lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
5 августа 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Народное средство оздоровления экономики

05.08.2013 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Экономика
Фото Николая Черкасова
Фото Николая ЧеркасоваФирменное «обмундирование» водителей: костюм, белая сорочка, галстук – это «фишка» ЗАО «Народное предприятие «Экспресс-Липецк». Держать марку, лицо компании – это закон, прописанный в договореГенеральный директор «Экспресс-Липецк» Сергей Васильевич Сысоев за тридцать лет работы в отрасли прошёл весь путь: от простого водителя автобуса до начальника колонны в «Липецких автобусных линиях»Коммерческий директор ЗАО «Народное предприятие «Экспресс-Липецк» Сергей Александрович Животенко может работать 
и снабженцем, и директором, и бухгалтером – опыт позволяет

Народная медицина, народная воля, народный фронт, народное творчество, народная марка, народное собрание, народное слово, народное ополчение, народное голосование… Все эти словосочетания мы используем в речи давно, и они прочно обосновались в нашем сознании. «Народный» для русской ментальности всегда значило больше, чем «индивидуальный». Почему так? Наверное, потому, что эпитет «народный» в широком смысле подразумевает справедливость, объединение, консолидацию. Всем миром горы свернуть – это вполне по-русски. И если бы в лингвистике существовала мода, то слово «народный» всегда стояло бы в топ-рейтинге. Сегодня на острие или, если хотите, в тренде народные предприятия.


Народ – объединяйся!


– Обратите внимание, как одеты наши водители, – с гордостью призывают руководители ЗАО работников «Народное предприятие «Экспресс-Липецк». – Между прочим, фирменное «обмундирование» мы закупаем в ведущих магазинах мужской моды в областном центре. Костюм, белая сорочка, галстук – это наша «фишка». Если автобус приезжает, допустим, в Харьков, то там думают: за рулём как минимум директор автовокзала. Держать марку – это закон, прописанный в договоре, и за его несоблюдение нарушителя ждут большие штрафные санкции.



Народных предприятий в регионе пока единицы. На сегодняшний день в данной категории числятся шесть организаций, осваивающих сферы ЖКХ, общественного питания и пассажирских перевозок. «Народное предприятие «Экспресс-Липецк» – одна из первых ласточек нового экономического мышления. Спектр услуг – традиционный для среднестатистической транспортной компании: перевозки пассажиров по междугородным, меж­областным, а также международным маршрутам. Однако уникальность липецких перевозчиков в том, что они одними из первых в России отважились перепрофилироваться в народный формат.


– Мы – первопроходцы, – заявляют в «Экспресс-Липецк». – До нас никого «из народа» на транспорте не было. И учиться мы можем только на собственных ошибках. Вернись мы на год назад, когда всё затевалось, возможно, и удалось бы обойти несколько подводных камней, но в целом мы довольны сделанным выбором. Наш лозунг – «Кто, если не мы?».


Липецкий регион – общероссийский форвард «пилотных проектов». И за народные предприятия губернатор Олег Петрович Королёв взялся с присущей ему жаждой эксперимента и азартом. Ведь если есть простор в Липецке для производственных гигантов в свободной экономической зоне, значит, найдётся место и для бизнес-единиц поменьше, – мы за многообразие! Тем более на федеральном уровне пока ещё не очень-то разобрались, как помочь «народникам» и какую нишу им отдать, а вот на уровне нашего региона перспективы вырисовываются вполне осязаемые. Программа «Развитие народных предприятий в Липецкой области на 2012–2014 годы» предусматривает возмещение части затрат на организационные расходы, приобретение основных средств, правовую поддержку и обучение работников. До 2014 года из регионального бюджета народным предприятиям в качестве субсидий планируется выплатить 67,75 миллиона рублей.


На прошлой неделе в обладминистрации прошла пресс-конференция, где руководитель исполнительной власти региона прокомментировал первые итоги процесса создания народных предприятий. В частности, Олег Петрович отметил: «Наряду с развитием кооперации это путь всех развитых стран мира».


– Народные предприятия, кооперативы и «распыление капитала», принятое в таких крупнейших компаниях, как «Боинг», приводят к социальной справедливости, социальному выравниванию в производственных отношениях. Липецкая область – в авангарде, – сказал Олег Королёв.


