lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
20 июля 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Крылатая музыка

К 100-летию со дня рождения Тихона Хренникова
20.07.2013 "Петровский мост". Наталья Борисова
// Культура

В год столетнего юбилея Тихона Николаевича Хренникова особенно отчетливо понимаешь всесилие быстротекущего времени. Однако над таким щедрым музыкальным даром, которым небо наградило нашего земляка, и целый век не властен. Не властен потому, что он был избранным загадочной музыкальной вселенной, и, может быть, поэтому, оглядываясь назад, начинаешь осознавать и редкостное художественное обаяние его таланта, и удивительное личное обаяние композитора, то, что теперь модно именовать харизмой. Тихон Николаевич был поистине личностью магнетической.

Почти все, кто писал о его творчестве, отмечали щедрость музыкального дара, творческую смелость и пора­зительное жизнелюбие композитора. Родившись в начале ХХ века, он и в новом, XXI столетии не переставал удивлять нас неиссякаемой творческой энергией. Судьба и музы благоволили ему. Он был их подлинным любимцем. Но эту любовь надо было заслужить твердостью духа, целеустремленностью и колоссальной работоспособностью.


Его жизнь феноменальна. Как соединялись в одном человеке служение общественному долгу и людям с напряженной повседневной творческой работой? Где истоки цельности характера, стремления и умения работать в самых различных областях музыкального искусства? Поистине существует «загадка Хренникова», его живая тайна. Ведь большой художник, как правило, стремится к уединению. Не таков был Тихон Николаевич. Трудно даже просто перечислить направления его музыкальной и общественной деятельности: композитор, исполнитель, многолетний руководитель Союза композиторов СССР, педагог, депутат, Герой Соцтруда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий…


Как можно сочетать непростую ежедневную работу в Союзе композиторов с сочинительством, где брать время? На наш взгляд, это можно объяснить только самым главным его талантом – талантом щедрой, сердечной, русской натуры, жизнелюбивой, упрямой и мудрой. Музыкальный мир Хренникова, полный чарующей свежести и мелодичности, молод, оптимистичен и жизнеутверждающ. Искусство Хренникова глубоко национально, а поэтому столь оптимистично.


Душевное здоровье и талант будущего композитора формировались в крепкой русской семье, многодетной, трудолюбивой, музыкальной. Тихон Николаевич родился 10 июня 1913 года в Ельце. Отец, Николай Иванович, почти сорок лет прослужил приказчиком у местных купцов. Мать, Варвара Васильевна, все силы отдавала воспитанию детей. Несмотря на внешнюю простоту, родители будущего музыканта были людьми незаурядными. В семье высоко ценилось образование, жизненная целеустремленность.


Мне Тихон Николаевич приходился родственником, не очень близким, но и не дальним. Моя покойная бабушка по отцовской линии, в девичестве Зинаида Ивановна Хренникова, была его двоюродной сестрой. Мой прадед, Иван Иванович Хренников, был родным братом отца композитора, Николая Ивановича. Поскольку бабушка в своей семье оказалась единственным ребенком, ее часто отдавали, чтоб «не забаловалась», на воспитание в многодетную, дружную семью Николая Ивановича.


По воспоминаниям бабушки, в открытом для многочисленных гостей доме Хренниковых всегда звучала музыка. Старшие братья и сестры любили музицировать, играли на гитаре и мандолине, пели народные и студенческие песни, городские романсы. У брата Глеба обнаружился прекрасный тенор. Позднее, уже будучи студентом Московской консерватории, он с неизменным успехом выступал перед земляками. В начале 1918 года он попал на фронт и погиб в бою под Двинском.


Музыкой, казалось, была наполнена и атмосфера старинного русского города, гордящегося своей древностью. «Мне кажется, – вспоминал Тихон Николаевич, – тогда, в годы нашего детства, Елец был городом музыкальным, я бы даже сказал веселым. В четырех публичных садах, особенно часто в Городском и Саду приказчиков, изо дня в день играли духовые и струнные оркестры; мы, ребятишки, конечно, не покупали входных билетов, а лазили через забор, чтобы слушать их. По вечерам музыка в буквальном смысле слова носилась в воздухе. Городские романсы, народные и студенческие песни слышались из многих окон».


