lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
1 августа 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Виталий Титов: «Люди мне доверяют»

01.08.2013 "Липецкая газета". Софья Вобликова
// Общество
Фото Анатолия Евстропова

Многим, наверное, знакомо то детское восхищение, которое вызывают в душе звуки приближающегося поезда. Дальний перестук нарастает, приближается, накатывает на тебя… Веселый и резкий гудок — и вот уже перед глазами, грохоча, проносится состав. Мелькают вагоны, увлекая за собой не только поток воздуха, но и твои мечты о дальних странствиях, о городах, которые ждут тебя где-то там, куда ведут две стальные нити рельсов.



Для нашего сегодняшнего собеседника подобные впечатления не прошли бесследно. Знакомьтесь: Виталий Титов, почетный железнодорожник России. Накануне его профессионального праздника, отмечаемого в первое воскресенье августа, мы встретились в поселке Лев Толстой, где он уже много лет живет.


— Виталий Андреевич, железнодорожником стали вслед за родителями?


— Нет. Мать была домохозяйкой, нас пятерых воспитывала. Отец работал водителем и трактористом. Профессию же так выбрал. В школьные годы нас на картошку гоняли, собирать урожай. Я в Казаках жил (это село в Елецком районе), там рядом с полем — железная дорога. Мне очень нравилось наблюдать за поездами, и вообще интересно было, как все там устроено. К тому же в Ельце есть техникум железнодорожный, туда я после восьми классов и поступил.


— Железная дорога — одна из любимых игрушек мальчишек, да и не только…


— Ну у нас-то тогда какие игрушки были? Я в 1947 родился. Играли в то, что найдем: девчонки — с тряпками-куклами возились, а мы, мальчишки, в кузницу ходили, там железки всякие ненужные собирали и из них что-нибудь мастерили. Потом подросли — и уже не до того было, взрослым помогали. Сейчас игрушки совсем другие. Вон фильмов насмотрятся, просят: автомат купи. Да такой, что там и звук, и огонь.


— Вы что же, в «войнушку» не играли?


— Играли, но это совсем иное дело было: палки какие-нибудь найдем и делаем из них сами себе оружие. Сегодня-то дети вообще мало друг с другом общаются. Мы собрались в кучу — и пошли играть в футбол, лапту, салки-догонялки... Игр разных было много. Сейчас все у компьютера сидят. Плохо, что заброшено детское движение. Нет такой единой организации, как пионерия, которая бы объединяла ребят, давала им общее дело. Им ведь бывает и пообщаться негде и не о чем.


— Да, сейчас совсем другие условия. И профессии современные молодые люди выбирают иные. Вы, кстати, на кого учились?


— Техник-путеец. Это специалист, который отвечает за содержание, ремонт железнодорожных путей: рельсов, шпал, скреплений, насыпи и так далее.


— Машинистом почему не стали? Кажется, это интереснее.


— Никогда не стремился к этому. Понимаете, вот вы спрашивали у меня в анкете об исторической личности. Я назвал Сергея Павловича Королёва. Почему? Не будь его, то не было бы и полета в космос Гагарина. Путейцы, конечно, не космические инженеры, но ситуация та же: машинист ведет состав по тому пути, что мы ему приготовим. Сработаем плохо — и ему будет тяжело, и пассажирам. Свою профессию больше люблю. Это труд, очень большая ответственность. Вот недавнее крушение поезда «Новосибирск-Адлер»: будь путейцы повнимательнее, аварии, может, и не было бы.


— Тем не менее насколько железнодорожный транспорт безопасен?


— Мне кажется, из всех видов транспорта он самый безопасный для пассажиров и надежный для перевозки грузов. Потому что железной дороге уделяется очень много внимания со стороны работников. Да и вообще, случись что — больше шансов на благополучный исход, в отличие, например, от самолета. Помню, когда в 1977 году двадцать семь человек с Юго-Восточной железной дороги направили в Германию для обмена опытом, один наш товарищ очень боялся лететь. В аэропорту уже чуть ли билет не сдал. Потом, правда, освоился.


— Как вам та поездка, какие впечатления оставила?


— Очень понравилась. Были в Баварии: Мюнхен, Нюрнберг. Посетили здание суда, где шел процесс над нацистскими преступниками. Но разница в характерах чувствуется. Немцы действительно такие хозяйственные, скрупулезные, практичные. И женщины не такие красивые, как наши.


— Наверное, это дело вкуса. Но раз уж мы о женщинах заговорили, расскажите, как вы свою любовь встретили.


— В техникуме вместе учились, в одной группе. Мария тоже была из Елецкого района, из села Аргамач-Пальна. Начали общаться, дружить. Потом по распределению попали вместе на Кочетовскую дистанцию пути, околоток Избердей, — это Мичуринское отделение железной дороги, Тамбовская область. 27 января 1967 года приехали, а 25 февраля сыграли свадьбу. Человек пятнадцать на ней было, однокурсники, кто поблизости был после распределения. Тогда ведь по всему ­Союзу специалистов рассылали. Всю жизнь прожили вместе.


— В чем секрет семейного согласия? Всякое же бывает за долгие годы…


— Неурядицы в любой семье могут быть. Но мы еще в техникуме хорошо узнали друг друга. Потом дети пошли. Кстати, старшая дочь родилась 14 декабря — в один день со своей мамой. Дети скрепляют семью. Ради них все и делаешь.


— Сколько же у вас детей?


— Трое было. Дочка старшая умерла в 37 лет. Сердечко у нее болело… Жена из-за этого тоже раньше времени ушла… Внуки уже подрастают — два мальчика и две девочки.