К 2015 году, по замыслу губернатора, мы окажемся не просто в авангарде, а в числе безраздельных российских лидеров: каждое десятое предприятие должно перейти в коллективную собственность. Стоит, тем не менее, обратить внимание: не всякое предприятие вправе принять статус народного. Федеральный закон предусматривает следующие условия: народное предприятие может быть образовано исключительно путём преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала. Также в рамках региональной программы поддержку гарантируют закрытым акционерным обществам с численностью работающих не менее двадцати человек – при условии соответствия комплексу требований, предъявляемых к народным предприятиям.



Пятьдесят один – как один


– Где есть жизнеспособное производство – там есть и место для народного предприятия, – считают наши сегодняшние собеседники из «Экспресс-Липецк». – Главное, чтобы были реальные производственные мощности. Вокруг столько фирм, оказывающих посреднические услуги! Для них организационная форма народного предприятия не очень актуальна. Там, где можно создать крупный коллектив, использовать значительные ресурсы, имеет смысл задуматься о переходе на рельсы народного предпринимательства.


Генеральный директор «Экспресс-Липецк» Сергей Васильевич Сысоев в деле пассажирских перевозок не новичок. За тридцать лет работы в отрасли он прошёл весь путь: от простого водителя автобуса до начальника колонны в «Липецких автобусных линиях». Нынешние акционеры возглавляемого им народного предприятия – те, с кем он трудился бок о бок последние два десятилетия.


– Ни для кого не секрет, что автотранспортные пассажирские перевозки убыточны. И за столько лет работы на транспорте, честное слово, надоело слушать, что мы сидим на шее у государства. Как-то в выступлении Олега Петровича Королёва я услышал мысль о народных предприятиях и их значительном потенциале. Губернатор, правительство, президент говорят о современных формах хозяйствования. Почему бы не попробовать, тем более область сулит содействие?



Старт предприятию дали в 2012 году. Поначалу «Экспресс-Липецк» функционировал в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью с десятью учредителями. Тогда всю материально-техническую базу компании составляли лишь два автобуса, обслуживавшие маршрут «Липецк–Воронеж». Спустя два-три месяца, убедившись, что дело более-менее окрепло, начали собирать документы для перевода в «народный» формат. По законодательству необходимо отработать в качестве ООО как минимум три месяца, прежде чем перепрофилироваться в «народники». Закон гласит: народное предприятие может принять полномочия либо у ООО, либо у ЗАО. Также в законодательном регламенте зафиксировано положение: для приобретения «народного» статуса полагается создать пятьдесят одно рабочее место – по числу акционеров, соответственно.


– Стали привлекать профессиональных водителей, заинтересованных в гибких условиях труда, приличной зарплате и перспективах роста, – вспоминает историю становления бизнеса гендиректор. – На учредительном собрании подробно объясняли, как и что хотим предпринимать в будущем для укрепления своих позиций на рынке, обсудили нюансы и тонкости, – условия всех удовлетворили. Первые десять членов нашего коллектива – почётные работники автотранспорта Российской Федерации и обладатели почётных федеральных наград. Эти люди посвятили всю свою жизнь автотранспорту. У них – авторитет и опыт. Позже к основному костяку присоединились проверенные годами совместной работы специалисты – водители «Липецких автобусных линий». У «Линий» же взяли в аренду подвижной состав. Два современных комфортабельных новых автобуса «Daewoo» купили на собственные средства с рассрочкой платежа на три года, чтобы открыть первую международную линию пассажирских перевозок по маршруту «Липецк–Харьков». По просьбам жителей области наладили автобусное сообщение с Курском и Брянском. К моменту официальной регистрации народного предприятия взяли кредит и купили ещё три автобуса. Заёмные средства планировали возместить за счёт компенсации, предусмотренной региональной программой «Развитие народных предприятий в Липецкой области на 2012–2014 годы». В апреле очередное пополнение – туристический автобус «Man», наш флагман и гордость. В ближайшей перспективе – открытие маршрута «Липецк–Кишинёв», а к концу года думаем расширить собственный парк за счёт ещё нескольких автобусов.



Как добиться народного успеха?


Формирование экономического пространства нового типа – задача для страны первостепенная. А для наших героев самая насущная проблема – исполнение кредитных обязательств. Солидная часть поступающей прибыли идёт на погашение кредитов.


– Ситуация складывается таким образом, что акционеры ещё не могут почувствовать всю полноту преимуществ. Предприятие пока не работает на полную мощность, поскольку подвижной состав не полностью обновлён, а за тот, который имеется, приходится выплачивать кредиты, – говорит Сысоев.


– Мы взяли на себя кредитные обязательства сроком на пять лет, – вступает в разговор коммерческий директор народного предприятия Сергей Александрович Животенко. – Согласно бизнес-плану по истечении означенного срока мы должны выйти на чистую прибыль. Но уже сегодня достигнута точка безубыточности: мы ежемесячно гасим кредиты и при этом получаем прибыток. Дефицита зарплатного фонда не испытываем, но вот чтобы окончательно обновить подвижной состав, необходимо ещё потрудиться. А именно: развивать маршрутную сеть, наращивать объёмы перевозок и, таким образом, повышать собственную платёжеспособность. Мы собираемся поэтапно полностью отказаться от арендных отношений, перейти к использованию только собственного автобусного парка. Сейчас наши маршруты обслуживают двадцать автобусов, из которых шесть – имущество компании. Остальные постепенно планируется докупать, причём – только новые. Заметим, что и тех шести, за баранкой которых сидят наши опытные водители, – уже много. Ведь большинство перевозчиков эксплуатируют видавший виды транспорт. Вопрос о переоснащении актуален для всех, и в его решении мы на передовых позициях.



Конкуренция на рынке пассажирских и грузоперевозок довольно высокая. В регионе интенсивно осваивают этот сегмент сразу несколько крупных игроков. За счёт каких факторов «народники» вознамерились добиться успеха в своём бизнесе, какие преимущества позволят оставить всех остальных позади себя на трассе? Есть ли особенная золотая формула для народного предприятия, или же партия играется по всеобщим экономическим правилам? Решения следует искать внутри той специфической отрасли, где работает народное предприятие, – убеждены руководители ЗАО «Экспресс-Липецк».


– В первую очередь, мы определяем приоритетные направления в перечне услуг, которые никто ещё не оказывает в регионе, – объясняет Сергей Животенко. – Например, в пассажирских перевозках наиболее перспективны международные маршруты, поскольку ими, кроме нас, не занимается никто. Мы можем похвастать званием первых международных перевозчиков в области, которые совершают регулярные рейсы по соответствующим маршрутам. Беларусь, Украина, Молдова – надеемся, что именно автобусы с нашей эмблемой будут прокладывать туда дорогу.



Новый тип самоорганизации


С конкурентными преимуществами более-менее разобрались, но как быть с организационной структурой? Традиционный бизнес соблюдает чёткую иерархию: есть учредитель-инвестор, который на малых и средних предприятиях зачастую совмещает эту роль с руководящей функцией, есть реализующий поставленные задачи трудовой коллектив. Инициатива в принятии решений и бразды правления сосредоточены отнюдь не в руках представителей последнего. У «народников» же всё наоборот: ответственность распределяется на паритетных началах между всеми работниками-акционерами. С одной стороны, – логично, ведь номинал доли в акционерной собственности у всех равный. Однако не распыляется ли при подобном укладе мера этой самой ответственности? Как найти «крайнего», если хата каждого – с краю?


– Все ключевые решения принимаются исключительно на общем собрании акционеров, – утверждает Сергей Сысоев. – Не может быть и речи, чтобы я на правах генерального директора единолично решал за целый коллектив. Финансовые вопросы регулируются только коллегиально, ведь мы вместе просчитывали, какую сумму кредита «потянем», чтобы при этом сохранялась достойная заработная плата. Поймите, у нас – семьи, и недополучить причитающуюся сумму в конце месяца означает подвергнуть риску семейное благосостояние. Другими словами, экономическая целесообразность того или иного шага рассматривается с точки зрения минимального и достаточного вознаграждения, гарантированного при любых обстоятельствах. Если, по общему мнению, каждый в состоянии пожертвовать двумя тысячами рублей от зарплаты на кредит на новый автобус, – мы покупаем его. Если же нет, – приобретение откладываем. На самом деле, это палка о двух концах: с одного края – прибыль акционеров, с другого – условия труда. Поясню: для водителя рабочее место – автобус, и от его исправности, безопасности, комфортабельности напрямую зависит доходность, которая, в свою очередь, является следствием качества обслуживания пассажиров. Чем надёжнее подвижной состав, тем больше средств аккумулирует предприятие. К тому же один из значительных рисков, требующих коллективного обсуждения, – открытие маршрутных линий. Введение в расписание новых рейсов вовсе не означает, что компания немедленно примется грести золотые шахтёрской лопатой. В начальной стадии надо быть готовыми к убыткам, пока линия не «обкатается», пока пассажиропоток не выйдет на проектный уровень. В общем, возвращаясь к вопросу об ответственности, – везде нужен комплексный подход, уравновешивающий потребность определённых финансовых манёвров для всего коллектива и для каждого акционера в отдельности, и готовность взять на себя ответственность за реализацию и результат. Кроме того, вся внутренняя отчётность открыта и прозрачна для персонала, её основные показатели свое­временно оглашаются на общих собраниях. Нынешняя ситуация на предприятии облегчается тем, что избранное руководство выполняет все взятые на себя обязательства, плановая работа идёт, доходы и расходы не перекрывают друг друга – никто не в обиде, ничьи права не ущемляются.