Город, где царил «русский дух», где сам воздух, казалось, был напоен музыкой, оставил в душе одаренного мальчика глубокое впечатление. Мир звуков манил его с непостижимой силой. В семье обратили внимание на музыкальную одаренность Тихона, но только с девяти лет его начинают учить игре на рояле. Судьба сразу же посылает ему прекрасных учителей. Уже первый учитель пения в школе Иван Матвеевич Зюзюкин был не только хорошим музыкантом, но и проницательным человеком, сразу же обратившим внимание на недюжинные музыкальные способности мальчика.


Школьником будущий композитор участвует в любительских концертах, которые устраивают на маленькой, но уютной эстраде Городского сада. Он играет на гитаре, мандолине и даже, к изумлению публики, на... стаканах, специально подобранных, и эти «стеклянные» незатейливые мелодии публика находит весьма привлекательными.


Первого успеха в игре на фортепиано Тихон добился под руководством чешского музыканта И. Кветоня, воспитанника Московской консерватории. Его уроки пробудили в Хренникове тягу к сочинительству. «Как только я познакомился с нотными знаками, стал немножко играть на рояле, меня потянуло сочинять, – вспоминал Тихон Николаевич. – Это было какое-то неосознанное чувство». В одиннадцатилетнем возрасте он написал первый фортепианный этюд, который отдал на суд воспитаннику К.Н. Игумнова Владимиру Петровичу Агаркову, дававшему Тихону уроки фортепианной игры. Причем обучал Агарков совершенно бесплатно, очевидно, понимая, какого ученика подарила ему судьба.


Следующим педагогом становится Анна Федоровна Варгунина. Она вводит мальчика в мир музыкальной жизни Москвы и Петербурга, учит ценить русскую культуру, снабжает книгами о жизни великих композиторов, писателей, артистов. Будущий композитор ничего не забывает. В ноябре 1933 года в Малом зале консерватории прозвучит фортепианная пьеса Хренникова (опус № 2), посвященная Анне Федоровне Варгуниной. В 1927 году щедрая судьба посылает юному дарованию новый шанс. Гостившая у старшей сестры подруга, С.Г. Цейтлин, студентка московского Музыкального техникума Гнесиных, оценила незаурядные способности мальчика и рассказала о нем своему преподавателю, профессору М.Ф. Гнесину, который любезно согласился его послушать. Отметив всестороннюю музыкальную одаренность Хренникова, М.Ф. Гнесин посоветовал ему закончить девятилетку, а потом уже выбирать свой путь. Примечательно, что главным напутствием Гнесина было: «Учитесь думать, молодой человек».


После окончания девятилетки юноша пишет одно из главных писем в своей жизни – Гнесину, ответ на которое определяет выбор жизненного пути. «Музыку я люблю необыкновенно и, во всяком случае, никогда не брошу, но избрать ли музыку своей специальностью или считать ее второстепенным предметом, занимаясь другим делом, – вот вопрос, который нужно решить. Я сознаюсь – посредственным музыкантом я не хочу быть, их и так развелось великое множество... а чтобы быть настоящим музыкантом, нужны большие способности, в наличии которых у себя я сомневаюсь... Самому мне музыкой заниматься очень и очень хочется; сейчас я только о том и мечтаю, чтобы попасть в Москву и заниматься музыкой (сестра берет меня к себе в Москву жить).


Но если Вы чувствуете, что сочинения мои никуда не годные, самые наипосредственнейшие, что в них не чувствуете ни малейших способностей, то придется бросить свои мечтания и… пробивать себе дорогу другим путем».


В тексте письма, как в зеркале, отражен склад души и характер будущего музыканта: редкая в столь раннем возрасте трезвость в самооценке, четкость в осознании жизненных задач, серьезность. Ответное письмо оказалось решающим: он получил приглашение в Москву.


