lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание

Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество

Невероятно, или Пешком вдоль Байкала

02.09.2013 "Молодежный вестник". Олеся Болышова
// Общество

Мечта сбывается гораздо быстрее, если кто-то лелеет такую же. Проверено на себе. Я долго грезила Байкалом, пока не узнала, что рядом есть человек, готовый отправиться в путешествие к великому озеру. И вот уже рюкзаки собраны, палатка починена, новость о том, что целлюлозно-бумажный комбинат закрыт, получена, билеты куплены еще в марте. Оставалось только запереть квартиру на ключ и отдаться во власть дороги, забыв о ежедневных хлопотах и заботах…

МИМО ЛЕНИНА – К ДАЦАНУ

Главной целью нашего путешествия был самый крупный остров Байкала – Ольхон. Но, как он нас ни манил, мы не могли избежать искушения прогуляться по Улан-Удэ, куда приземлился самолет. Первым впечатлением от столицы Бурятии стала незапланированная остановка маршрутки – дорогу неспешно переходило стадо коров.

Под звучащее в салоне цоевское «Перемен требуют наши сердца» мы рассматривали небольшие домики окраин, фигуры тигров у въезда на мост над рекой Селенга, горы в дымке. Затем прогулялись по пешеходной улице, послушали классику у музыкального фонтана рядом с Бурятским театром оперы и балета, промерили шагами огромную площадь Советов, где сфотографировались с грандиозным памятником Ленину и изучили вернисаж Зорикто Доржиева под открытым небом. Но больше, чем архитектурные объекты и ландшафтные решения, нас интересовали люди. Имея смутное представление о внешности коренного населения, мы и не предполагали, что буряты настолько красивы. Дети, взрослые, старики – их персоны приковывали взгляд, заставляли любоваться открытыми лицами, особенным разрезом глаз, цветом волос и даже манерой держаться.

Не могли оставить без внимания и «брендовую» достопримечательность Бурятии – знаменитый Иволгинский дацан, центр буддизма в России. Любопытно познакомиться с другой духовной культурой. Многое для нас было внове: ламы, проводящие экскурсии по территории комплекса, разноцветные, словно сказочные домики, храмы, доносящиеся из них необычные для православного человека песнопения. Оказывается, ходить по территории положено, как солнце, слева направо, а не так, как мы, – в хаотичном порядке от одного яркого здания к другому. Удивил и способ «чтения» молитв: на территории дацана расположены десятки больших и маленьких барабанов. Внутри хурдэ (так они называются) находятся написанные на ткани мантры. Один оборот такого барабана у буддистов приравнивается к прочитанной молитве.

Увидеть феномен Иволгинского дацана нам не удалось, хотя рассказов о нем наслушались и до, и после, и во время путешествия. В одном из специально выстроенных зданий находится Хамбо Лама Итигэлов. Глава буддистов Восточной Сибири был похоронен в июле 1927 года. Свое тело он завещал достать из могилы спустя 75 лет. В 2002 году захоронение было открыто: Итигэлов сидел в позе лотоса, с нетленной кожей. Исследования показали, что органическая составляющая тела не претерпела никаких изменений и имеет прижизненные характеристики. Более того, рассказывают, что во время служб лама покрывается потом, прибавляется и вес. Воочию увидеть Итигэлова обычному человеку можно в дни главных буддийских праздников, один из которых, кстати, отмечался спустя 4 дня после нашего посещения дацана.

ГДЕ ПОТЕРЯЛИ ДЕНЬ?

Почти шестичасовой полет из Москвы тоже был приключением: вздремнув пару часов, мы и не заметили, как глубокая ночь сменилась днем. Разница во времени со столицей составляет пять часов. Перестроились на новый лад очень быстро – просыпались утром, а с наступлением темноты нас уже клонило в сон. Единственное неудобство вызвала отправка смс домой: так хотелось поделиться с близкими впечатлениями от ежедневно открывающейся красоты, что порой забывали о временном несоответствии. Вряд ли бы в родных пенатах порадовались полуденному воскресному сообщению – на часах в Липецке было семь утра. А о том, чтобы включить телефон в «сибирские» десять утра, не было и речи.

К слову, спустя несколько дней перемена часового пояса сыграла с нами злую шутку. Остров Ольхон входит в Прибайкальский национальный парк, и в некоторых отчетах мы читали, что возможна оплата пребывания на его территории. Так вот, в один из дней, когда мы любовались закатными видами озера Ханхой, отделенного от Байкала песчаной косой, около нас остановилась машина. Представившись, сотрудник парка сообщил о необходимости оформить оплату. Мы, впрочем, не возражали – за состоянием этого участка хорошо следят: выстроены туалеты, установлены мусорные контейнеры, лавочки около обустроенных костровых мест. Кстати, удивили нового знакомого радостью расставания с монетами (меньше нести на себе!). Когда же речь зашла о датах пребывания на острове, мы вдруг узнали, что сегодня не 10-е, как ошибочно посчитали, а 11-е число. Так что эта встреча спасла нас от неминуемого опоздания на самолет…

ТАК КТО ИЗ НАС ДИКИЙ?

