lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
2 сентября 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Чернавская Третьяковка

02.09.2013 "Молодежный вестник". Екатерина Лёвина
// Культура
В далеком 1970 году в Липецкой области появилась… Третьяковская галерея! Что еще более удивительно, обладателем коллекции живописи и графики известных советских художников стал не Липецк или Елец, а… находящееся в стороне от основных дорог, почти «пограничное» село Чернава.

– Передовой опыт нашего скромного сельского клуба отметили на коллегии Министерства культуры РСФСР, – рассказывает об истории возникновения коллекции директор Чернавского поселенческого центра культуры и досуга Ольга Инютина. – Все произведения по распоряжению самой Екатерины Фурцевой нам подарил Московский художественный комбинат. В тот день работы тех же авторов отправляли в Третьяковскую галерею, отсюда и наша Малая Третьяковка.


Она хранит более ста живописных пейзажей и портретов, натюрмортов и графику. Узнаваемая размашистая манера Виктора Сорокина, акварельная невесомость Анатолия Климова, изумительная проработка светотени у Владимира Минаева, экспрессия линогравюр Евгения Бачурина и Алдоны Скирутите… Широкая публика их не видела, поэтому по инициативе возник совместный проект Центра изобразительных искусств (Липецк) и творческого объединения «ХОЛМ», который посвятили 60-летию области. «Молодежный вестник» выступил в роли информационного спонсора.


– Вы из города, да? А что делаете? – юркий мальчишка, крутившийся неподалеку добрых двадцать минут, все-таки решается подать голос. Голос оказывается неожиданно звонким в тяжелой монолитной жаре. Звонким и каким-то «солнечным», как и сам обрызганный веснушками паренек.


– Из Липецка, – киваю и машу рукой куда-то в неизвестном направлении, но чтобы было понятно – издалека. – Мои друзья пишут этюды и потом устроят у вас выставку. Видишь, краски, кисточки, мольберты. Они художники.


– Как дядя Коля? – деловито осведомляется мой новый знакомый.


Понятия не имею, кто такой дядя Коля, но на всякий случай киваю – судя по всему, он пользуется у парнишки большим уважением.


– А вы тоже художник? Где ваши краски?


Захлопываю блокнот с пометками и улыбаюсь.


– Нет, я журналист. Хочу рассказать в газете о вашем селе и о Малой Третьяковке. Ты знаешь, что там хранится уникальная коллекция?


– Да, мы с учительницей ходили смотреть, мне одна понравилась, с птицами, – оживляется мальчик и глубокомысленно добавляет: – А вы все-таки тоже художник.


– Почему? – теперь настал черед удивляться мне.


– Ну как же, их картины мы видим, а ваши в уме представляем. Они рисуют, и вы рисуете. Только они красками, а вы – словами.


Я прищуриваюсь против солнца и перевожу взгляд на маленькие фигурки, устроившиеся на склонах. Улыбчивая Аня, сейчас увлеченно и сосредоточенно склонившаяся над мольбертом. Балагур Петя в забавной шляпе, высматривающий что-то за горизонтом. Полускрытая травой Надя – наверное, снова приметила какой-нибудь живописный листок с непременной букашкой. По серо-сизой проселочной дороге неспешно идет Света, силуэт ее контурно чуть подрагивает в душном воздухе. Сюжеты? Вполне.


Так началось мое знакомство с Чернавой.


Еще через полчаса паренек пришел с друзьями, наперебой желающими показать нам еще более красивые места и почувствовать свою причастность к созидательному процессу. Потом стали подтягиваться взрослые – те некоторое время молча наблюдали, а затем стали солидно, со значением интересоваться, где можно посмотреть готовые работы и берут ли художники заказы. Ребята отшучивались, мол, портретистов среди них нет, все больше по речкам да лесам специалисты. Как бы то ни было, новость о пленэре и грядущей выставке быстро облетела Чернаву.


Пленэр объединил очень разных людей: как профессиональных живописцев, так и тех, чей род занятий с миром искусства не связан. От творческого союза молодых художников «ХОЛМ» в Чернаве собрались:


иконописец Евгений Артемов;


преподаватель липецкой ДХШ № 1 Анна Кушнарева;


мастер гончарной керамики из Лебедяни Петр Космаков;


преподаватели Липецкого техникума сервиса и дизайна Надежда Бутакова и Ксения Семенова.


Ученики: металлург Сергей Бабич и экономист Наталья Смольянинова.


Куратором пленэра от Центра изобразительных искусств выступила его директор Светлана Иноземцева.


Финансовую поддержку оказали учредитель Центра изобразительных искусств Лариса Присекина, депутат Липецкого горсовета Анатолий Давыдов и руководитель рекламного агентства «Форвард» Людмила Сешенова.


