lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
2 сентября 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Что год учебный нам готовит?

02.09.2013 "ЛГ:итоги недели". Ольга Головина
// Образование
Фото Николая Черкасова
Фото Николая Черкасова

Для кого-то двери школы распахнутся впервые, кому-то предстоит ЕГЭ, а кто-то начнёт познавать азы выбранной профессии. Кстати, недавно выяснилось, что Россия стала самой студенческой страной. Правда, это благодаря тому, что с 90-х годов количество вузов увеличилось почти в два с половиной раза.


Последнее десятилетие наша система образования претерпела столько реформ и нововведений, что просто удивительно, как ей ещё удаётся оставаться эффективной, а нашим ученикам – образованными и эрудированными.


Безусловно, без реформ нельзя. Время неумолимо бежит вперёд. Советские педагоги вряд ли могли даже представить, какой объём информации будет доступен нынешним детям благодаря Интернету. Но, несмотря на новейшее техническое оснащение, которое теперь имеют даже самые периферийные школы, мы всё чаще слышим о несоответствии образования сегодняшним тенденциям жизни. Уже оскомину набила ситуация с ЕГЭ, к которому давно относятся не как к проверке всего багажа знаний, а как к препятствию, которое надо преодолеть. Ни для кого не секрет, что к Единому госэкзамену готовятся не только в школе, но и с репетиторами. В этом году практически во всех регионах России сдача государственного экзамена сопровождалась громкими скандалами. Липецкая область не исключение. И это лишь небольшая часть айсберга под названием кризис образования. Мы так долго ругали отечественных учителей, что сегодня пришли к другой проблеме: их просто нет. Молодые педагоги не идут в школу: не устраивает перспектива маленького заработка, нервной работы и бесконечных претензий. В одном из своих интервью министр образования и науки Дмитрий Ливанов заметил, что учитель в школе, преподаватель в вузе и учёный, который работает в научно-исследовательском институте, – это интеллектуальная элита и мощь, которая не менее важна, чем мощь военная, политическая, экономическая. И если мы хотим, чтобы Россия была интеллектуальным лидером, нам нужно, чтобы эти люди получали достойную, конкурентоспособную зарплату. Поэтому приоритетной задачей министерства является доведение зарплаты педагогов и учёных до нормального, конкурентоспособного уровня, который будет им обеспечивать не только достойное существование, но и уважение в обществе. Будущую школу Дмитрий Ливанов видит «как место, куда ребёнок хочет утром». Школьнику должно быть интересно. Иначе он не будет отдавать свои силы этому делу. И, кстати, вечером, по мнению министра, «он должен не хотеть уходить из школы».


Бесспорно, многое уже сделано. Зарплата учителей, по данным министерства, за последнее время возросла в два раза и продолжает повышаться ежеквартально – и в среднем по России, и по каждому региону в отдельности. Эта тенденция сохранится и в будущем. Улучшились условия и для сельских педагогов. Теперь их труд оплачивается вполне прилично. Но, с другой стороны, непонятно: почему начинающие учителя должны получать большие деньги? Что они умеют? Что из себя представляют? Им только предстоит стать Учителем. Вряд ли менеджер, устраивающийся в коммерческую организацию, рассчитывает в первое время на огромный доход. Весь свой испытательный срок он «сидит» на минимуме, и ещё не известно, как сложится оплата его труда в дальнейшем. Хочется надеяться, что те, кто не пошёл в педагогику, своим решением принесли ей только пользу. Есть и ещё одна простая догма. Повышая доход преподавателей, логично предъявлять справедливые требования к результатам их работы. Такая практика только начинает складываться.


Но уже сегодня ясно: кто стремится работать в современной школе, а значит, применять инновационные подходы, использовать технические новинки, делать процесс творческим, интересным и нетривиальным, реально увеличит свой заработок. Сергей Алиев, абсолютный победитель областного конкурса «Учитель года Липецкой области в 2013 году», рассказал, что лично у него и его коллег зарплата за последнее время значительно выросла, в первую очередь за счёт стимулирующего фонда.



Педагоги всех районов, объединяйтесь!


О самых актуальных проблемах, в которые сегодня погрузилась педагогическая отрасль, перспективах работы на следующий год шла речь на традиционном, уже девятом по счёту, образовательном форуме, проходившем в Липецкой области с 23 по 29 августа.


Открытие прошло в формате видеоконференции «Региональное образование: перспективы и возможности роста». Её участники – педагоги дошкольного, общего и дополнительного образования всех муниципалитетов, руководители образовательных учреждений. Тем для обсуждения немало: подготовка к новому учебному году, итоги проведения ЕГЭ, проблемы молодых учителей.


Приветствуя педагогов, председатель областного Совета депутатов Павел Путилин подчеркнул, что липецкая педагогика имеет славную историю.