Я много слышала о том, что Ольхон – самое посещаемое место на Байкале и оттого «самое попсовое». Не верьте слухам и, как мы, начните знакомство с великим озером именно с него. За 10 дней пешего похода вдоль берега мы ни разу не увидели двух одинаковых пейзажей, а каждая следующая открывающаяся панорама заставляла сердце замирать от восторга и выдавать одно только слово: «Невероятно!». «Попсовым» место делает неумение замечать эту красоту и потребительское отношение к окружающему миру. Очень обидно было читать в купленном по пути сибирском издании высказывание местного чиновника о том, что именно приезжающие сюда отдохнуть «дикарем» загрязняют берега Байкала. Уж поверьте мне, ни один турист, тащащий многокилограммовый рюкзак на спине ради того, чтобы погрузиться в мир природы, не будет плевать ей в душу оставленными консервными банками и тем более бутылками из-под спиртного. Да и зачем здесь алкоголь: открывающиеся с возвышенностей виды местных красот опьяняют не меньше. Мусор мы тщательно собирали в мешок, прихватывая порой и пару банок, оставленных горе-отдыхающими, и несли до ближайшего контейнера. Кстати, самым загрязненным участком на нашем пути оказался пятачок, на котором место для отходов располагалось рядом с автомобильной дорогой. Видимо, водители и пассажиры не удосуживались выйти из машины, чтобы выкинуть использованные упаковки и тару. Спасибо, хоть не на берегу разбросали. Вот вам и «дикие»…

ПО ДОЛИНАМ И ПО ВЗГОРЬЯМ

Свой маршрут мы, вопреки советам из Интернета выбрать стартовой точкой Хужир – самый крупный поселок Ольхона, начали с переправы. И нисколько об этом не пожалели. Холмы степной части явно хотели нам показать истинное значение слова «раздолье». Охватить единым взором красоту уходящих вдаль лугов с розовато-фиолетовыми цветками чабреца, в любопытных разводах вод Байкала, в голубоватой дымке, а оттого нечетких, очертаний материка было невозможно. Но желание объять необъятное нас не покидало, и при любом удобном случае мы взбирались, порой оставив рюкзаки пониже, на самую высоту.

Нам было известно, что в степи нет дров, поэтому взяли с собой газовую горелку. Но ни разу ею не воспользовались. Казалось, мы пришлись острову по душе – и он делал нам такие великолепные подарки. В некоторых местах находили дрова, оставленные за ненадобностью возвращающимися домой рыбаками, а где-то пользовались дарами батюшки-Байкала. Чувствовала себя Робинзоном Крузо, когда собирала по берегу обкатанные-обласканные волнами, а оттого гладкие и белесые щепки, ветки и бревнышки. Просушенные на жарком солнце, они идеально горели, ускоряя процесс приготовления пищи путниками, уставшими от полной впечатлений дороги. Впрочем, как мы потом узнали, хороший жар дают и сухие лепешки навоза, оставленные в степи пасущимися стадами.

Ветер, беспрепятственно дующий по необъятным просторам, облегчал путь под дарящим надежный золотистый загар солнцем (на острове осадки редки). Впрочем, однажды он заставил нас серьезно побеспокоиться. Не знали, как реагировать на довольно сильные порывы ветра, которые, как заверил нас рыбак, прекратятся спустя пару часов. Зато проверили прочность палатки и… стали свидетелями редкого явления: оказывается, все здешние ветры дуют с Байкала, а этот, под названием Ольхон, – с острова. Он нечастый тут гость. Природа словно старалась показать всю свою красоту, которую мы сумели рассмотреть и в этом ночном приключении, и в темных грозовых тучах (которые все-таки до острова не долетели). Воздушный змей, почувствовав простор, так и рвался из рук, еще ярче горел оранжевым пятном на фоне темно-синего неба и ставшей вдруг бирюзовой воды.

ШАРА-НУР И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ

Степи сменились лесом, когда мы решили отправиться к горному озеру Шара-Нур. Кстати, этот переход оказался самым длинным – за день с рюкзаками за спиной прошагали более 20 километров. В глубь леса забираться не боялись – на Ольхоне медведей нет, как и волков. Хотя местные потом нам сказали, что последних все-таки видели – видимо, перешли сюда зимой по льду. Незнание сего факта избавило нас от лишних тревог. Дорожку окружали высокие сосны и лиственницы, и мы очень жалели, что ни словами, ни фотографиями невозможно передать этот поистине волшебный хвойный запах. После прогулки к озеру у моего спутника пропали признаки насморка. Тропинка то спускалась, то поднималась, радуя нас огромными толстоствольными деревьями, залитыми солнцем полянками, разноцветьем трав и цветов. И вот мы у Шара-Нур, единственного соленого озера на Ольхоне. Примечательно оно своими целебными свойствами (говорят, его вода помогает при артритах), а также возможностью увидеть диких птиц и животных, которые приходят сюда. Лето, как рассказали местные, было засушливым, поэтому озеро заметно обмелело.

