lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
24 августа 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Люди и демоны

24.08.2013 "Липецкая газета". И. Неверов
// Культура
Фото Николая Черкасова

Не только поэтам, но и читателям поэтов приходится ворочать «единого слова ради сотни тонн словесной руды». Если авторы, сочиняющие стихи и прозу, сами не нашли крупинок драгметалла, тогда и преодолеваешь пустую породу многостраничных текстов, рифмованных банальностей и миниатюр ни о чем в надежде все-таки отыскать что-нибудь стоящее. Таким тягостным процессом чаще всего становится для рецензента чтение подряд, без пропусков толстого литературного журнала.


Тем не менее второй в нынешнем году номер «Петровского моста» хоть и не слишком щедро, но вознаграждает этот труд. Как ни странно, но самую сильную прозу я обнаружил не в беллетристическом разделе, а там, где печатаются статьи по истории, обзоры книг, публицистика и мемуары. К 70-летию Победы редакция предложила буквально три странички воспоминаний Нины Погодиной о военном детстве. Они написаны на зависть точно и просто. Никаких общих мест. Все свое, когда даже известные по другим мемуарам сюжеты и подробности, начиная с проводов на фронт, гибели отца, жуткого военного голода, увидены словно впервые. Протерли запылившееся стекло, и прошлое обрело ясные, четкие, жесткие очертания.


Не обессудьте, но я процитирую пару абзацев — по-моему, они того стоят. «Солдаты и офицеры, пришедшие с войны, потянулись к маленькому ребенку, каждому хотелось погладить или угостить малышку. Официантки, посудомойки, не стесняясь, плакали, а я спросила маму, чем дяди пахнут, и мама коротко ответила: «Войной». Тогда я не понимала, что дяди с винтовками пахли смазкой и железом, табаком и потом. Но я безошибочно узнала этот запах войны, когда вернулся с фронта брат отца, мой крестный. Он прижал меня к своей широкой груди, и, почувствовав знакомый запах, я спросила: «Крестный, ты пахнешь вой­ной?» Хотя к тому времени запах войны был для меня уже и запахом крови». Заметки Поповой называются «Войны горчичный вкус».


Любопытен рассказ «День ВДВ» молодого литератора Бориса Бужора. Кажется, именно «Петровский мост» Бужора и открыл — это не первая публикация автора в журнале. Сперва обстоятельные картинки праздника десантников. «Голубые береты» пьют, шумят, лезут на рожон, дерутся с ОМОНом и помогающими ему военнослужащими. События узнаваемые, интонация повествователя окрашена досадливой, раздраженной иронией. А в финале — сюрприз: фантасмагорическая вариация шекспировского тезиса «весь мир — театр, все люди в нем актеры». Только что закончившийся бестолковый, пьяный день вдруг оказывается спектаклем — с декорациями, бутафорией, массовкой, светом рампы. Развязка, согласитесь, занятная, загадочная, она дразнит воображение и наводит на любопытные мысли.


Из поэтов номера я бы выделил Геннадия Рязанцева и Леонида Ширнина. Рязанцева в первую очередь. Не буду анализировать его подборку «Все иллюзорно, кроме вечности» — не помещусь в отведенные мне газетные рамки. Но опять же приведу — причем теперь уже полностью — одно восьмистишие:



Всходило солнце в шесть утра,


Сначала освещало раму,


Затем портьеру, часть ковра


И спящую тихонько маму.



Свет огибал овал плеча,


Изгиб руки, волос колосья.


И яркость первого луча


Делила мир на до и после.



А теперь — не о словесных, а о визуальных впечатлениях. В журнале есть очерк Ирины Кулешовой о чете талантливых художников Николае Сысоеве и Нине Скорубской. Он проиллюстрирован репродукциями картин. Этих живописцев уже нет на свете, но искреннее приятие мира и доброта, пропитавшие их живопись, не утратили власти над зрителями.


Помимо картин мы увидим фотопейзажи Наталии Демчевой. Она поэт. Ее стихи читатели «Петровского моста» знают. Взяв в руки фотоаппарат, Демчева осталась поэтом. Оцените, кстати, как меняется, углуб­ляется смысл изображения, как раскрывается его метафорическая подоплека благодаря коротким подписям к снимкам. Сине-белый зимний пейзаж — «Хрустальный звон»; легкие, с кружевным переплетением ветвей, березы в обрамлении тяжелых заснеженных елей — «Березовая фреска»; растущие из общего корня тонкие стволы — «Девичьи руки».


Думаю, не пропустят читатели пьесу «Война. Самолет. Девушка» — о жизни и гибели советской летчицы Евгении Рудневой. Жаль, что в журнале не сообщили нам о реальной, документальной основе произведения. Это не то что оправдывало бы, но объясняло одномерность характеров, прямолинейность и избыточный пафос диалогов, некоторую, так сказать, архаичность всей конструкции.


Но, пожалуй, куда архаичнее выглядит другая публикация — роман «Игровая зависимость, или История одной любви» Тамары Алексеевой. Автор взялся за необычный для нынешней прозы материал, пойдя по стопам «Пиковой дамы» и «Игрока». Молодой человек, завороженный, зомбированный азартом рулетки и «одноруких бандитов». Мать-учительница безнадежно пытается его расколдовать. Самое интересное в романе — короткие зарисовки о тех, кто попал в капкан игромании. Для далеких от этого безумного, безумного мира людей читать о нем любопытно и жутковато, поневоле возникает тревожный вопрос: а вдруг и в тебе дремлет тот же разрушительный Демон азарта?


Итак, роман о неподлинном, уводящем от жизни, веры, любви существовании. Не случайно у Тамары Алексеевой возникает священник, сочинивший трактат о спасении от того самого Демона. Женщина, отчаявшись помочь сыну, отправляется на поиски сочинителя, находит его. Что дальше? Продолжение обещано в следующем номере. Подождем. Но что касается стиля, то тут, на мой взгляд, многое уже очевидно. «Игровая зависимость» с первых страниц тихо отчаливает от наших берегов и дрейфует из двадцать первого века в середину или начало девятнадцатого. Именно в те времена в романтических книжках персонажи, испытывая потрясения, бледнели, дрожали, трепетали, вскрикивали. А повествователи обожали красивые пафосные обороты типа: «одиночества не видно, как не видно камней на дне пруда» или «я металась, как слепая птица над своим раненым птенцом, непо­движно лежащим в траве». Такую экзальтированную манеру почему-то и реанимирует роман.


К чему еще хотелось бы привлечь внимание? К путевым запискам опытного журналиста Юрия Бакланова «На зеленых просторах Голландии», полемическим заметкам Татьяны Щегловой «А поле битвы — сердце человека…», с которыми действительно хотелось бы поспорить, к краеведческим материалам о Тихоне Хренникове и Константине Игумнове.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 17 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Глоток свежего воздуха

Максим Ионов
// Общество

Выбирая жизненный путь


// Образование

Ключи от новой жизни

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

На родной земле

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Власть
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Кадровые проблемы областного футбола

Геннадий Мальцев // Спорт

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество

Полёт и пролёт

Дмитрий Ржевский // Спорт



  Вверх