— У ваших родителей было пятеро детей, у вас — трое. Сейчас же иные пары и второго ребенка не решаются завести. Почему так происходит, как вы считаете?


— Боятся. С детьми ведь забота. Наши дети все в люди вышли. Но чтобы ребенок встал на ноги, его воспитывать нужно, время, силы тратить. Сейчас вон сколько разводятся. Мне кажется, что у людей просто не хватает отдельных извилин мозговых. Нет терпения, желания на опыте старших учиться. Я иногда — редко, правда, но хожу в церковь. Веришь ты в Бога, нет — это одно. Но там ведь много еще о чем говорится. Например, о том, что люди должны быть вместе, должны слушать, беречь друг друга.


Опыт старших очень полезен — и по жизни, и в работе. Вот мы техникум окончили, а умения у нас были по сути нулевые. Помню, старший дорожный мастер говорит мне: пошли на пути, рассказывай, какие неисправности видишь, как ты их понимаешь. Я же ничего ни сказать, ни показать не могу. Теория — это одно, а практика — совсем другое.


— Вы тогда кем работали?


— Сначала монтером пути. Потом — бригадиром, дорожным мастером. Так до начальника дистанции пути и дошел.


— За четыре десятка лет работы на железной дороге разные, наверное, ситуации бывали. Запомнились ли какие-нибудь особенные, непростые?


— Непростых всегда хватало. Одно время, например, по участку Лев Толстой — Елец (это 107 километров) поезда шли со скоростью 15 километров в час из-за плохого состояния путей. Сказывался дефицит материалов. При этом по нормам, если пять шпал подряд были негодными, то надо было или скорость составов ограничивать, или вообще закрывать движение. А у нас на 25 метров — 51 шпала, и все негодные. Вот в таких условиях нам приходилось обеспечивать безопасность движения поездов. Тяжелый был период в работе. Придумывали что могли, даже шпалы «перелицовывали» — переворачивали их обратной стороной, чтобы хоть как-то укрепить путь. Но со своей задачей справлялись, происшествий, аварий не было. Потом пошли железобетонные шпалы. Сейчас дистанция звенит, гремит. Да и техники стало больше. Раньше, бывало, неизвестно на чем материалы подвозить. Одна дрезина не в состоянии была поднять 25-метровый рельс, поднимали двумя.


— Виталий Андреевич, до 2006 года вы шестнадцать лет были депутатом районного Совета. Что побудило вас заняться этой деятельностью?


— Работая начальником дистанции и будучи депутатом, я мог помогать людям, ни у кого не спрашивая разрешения или поддержки. Раз были такие возможности — надо было их использовать. Не хочу хвалиться, но люди мне доверяли, на выборах более половины голосов были мои. Например, однажды моим соперником был очень серьезный человек, далеко не последнюю должность занимавший. Он попросил меня снять свою кандидатуру. Я же как раз в санаторий собирался, говорю: уезжаю, никакой агитации вести не буду, но и сниматься тоже не собираюсь. Как проголосуют — так и будет. Я выиграл.


— Чем же вы так расположили к себе избирателей?


— Надо со вниманием к людям относиться, с каждым человеком индивидуально работать: будь он хоть пьяный, хоть трезвый, хоть какой. Кто знает, что у него в жизни происходит, что на душе? Обидеть человека, судьбу ему изломать очень легко: подпись поставил — и все. Сейчас, например, судимых не очень-то на работу берут, не хотят связываться, рисковать. Но куда такому человеку податься? По новой — в тюрьму? А ведь тоже живая душа. Если будешь к людям по-человечески относиться, то они тебе тем же ответят. Нельзя так: я — начальник, ты — дурак. Мы все из одного теста, только у кого-то так сложилось, а у другого иначе. Сейчас не все руководители это понимают, но такие все же есть. Нам вот скоро главу района выбирать. Конечно, это должен быть человек дельный, который сможет и сохранить то, что район уже имеет, и развивать его дальше.


— Совсем скоро — День железнодорожника. Как будете отмечать профессиональный праздник?


— Соберемся с ветеранами, организуем какой-нибудь столик. Пусть не шведский, но наш, хороший. Тем, кто на пенсию вышел, всегда приятно, когда о них помнят. И мы в Совете ветеранов стараемся почаще радовать их.


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА


Виталий Андреевич Титов родился в селе Казаки Елецкого района. Окончил Елецкий техникум железнодорожного транспорта, позже — Российский государственный университет путей сообщения. Сорок лет проработал на Юго-Восточной железной дороге. С 1982 года до 2006 был начальником Лев-Толстовской дистанции пути.


Сейчас возглавляет ее Совет ветеранов. Неоднократно избирался депутатом районного Совета. Почетный железнодорожник России. Почетный работник ЮВЖД.


 


ПРИСТРАСТИЯ


Город —Елец


Место — стадион п. Лев Толстой


Историческая личность — Сергей Королёв


Писатель — Лев Толстой


Певица — Толкунова


Увлечение — рыбалка


Растение — яблоня


Животное — собака


Время года — весна

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 16 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зимой зоопарк спит? А вот и нет!

Ольга Геннадьевна КРИВОШЕЕВА, заведующая просветительским отделом Липецкого зоопарка.
// Общество

Чиполлино с волшебной палочкой

Алёна КАШУРА
// Культура

Однажды В Сан-Марино

Алёна КАШУРА
// Общество

Узнать. Исследовать. Рассказать

Алёна КАШУРА
// Общество
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Шторы мастера боятся

Юлия СКОПИЧ // Общество

Конь на F3

Олеся ТИМОХИНА   // Общество

Кадровые проблемы областного футбола

Геннадий Мальцев // Спорт

Вот так «Попала»!

 Сергей БАННЫХ // Культура



  Вверх