 


«Мне грезился древний храм…»


Художники – люди особенные. Им свойственно подмечать мелочи, как правило взгляд не цепляющие. В их среде и звуки будто бы сочнее, и запахи отчетливее, и цвета насыщеннее оттенками. Пленэр оставил в памяти каждого из них свои особенные истории. Сегодня ими поделилась Анна Кушнарева.


– Меня поразил Троицкий храм (вероятно, все же Троицкий, так как часть жителей называет его Троицким, часть – Никольским). Высокий, могучий, как богатырский шлем, забытый на высоком берегу речки Чернавки (вот и подумаешь, чем мы хуже Италии, и у нас есть свои «чудесные развалины»).


И что нас дернуло тащиться туда с тяжелыми рюкзаками и холстами... Но художники – люди, как ты говоришь, особенные, за удачным видом полдня прошагать могут. Поднялись на холм и замерли от восторга – у подножия храма озерцо, отражение не шелохнется, невольно вспомнился Покрова на Нерли.


Начинался мелкий дождь, и только мы укрылись, как припустил настоящий ливень. Весь день разрушенный храм укрывал нас. Только представь: толстенные стены из красного кирпича, все основательно, на века. Петр, оглядев кладку, как специалист одобрительно оценил крепость кирпичей: «Хорошие, непережженные. Такие стены дышат». Увы, росписей не сохранилось, лишь дыры в стенах остались от надругательства кладоискателей.


Написав этюда по три, мы загрустили и уже подумывали о смене ракурса, но дождик не пускал за пределы храма. Тогда Надя заметила, что мы, должно быть, еще не выполнили здесь своего предназначения. Мы покорно принялись работать дальше.


Удивительно, но храм манил к себе, и на следующий день мы опять пришли туда и вновь прятались от дождя. Зато нам посчастливилось написать его на закате, и динамичные тяжелые облака, и тихое озеро оказались весьма кстати.


О Наде и богомоле


Наша Надя – близкий друг всех букашек, козявок, птичек и прочей живности. Бабочки частенько с удовольствием прилетали к ней позировать. Однажды, когда мы писали рассвет, Надя обнаружила в траве «миловидного богомола». Посвятив нас в тяжелую историю богомольей жизни, она вежливо пригласила его к себе на этюдник. Не поверите, но богомол любезно согласился и в течение 10 (!) минут безропотно сидел там, лишь иногда поворачивая голову в сторону Пети, бегавшего вокруг с фотоаппаратом. После окончания сеанса и фотосессии богомол был аккуратно посажен на листик, где немедля поймал и с аппетитом скушал голубокрылую бабочку. Оголодал, бедняга, такая она, непростая доля модели!


О Жене


Мы его очень ждали. Обещал подъехать к середине пленэра, так что несколько дней и под дождем, и по солнцу тяжелые рюкзаки прижимали нас к земле. Длительные переходы и усталость сокращали количество этюдов. И вот он, волшебный день! Сразу же наша неподъемная ноша с нами вместе перекочевала в его замечательную машину. Теперь на рассветы, закаты, в дневные и ночные часы в любую точку Чернавы мы успевали с легкостью. Но если серьезно, Женю мы ждали просто потому, что очень соскучились и были искренне рады! Высокий, заметный, основательный и серьезный, он первым затевал долгие дискуссии об искусстве. А писал он, сидя в походном кресле, и был так похож на генерала на отдыхе!


О Пете


Особенный художник. Работает энергично, темпераментно, как будто фехтует. Стоит широко, кисточки в левой руке веером, оранжевая рубашка на фоне зеленой травы так и просится на этюд.


Пишет как-то Троицкий храм, и тут его бабочка одолела. То на плечо сядет, то на запястье, то на кисточку. Видно, тоже хочет в процессе поучаствовать. Уж как Петр только не ругался и не отмахивался и «злым варакушкой» бабочке грозился, та ни в какую. Последнее суровое увещевание было таким: «А то Наде отнесу, будешь ей полчаса позировать!» Бабочка задумалась, вспорхнула Пете на шляпу, а потом и вовсе улетела. Испугалась, видимо.


Надежда БУТАКОВА


Пленэр – это летнее чудо...


Ушли предзакатные грозы,


Погасли вечерние зори,


Над ними раскинулось море,


Где плавают крупные звезды.


Днем музы трудились на славу!


Пленэр – это летнее чудо…


В ДК мы развесим этюды,


В которых поем про Чернаву.


Село и его окрестности необыкновенно живописны. Встанешь где-нибудь с этюдником, и можно уже никуда не уходить – столько красивых видов открывается прямо перед тобой, слева, справа… А потом освещение меняется, вечереет – и пиши новые этюды, другой цветовой гаммой.


За весь пленэр к нам не прилетел ни один комар – так было комфортно и работать, и отдыхать! Настоящий курорт.


А какие там люди! Спокойные, с чувством собственного достоинства, доброжелательные. Идешь по селу – местные жители здороваются. Сначала нам, городским, было непривычно, а потом с таким удовольствием стали в ответ приветствовать и улыбаться – по-моему, в этом особая народная мудрость, желать здоровья всем окружающим.


Интересно разговаривать с селянами: о храмах, о художниках, о том, какая рыба ловится… Даже мимолетные встречи без слов запоминаются. Идем как-то утром на этюды, а у домика старенькая бабушка сидит. Закрываю сейчас глаза, и как наяву видится: солнечное утро, зеленая улица, в росистой траве живность пасется. И эта бабушка на нас смотрит – такая добрая, родная. Тепло от таких воспоминаний.


«За державу обидно»


Возможно, проект поможет решить и еще один очень важный для чернавского ДК вопрос.


– Когда-то у галереи был свой смотритель, сейчас катастрофически не хватает средств даже для поддержания условий хранения работ, – признается Ольга Инютина. – А они должны быть особыми, ведь под воздействием влаги, перепада температур, прямых солнечных лучей и живопись, и графика портятся. Осыпается красочный слой, поверхность трескается, подрамники может «повести», цвета тускнеют. Конечно, непростительно будет растерять все это, уже сейчас, спустя всего-то сорок лет, обладающее большой художественной и исторической ценностью. Вокруг часто говорят о преемственности поколений, о сохранении культурного наследия, о воспитании уважительного к нему отношения. Хотелось бы, чтобы слова не оставались просто словами.


А ведь посмотреть на нашу коллекцию приходят целыми делегациями, люди разного возраста, от школьников до пенсионеров. Кроме того, на поэтические чтения памяти нашего земляка, поэта-фронтовика Павла Шубина приезжают и гости из ближнего зарубежья. Тут уж, как говорится, за державу обидно.


Мы не претендуем на новое здание, старое в хорошем состоянии, только кое-где требуется ремонт, на который, увы, нет средств. И нет оборудованного для демонстрации картин помещения. Нам очень нужна помощь, и надеемся, на нашу проблему обратят внимание власти и все неравнодушные люди.


Ждите выставку в Липецке!


Да, скоро этими натюрмортами и пейзажами смогут полюбоваться и липчане – в начале осени выставка переедет в Центр изобразительных искусств (ТЦ «Ноябрьский»). Вместе с ней к нам уедет и часть чернавской коллекции.


– На мой взгляд, пленэр получился в меру созерцательным и достаточно продуктивным, – подводит итог директор центра Светлана Иноземцева. – Вспоминаю беседу с тамбовскими художницами, мамой и дочерью Ириной и Софьей Бирюковыми. Мы привозили в галерею их выставку «Сербия». Так вот, по их мнению, должно получиться не менее шести работ в день.


Еще один важный момент – узнаваемость. Все среднерусские пейзажи похожи, поэтому задача куратора – помочь художникам определиться с натурой. Это только кажется – выходи на любое место и пиши в свое удовольствие, а потом все работы будут как близнецы. Места в Чернаве красивые, есть очень приметные, старая мельница, к примеру, или заброшенная фабрика. Вот в таких и писали.


Темп и динамику задавала Аня Кушнарева, чтобы искали разные ракурсы, делали как можно больше этюдов. Потом, дома, по памяти и впечатлениям можно будет поработать по этим основам с фактурой, цветом, что-то подправить.


Вообще, любой пленэр – это огромная работа, как подготовительная, организационная, так и непосредственно творческая, ведь мы по сути внедряемся своим культурным пространством в пространство иное и пытаемся его как-то преобразовать. А оно в свою очередь меняет нас. От степени такого взаимного влияния и зависит успех.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 11 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Молитва священномученику Иоанну Кочурову

Светлана и Галина ШЕБАНОВЫ
// История

Цепь добра

Евгения Ионова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Более 1000 юных лебедянцев

регулярно приходят на занятия в местную спортшколу
Павел Жуков, фото автора // Спорт

Жизнь и вера Османовых

Удивительная история большой дагестанской семьи
Александр Хаустов, alekhaus_58@mail.ru // Общество

Найти ребенка

Елена Бредис // Общество

Поймай елочку

Анастасия Карташова, фото автора // Общество

Афиша

// Культура

Липецкая флотилия

Владимир Ребрик // История



  Вверх