Водители накручивают километры, дирекция формирует концепцию стратегического развития и охотно отвечает на вопросы журналистов. Всё вроде бы сходится. Но невозможно удержаться ещё от одного вопроса: каково же количественное соотношение административного аппарата с численностью непосредственных исполнителей? Народное предприятие – это звучит, конечно, гордо, но в состоянии ли данная форма хозяйствования перебороть вековую российскую склонность к излишней бюрократизации процесса? Громоздкий чиновничий аппарат – болезнь, практически неискоренимая в нашем государстве, где на одного трудягу – семеро командиров.


– В нашем офисе сидят всего четыре человека, – с нотой некоторого удивления разъясняет Сергей Животенко. – А штат – пятьдесят один человек. Я с Сергеем Васильевичем – экономист и бухгалтер. Более того, компания сочла нерентабельным на настоящем этапе содержать свой штат техников и слесарей – мы пользуемся услугами партнёров. Требуется консультация юриста – нанимаем со стороны, поскольку сажать лишнего человека «на зарплату» экономически не оправданно. Всем, что лишь косвенно относится к непосредственно перевозкам, обеспечиваем себя на договорной основе.


– Наши профессии – взаимозаменяемые, – продолжает мысль коллеги гендиректор. – Скажем, до прихода на административную должность я сам сидел за рулём пятнадцать лет. Мне ничего не стоит вновь занять водительское кресло и работать наравне с остальными – предположим, если придётся подменить кого-то. А Сергей Александрович может работать и снабженцем, и директором, и бухгалтером – опыт позволяет. Мы – специалисты широкого профиля. Поэтому нет необходимости расширять наши ряды за счёт эксплуатационников, чьи навыки нужны для открытия маршрутов, – справляемся сами. А в компаниях, функционирующих по старой схеме, этим занимаются целые отделы. Главное преимущество народного предприятия в том, что мы самостоятельно можем утверждать табель о рангах, максимально повышая эффективность звеньев одной цепи.


– У каждого своя роль и список обязанностей, – подхватывает коммерческий директор. – Узкий объём работ для каждого акционера определён. Поэтому организм предприятия откалиброван, как часы. Плюс к тому – здесь нет случайных людей. Таков основополагающий принцип нашей кадровой политики. Все здесь трудились в прошлом, все друг друга хорошо знают. Задача руководителей – скоординировать людей и направить их усилия в нужное русло.


– Движущая сила народного предприятия «Экспресс-Липецк» – профессионализм, – подводит итог Сергей Васильевич. – Но ни в коем случае не кумовство. Ни у меня, ни у Сергея Александровича личных друзей здесь нет. Когда мы создавали нашу компанию, твёрдо решили при подборе кадров не полагаться на дружеские или родственные отношения. Это важно – на стадии становления предприятия сформировать плодотворную деловую среду внутри него. Поблажки, личные амбиции на пользу общим интересам явно не идут. Когда нет кума, брата и свата, а есть лишь равноправный партнёр, то спрашиваешь, как с себя.


– За всю недолгую историю нашего народного предприятия со стороны потребителей не поступило ни одной жалобы, и мы гордимся этим, – заключают в один голос оба директора. – Ведь для нас все пассажиры равны, это же наш русский народ, и значит, надо возить его красиво!


Ну что ж, пожелаем нашим народным перевозчикам лёгкой дороги и удачного пути!

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 24 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +22 C°  Ночь: +10C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Кооперативный рассвет (ФОТО)

Ольга Головина // Экономика

Приехал и поел! (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество

«Луч солнца» – символ Липецка

Евгения Ионова // История

Животноводы бьют рекорды

// Сельское хозяйство

Дорога по России начинается с Чаплыгина

Евгения Ионова // Культура

На чемпионской высоте (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество



  Вверх