В степной части нам тоже встретился необычный водоем. Нуку-Нур – непривычно ярко-желтого цвета озеро – знаменито биологическим разнообразием: дно так и кишит микроорганизмами. Побывали мы и на самой северной точке Ольхона – мысе Хобой, с которого открывается великолепный вид на обе части Байкала – Малое и Большое море. К сожалению, только после дождя легкая дымка над водой рассеивается и можно разглядеть очертания противоположного берега и Ушканьи острова, лежбище байкальской нерпы.

Главная достопримечательность Ольхона – мыс Бурхан, вернее, рядом стоящая скала Шаманка. С ней знаком, наверное, каждый из нас: она считается символом Байкала, и ни один фильм или фотоальбом не обходится без ее изображения. Мыс примечателен тем, что одинаково почитается последователями разных религий – от шаманистов до буддистов. Бурхан – одна из девяти святынь Азии. Вести себя на столь значимом месте стоит соответствующе, о чем предупреждает информационный стенд. К сожалению, прислушиваются к предписаниям далеко не все приезжие. И даже забираются в сквозную пещеру в скале, доступ в которую в былые времена был открыт только шаману. Древние наскальные рисунки уже практически исчезли «благодаря» современным живописцам в стиле «Здесь был Вася». Однако местные жители, даже не имеющие отношения к указанным религиям, с уважением относятся к мысу. И с удовольствием показывают «хозяина острова»: если посмотреть на Шаманку с одной стороны, очертания скалы приобретают конкретный образ. Кажется, спит здесь огромный дракон и веки его опущены. Второй дракон четко вырисовывается тенью между двух скал Шаманки. Кстати, согласно легендам, на Ольхоне (а кто-то считает, что именно на Бурхане) нашел свой последний приют знаменитый Чингисхан. Его мать была из курыкан, древнего населения острова.

И это все о нем

В разные времена наделяли Байкал самыми звучными эпитетами: «Священное море», «голубое око Сибири», «мировой источник питьевой воды», «священный дар природы», «оазис девственной природы Земли», «сакральный центр Северной Азии».

Что за позы?

– Не забудьте попробовать позы, – напутствовал нас знакомый перед отъездом на Байкал.

Бурятское блюдо под таким названием можно заказать в любом кафе. Кстати, повсеместно встречаются позные (как у нас раньше чебуречные и пельменные). По виду буузы (второе название блюда) очень похожи на манты. Отличие – в открытом верхе позы и способе употребления: едят их руками. Не менее сытным оказался шарбин – местные лепешки с мясной начинкой. Попробовали мы и знаменитого омуля – рыбу, которая обитает только на Байкале. Причем в самых разных вариациях – с ухой, в копченом и вяленом виде, в блюде под названием сагудай (свежая рыба, заливаемая растительным маслом со специями).

Туристу на заметку

Вопреки расхожему мнению, на Ольхон интересно попасть не только летом, в пик туристического сезона. Как рассказывают местные жители, осенью природа радует глаз яркими красками – растущие у берега и на опушках лиственницы, защищающие сосны от сильных ветров, желтеют, чтобы затем сбросить хвою. Зимой здесь не так многолюдно, но на новогодние каникулы от желающих приехать сюда отбоя нет. Виной всему задумка предприимчивого владельца одной гостиницы в Хужире: он приглашает музыкантов, которые создают особую творческую атмосферу. На концерты и вечерние посиделки приходят с удовольствием и местные. Но больше всего манит любителей приключений весна: в начале марта лед Байкала крепок, а здешние ветра сдувают снег с его поверхности. Рассматривать причудливые узоры замерзшей воды и удивительным образом застывшие торосы – одно удовольствие. К тому же в это время можно увидеть белька – детеныша байкальской нерпы. В общем, для любителей катания на коньках – предел мечтаний.

Определиться, какое время вам по душе, лучше заранее. Так вы сэкономите кучу средств. Даже если начало вашего маршрута запланировано в Иркутске, рассмотрите вариант с полетом до Улан-Удэ (около 6 часов на самолете). Разница в ценах ощутимая. До искомой точки оттуда вы легко доберетесь на поезде или маршрутках, которые часто курсируют прямо от железнодорожного вокзала. И заодно столицу Бурятии посмотрите.

Чем раньше приобретете билет, тем дешевле он вам обойдется. Уже за месяц до отправления цены так взлетают, что доступными их не назовешь даже с большой натяжкой.

Если планируете взять довольно много вещей, выберите «Аэрофлот»: при норме багажа большинства авиакомпаний в 20 килограммов, у этого разрекламированного перевозчика вы сможете положить в свой баул на 3 килограмма больше. И не придется придумывать что-то, к примеру, в жару надевать на себя все теплые вещи, чтобы не переплачивать за превышение веса, как это нередко делают туристы-походники.

(Продолжение читайте в следующем номере)

Поделиться ссылкой:
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 19 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +14C°

Такие «свидетели» нам не нужны

Кирилл Васильев // Общество

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История