– Мы гордимся липецкой школой, – сказал Павел Иванович. – Она сильна своими традициями и качественным образованием, которое учащиеся постоянно подтверждают высокими результатами. От имени регионального парламента я хочу поблагодарить вас за высокий образовательный уровень в регионе. Каждый депутат, сельсовета, райсовета или областного Совета, с особым вниманием относится к школьным вопросам. Все инициативы, которые направлены на модернизацию и повышение уровня образования, находят поддержку у депутатов всех уровней.


Заместитель главы администрации Липецкой области Людмила Куракова отметила, что область готова к началу учебного года. Для этого проделана огромная работа, привлечены серьёзные финансовые средства. Большинство заведений дошкольного, школьного, высшего образования укрепили и значительно улучшили свою материальную базу.


Руководители и педагоги 30 школ региона получили благодарственные письма за высокие показатели качества образования. На поощрение школ-лидеров из областного бюджета выделено 45 миллионов рублей.


Но был повод поговорить и о проблемах. Тревожно прозвучал факт, что в системе образования Липецкой области в последние годы наметилась устойчивая тенденция старения педагогических кадров. Окончив пединституты, выпускники предпочитают другие места работы.


Чтобы молодые педагоги смогли познакомиться, пообщаться, поделиться наработанными навыками, с 24 по 25 августа в оздоровительном комплексе «Клён» провели II Слёт молодых учителей. Незабываемые мастер-классы показали победители областного пуб­личного конкурса «Учитель года Липецкой области» и конкурса лучших учителей в рамках национального проекта «Образование». Своё слово в «Педагогическом дебюте» сказали начинающие педагоги.


О работе образовательного форума и о том, что ждёт педагогическое сообщество региона, «Итоги недели»» поинтересовались у начальника управления образования и науки Липецкой области Юрия Тарана:


- Предстоит работа по внедрению профессиональных стандартов работников образования и новых образовательных программ, – рассказывает Юрий Николаевич. – Не за горами введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и старшей школы, где особое внимание будет уделяться профильному образованию, связанному с точными науками. В этом году в работе форума появилось новое направление: «Слёт молодых педагогов». Очень хотелось бы, чтобы голос молодых коллег не затерялся в многоголосном хоре педагогического сообщества региона. Пообщавшись с ними, я убедился в том, что идеи и задор молодых помогут многим педколлективам быстрее и продуктивнее войти в процесс модернизации образования.


От конференции, которая открывала IX областной педагогический форум, у меня остались хорошие впечатления. Были разные подходы и разные позиции в рамках наших общих вопросов, которые раньше ощущались особенно остро и казались непреодолимыми. Не такими болезненными и глубокими становятся проблемы городских и сельских школ, чиновников и рядовых педагогов, родителей и учителей. Мы стали лучше понимать друг друга.


О детских садах


– Проблема нехватки детских садов возникла несколько лет назад не только в Липецкой области, но и в стране в целом, – продолжил Юрий Таран. – Говорить о причинах уже не имеет смысла. Главное, что постепенно ситуация улучшается и стабилизируется. В Грязинском, Данковском, Добровском, Краснинском, Лев-Толстовском, Становлянском, Усманском, Хлевенском, Чаплыгинском районах очередей уже нет. Сложнее ситуация в Липецке. В этом году 972-м маленьким липчанам в возрасте от трёх до семи лет не досталось мест в детсад. Но не думаю, что ситуацию можно считать катастрофичной. Уже не первый год родителям детей, не обеспеченных местами в муниципальных дошкольных учреждениях, выплачивается ежемесячная субсидия в размере пяти тысяч рублей. Только за август этой субсидией воспользовались 1038 человек. А в бюджете на год заложена внушительная сумма – более 95 миллионов рублей.


И тем не менее хочу заверить родителей малышей: через два года все дети трёхлетнего возраста будут обеспечены местами в детских садах. Во-первых, к 2015 году планируется строительство пятнадцати и реконструкция девятнадцати дошкольных учреждений. Во-вторых, откроются 67 дополнительных групп в работающих детсадах и школах. В-третьих, будут созданы 4 частных детских сада и 6 семейных групп. Скоро почти полторы тысячи дополнительных мест появится за счёт завершения строительства двух детсадов в 28 микрорайоне Липецка на 260 мест и в Чаплыгине на 80 мест. Новые, современные садики откроются в Добринке (80 мест), Долгоруково (110 мест) и в микрорайоне Липецка «Университетский» (260 мест). Обновятся за счёт ремонта и улучшения материальной базы два садика в Ельце, по одному во Льве Толстом, сёлах Сапрон и Набережное Воловского района, Уткино и Бутырки Задонского района. А к 2018 году в дошкольные учреждения смогут попасть все желающие дети от одного до семи лет.


Отдельно хочу отметить, что за последнее время в регионе активно развивается практика частных детских садов. До конца года в Липецке появятся ещё два таких детсада. И надо признать, что они достойно конкурируют с государственными садиками, предлагая широкий спектр воспитательных и образовательных услуг, подбирая для работы талантливых и профессиональных педагогов. Эта коммерческая инициатива получает поддержку в виде субсидий за счёт средств местных бюджетов. Всё большую популярность приобретают и альтернативные дошкольные учреждения – развивающие детские центры, клубы, частные домашние детские сады, оказывающие услуги по присмотру и уходу за детьми или их дополнительному образованию. В настоящее время насчитывается более 40 организаций и индивидуальных предпринимателей, которые работают в этом направлении. Ведётся работа по организации семейных дошкольных групп, групп присмотра и ухода за детьми.



О школах


– Радостным событием начнётся учебный год для ребят в 28 микрорайоне, – поделился доброй новостью Юрий Николаевич. – 1 сентября здесь торжественно откроется новая школа № 18. Пока она принимает учащихся 1-4 классов. В будущем её смогут посещать 800 детей. Проект учебного заведения – типовой для всех современных учреждений образования, но с новыми наработками. Актовый зал оборудован кондиционерами, а сцена увеличена и идеально подходит для проведения различных праздничных и торжественных мероприятий. В школе светлая, вместительная столовая. В общем, все условия для реализации творческих и спортивных способностей детей здесь на высшем уровне. Школьники будут посещать бассейн, два спортивных зала, уличное поле для футбола, баскетбола и волейбола. Ещё предусмотрели хореографический зал, изостудию, мастерские для мальчишек – столярную и слесарную.


Немаловажно, что эту школу смогут посещать дети с ограниченными возможностями здоровья. Для инвалидов-колясочников предусмотрены пандусы, специальный лифт и туалеты.


Но есть и весьма больные вопросы. Сегодня Лебедянь остро нуждается в новой школе. Из трёх городских школ одна (СОШ № 2) располагается в зданиях постройки прошлого и позапрошлого веков, начальное звено гимназии № 1 размещено хоть и в благо­устроенном, но тоже совершенно устаревшем помещении. Причём занятия у малышей проходят в две смены. Проект новой школы в северо-западной части Лебедяни, рассчитанный на тысячу человек, уже готов. К сожалению, всё упирается в вопрос финансирования. Как только появятся средства, строительные работы начнутся. О новой школе пока только мечтают и в Задонске. Надеемся, что этим планам суждено осуществиться. Для постройки современной альма-матер с бассейном отведён земельный участок площадью более четырёх гектаров. На изготовление проекта, который будет готов к концу года, выделено полтора миллиона рублей.


Не могу не сказать и о малокомплектных школах. Тем более история школы села Слободка Лебедянского района получила широкий резонанс не только в местных СМИ, но и в федеральных. Судьбу школы будут решать педагогический коллектив, родители и районные власти, заверившие, что сумеют найти общий язык с «протестующими». Но надо заметить, что учебное заведение постройки начала прошлого века находится в аварийном состоянии, а зимой отапливается углём. Без реконструкции учиться в ней становится всё опаснее. А всего в области 39 сельских малокомплектных школ. Норматив их бюджетного финансирования учитывает фактические затраты, не зависящие от количества обучающихся и воспитанников. Три малокомплектных школы – в сёлах Вислая Поляна и Новосильское Тербунского района и в селе Ивановка Данковского района – работают в дистанционном режиме с базовыми школами.



О ЕГЭ


– В следующем году ожидается новый Порядок проведения ЕГЭ, – сообщил Юрий Таран. – Изменения в КИМах (контрольно-измерительных материалах) по предметам сейчас обсуждаются на сайте Федерального института педагогических измерений. Думаю, что большинство предметов не претерпят существенных изменений, незначительные коррекции в КИМах коснутся русского языка, химии и обществознания. Результаты Единого государственного экзамена при приёме в вузы, в соответствии с Федеральным законом, который начинает действовать 1 сентября 2013 года, будут действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов. По старому Закону этот срок истекал 31 декабря года, следующего за годом его получения.


Хотелось бы, чтобы госэкзамен проходил без нарушений и конфликтов. А их причина одна – несоблюдение инструкций и требований.


Чтобы избежать печальных историй, которые случились в этом году, необходимо усилить информационную работу: проводить ученические и родительские собрания, публиковать разъяснения в средствах массовой информации, устраивать встречи с общественностью. Кроме того, нужно совершенствовать и саму процедуру ЕГЭ. Чётко выполнять правила экзамена должны все привлекаемые для этого люди. Неплохо бы усилить контроль и надзор за тем, как проходит испытание, а кабинеты оборудовать видеокамерами. Так что впереди у нас много работы.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 20 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх