — считает Геннадий Александрович. — Разница лишь в том, в какой семье они растут. Всё зависит от родителей. Как они детей воспитывают, есть ли в семье порядок, каков уровень ценностей в домашних условиях? В большинстве случаев эти составные и накладывают отпечаток на моральное и духовное развитие подрастающей смены. Именно семья, и только семья — самая главная, самая первая инстанция в воспитании молодого поколения. Конечно, не последнюю роль в воспитании играет и общество. Но оно не всегда диктует полезные правила жизни. Значит, детей надо так воспитать, чтобы у ребёнка с пелёнок выработался иммунитет против вредных привычек, которые рекламируются на каждом шагу, против жестокости, против непорядочности по отношению к людям, что очень непросто… Сейчас всё активнее пропагандируется здоровый образ жизни, и это правильно. Но не надо просто наблюдать на телеэкране за теми, у кого построены бассейны, стадионы, комплексы. Надо и самим действовать, дарить своим семьям, своим детям и внукам радость от возможности быть здоровым. Приучать их к доступным ценностям — физкультуре и спорту!

...Есть у Руднева желание, чтобы спортзал в Вышнем Большом вновь заработал, чтобы большой спортивный зал был построен и в районе, чтобы возродилось массовое футбольное соперничество во всех населённых пунктах района, чтобы местные ребята реально представляли свои перспективы в родных сёлах. И после общения с Геннадием Александровичем я верю — так оно и будет.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных