lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
22 августа 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Побочный эффект пыли

«Благоустройство» как способ экономить на переработке отходов
22.08.2013 "Липецкая газета". Софья Вобликова
// Общество

Можно ли улучшить качество грунтовой дороги, отсыпав ее… пылью? Абсурдный вроде бы вопрос уже не первый месяц активно обсуждается в областных средствах массовой информации. И не потому, что других тем нет. Дело в том, что речь идет не о простой пыли, а о шлаковой.



Впрочем, некоторые считают, что это не пыль, а шлаковый щебень, только мелкий очень. А раз так, то, отсыпая им дороги, можно благоустроить немало липецких сел. Благо дефицита материала нет: на ОАО «НЛМК» данного отхода металлургического производства в избытке.


Расставить все точки над «i» в этой дискуссии и был призван брифинг, состоявшийся накануне в областной администрации. Участие в нем приняли начальник управления дорог и транспорта области Валерий Елфимов и заместитель начальника управления экологии и природных ресурсов Липецкой области Елена Бадулина.


Еще перед началом беседы журналистам представили образцы того, что бесспорно является шлаковым щебнем, и того вещества, которым отсыпали дороги в сельских поселениях. Чуть позже Елена Бадулина ознакомила собравшихся с требованиями ГОСТа: частицы шлакового щебня не могут быть мельче трех миллиметров, а шлакового песка — мельче 0,7 миллиметра. То, чем «благоустроены» дороги в ряде сел области, сложно, по словам Бадулиной, назвать даже песком — это, по сути, пыль. И ведет она себя на дороге, как ей и положено природой: при проезде транспорта или дуновении ветра поднимается в воздух, насыщая его мельчайшими взвешенными частицами. Их концентрация, как показали проведенные исследования, превышает предельно допустимые нормы от полутора до четырех раз.


Регулярное вдыхание этого кислородно-пылевого коктейля не обрадовало селян: за последний год в управление экологии и природных ресурсов поступило более двадцати обращений от жителей области. Под каждой жалобой — семь-восемь десятков подписей.


— Сейчас влияние шлаковой пыли на здоровье человека исследуется. Но ее негативное воздействие на окружающую среду очевидно, — заметила Елена Бадулина.


При этом только в одном Липецком районе для отсыпки дорог в селах было использовано 300 тысяч тонн отходов металлургического производства. Благодаря кому же это произошло? Отгрузки по заявкам от глав сельских администраций производило ОАО «НЛМК» в рамках, так сказать, благотворительной деятельности. Но заявки были на шлаковый щебень, а по факту комбинат отгружал нечто гораздо более мелкое.


— Государственный стандарт регламентирует и обязанности производителя при отгрузке продукции, — подчеркнула Елена Бадулина. — В сопроводительных документах, которые он выдает, обязательно конкретизируется размер частиц отгружаемой продукции. На деле же ОАО «НЛМК» изготовило типовые документы, и они выдавались независимо от того, что в реальности отгружалось — щебень или пыль.


Совместные проверки областного управления экологии и природных ресурсов, природоохранной прокуратуры и Росприроднадзора выявили ряд нарушений со стороны ОАО «НЛМК», связанных с переработкой шлака и складированием пылевидных отходов на почве. По результатам проверок прокуратурой подан иск в суд.


Есть еще несколько нюансов. Во-первых, как отметил Валерий Елфимов, для строительства дорог годен лишь шлак доменный, а не сталеплавильный, который стал предметом дискуссий. Последний из-за его насыщенности различными химическими элементами — очень нестабильный материал, что, как показали эксперименты еще 1980 годов, ведет к быстрому разрушению созданного с его использованием полотна.


Во-вторых, при благоустройстве дорог — а шлак в селах области использовался именно для благоустройства, а не строительства — согласно приказу Минрегиона допускается использование сыпучих веществ лишь тогда, когда они скреплены вяжущим веществом.


— Мы постоянно призываем НЛМК к тому, что необходимо перерабатывать отходы производства, — продолжила она. — Но для этого нужны огромные капитальные вложения. А комбинату, видимо, легче под благовидным предлогом отгрузить сельским поселениям ту же шлаковую пыль, чем думать о ее переработке.


Кстати, в свое время НЛМК обещал Росприроднадзору до 2015 года переработать шлаковые отвалы. Но экологи сомневаются, что это обещание будет выполнено. При этом полномочия местных специалистов в отношении ОАО «НЛМК» ограничены: комбинат — объект федерального надзора. Тем не менее сложа руки они не сидят. Так, на днях на 20 тысяч рублей было оштрафовано ООО «Магистраль», которое складировало шлаковую пыль комбината в поселке ЛТЗ. Но названное общество продолжает наносить вред окружающей среде, и управление экологии будет добиваться запрещения его деятельности. Постоянно проводится разъяснительная работа в районах. В частности, главам сельских поселений направлялись рекомендации не использовать шлаковую пыль для благоустройства дорог. За отсутствие должного производственного контроля административные санкции были применены к одному из руководителей сельских поселений.

По мнению главы администрации области Олега Королева, субъекты Российской Федерации должны иметь возможность воздействовать на крупнейших природопользователей, производственная деятельность которых может ухудшать здоровье людей и приводить к экологическим проблемам. Поручение подготовить обращение по этому вопросу к федеральному центру он дал соответствующим службам.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 17 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +8 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы
// Здоровье

Лазер против слепоты

Лилия Сергучева, врач-офтальмолог областной больницы № 2
// Здоровье

Боль моя, ты покинь меня

Сергей Кудаев, главный специалист по паллиативной помощи управления здравоохранения Липецкой области, главный врач Липецкой городской больницы № 6 им. В.В. Макущенко
// Здоровье

Промедление опасно для жизни

Елена Рыбина, врач-невролог Липецкой областной клинической больницы
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика

Все, что мимо любви, бессмысленно и напрасно

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт

Особая стезя

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru // Общество



  Вверх