Осенью 1929 года Хренников успешно сдает вступительные экзамены в музыкальный техникум им. Гнесиных, где впоследствии занимается сразу по двум специальностям: по композиции у М.Ф. Гнесина и в фортепианном классе у Э.Г. Гельмана. Занятия в техникуме стали отличной профессиональной школой. В 1932 году Хренников поступил сразу на второй курс Московской консерватории, годы обу­чения в которой способствовали раскрытию творческого потенциала. Девятнадцатилетним юношей он пришел в класс В.Я. Шебалина, обладавшего, несмотря на молодость, непререкаемым авторитетом.


Многие уже тогда отмечали не только оптимизм и искреннюю расположенность еще совсем молодого музыканта к людям, но и необыкновенную творческую смелость, удивлявшую и сокурсников, и преподавателей. Поражало его умение ставить и успешно решать сложные задачи. Уже дипломная работа, выполненная под руководством В.Я. Шебалина, – фортепианный концерт, с его необыкновенной мелодической и ритмической свежестью, привлек внимание специалистов и любителей.


21 июня 1933 года состоялся дебют двадцатилетнего композитора. Глубина и зрелость авторской концепции фортепианного концерта поразили аудиторию. В это же время была закончена Первая симфония. Мнение о ней было почти единодушным – в советском симфонизме сказано новое веское слово. Вот отклик на исполнение 10 октября 1935 года Первой симфонии в Большом зале Московской консерватории: «Тихон Хренников стоит на эстраде перед восторженной публикой, устроившей ему непрекращающуюся овацию. Умиление охватывает слушателей, когда Хренников, растроганный своим успехом, обнимает и целует дирижера Георга Себастьяна. Это был и вправду значительный момент: юный, высокоодаренный, можно даже сказать гениальный, композитор только что пережил первое исполнение своей симфонии; он слышал, как оркестр Всесоюзного радиокомитета и его дирижер исполнили ее с редкой отдачей и воодушевлением; он видел, какой успех имело произведение у безраздельно захваченной им публики».


Фортепианный концерт и партитура Первой симфонии, отмеченные в консерватории занесением имени автора на мраморную Доску почета, по праву принадлежат отечественной музыкальной классике. Они сохранили свою впечатляющую силу и до наших дней.


Молодой музыкант успешно пробует себя в самых различных жанрах. Его привлекает театр. Привлекает прежде всего потому, что можно было из чисто академической сферы выйти в театральное, массовое искусство, искусство праздничное, демократическое. Как раз в это время театр Натальи Сац, где работает Хренников, принял к постановке пьесу Н. Шестакова «Мик» – современную сказку. Режиссер театра уже после первых музыкальных репетиций понимает, что в коллективе появилось большое дарование. Смелость молодого композитора казалась почти невероятной: никогда прежде не писавший для театра, он прекрасно ориентировался в театральной специ­фике, чувствовал одинаково тонко и драматизм, и сатирическую остроту.


После нескольких театральных постановок песни из детского спектакля «Мик» зазвучали в школах, во дворах, а печать отмечала большой талант композитора, его удивительную многогранность. Театральная муза по-настоящему пленяет Хренникова. Может быть, поэтому рождается такая чудесная музыка к спектаклю «Много шума из ничего», принесшая ему всеобщее признание. Комедию Шекспира на сцене театра им. Е. Вахтангова посмотрели сотни тысяч зрителей. Привлекали веселье и жизнерадостность, кипение страстей, неповторимое очарование веселых сценических выдумок. Но бесчисленные отзывы зрителей различных поколений свидетельствовали: сильнейшее впечатление все-таки оставляла музыка, органично «вписавшаяся» в спектакль, сделавшая его тем, что теперь называется мюзиклом. Состоялось настоящее современное музыкальное прочтение Шекспира.


С театром и кино композитор не расстается. В период тяжелейших испытаний военного времени – 4 октября 1942 года – Центральный театр Красной Армии показал героическую комедию в стихах Александра Гладкова «Давным-давно», музыка к которой моментально стала популярной, а более поздняя киноверсия мюзикла (фильм режиссера Э. Рязанова «Гусарская баллада») расширила аудиторию этой музыки до миллионов.


В первые месяцы Великой Отечественной войны Тихон Николаевич завершает работу над музыкой к «мирному» фильму «Свинарка и пастух» режиссера Ивана Пырьева. Воистину нельзя победить народ, который в дни ожесточенных боев за Москву спешит в кинотеатры, чтобы посмотреть этот удивительный фильм, с такой остротой напоминавший об утраченном счастье мирной жизни. Новое звучание приобретает песня из фильма о Москве. Написанная в характере русского вальса, она становится необыкновенно популярной:



И в какой стороне я ни буду,


По какой ни пройду я тропе,


Друга я никогда не забуду,


Если с ним подружился в Москве.



Песни – лирические и маршевые, походные и торжественные, гимны и романтические баллады – стали откликом композитора на патриотический подъем народа. Лучшие из них живут до сих пор, потому что в них хранятся те народные песенные традиции, та музыкально-интонационная основа, которая покоряет поразительной непосредственностью, глубиной и пронзительностью чувств. В связи с этим невозможно не вспомнить и еще об одной совместной с поэтом В.Гусевым работе Хренникова над музыкальным фильмом «В шесть часов вечера после войны». Фильм, вышедший на экраны осенью 1941 года, был проникнут ожиданием Победы. Сколько людей тогда мечтали встретиться со своими любимыми в 6 часов вечера после страшной войны на том же месте, где и герои картины. Фильм стал символом неизбежности Победы. А знаменитая «Песнь артиллеристов» стала музыкальным символом непокорённой Отчизны. И пусть музы молчат, когда говорят пушки. Но муза Хренникова стала исключением.


Национальные корни, правдивость, интонационная свежесть и простота проявились особенно глубоко в оперной музыке Тихона Николаевича. Уже о первой его опере «В бурю» восторженно отозвался известный композитор Борис Асафьев, отметив ее свежесть, стремление к простоте и прямодушию. Критики единодушно признавали, что Хренников неподражателен и неэклектичен, потому что опирается прежде всего на опыт крестьянского и городского музицирования, а глубинно национальный лиризм становится характернейшим качеством таланта композитора. Многие считали, что свежесть и непосредственность музыки первой оперы объяснялись молодостью композитора, но и следующая опера, «Мать», написанная в зрелом возрасте, не утратила этих качеств.


Лучшие черты русского характера воплощены в комической опере «Фрол Скобеев». Сценическая жизнь «Фрола Скобеева» протекала сложно: бурный успех у публики и настороженность критики, доходящей до резкого осуждения. Вторая редакция оперы, получившей название «Безродный зять», оказалась уже созвучной самой атмосфере жизни страны шестидесятых годов. Теперь мнение рецензентов совпало с мнением слушателей. Уже никто не упрекает автора в идеологической несостоятельности, а от его героя не требуют «передовой идейности» и «морали времени». Начинается триумфальное шествие «Безродного зятя» по многим театральным сценам страны.


И, наконец, еще об одном жанре, подвластном таланту Тихона Николаевича. Композитор, достигший мировой славы в оперном и симфоническом искусстве, обращается к Терпсихоре. И эта творческая фаза приводит к ошеломляющему успеху: балетный спектакль по мотивам комедии Шекспира «Много шума из ничего», основой для которого послужила музыка к постановке театра им. Вахтангова, становится настоящим «гвоздем» многих сезонов. Музыке Хренникова рукоплескали в Софии и Рейкьявике, Познани и Белграде. У зрителей Франции и Швейцарии успех балета был просто фантастическим. А творческая энергия Тихона Николаевича нашла выход в создании нового балета «Гусарская баллада», премьера которого состоялась в ленинградском театре им. С.М. Кирова. В музыкально-тематическом отношении оба балета представляют собой не обновленные, а новые, оригинальные произведения, отмеченные пленительным лиризмом, мелодичностью, чистосердечностью. Для зрителей балеты на музыку Т.Н. Хренникова – настоящий праздник.


Феноменален и жизненный путь композитора. Судьба подарила мне возможность общаться с Тихоном Николаевичем и в домашней обстановке, и в Союзе композиторов, и в нашем тогдашнем пединституте, который, благодаря бесценной поддержке Хренникова, в 2000 году был преобразован в классический университет. Я нередко видела его в различных жизненных обстоятельствах и всегда поражалась глубине ума, умению не только слушать, но и слышать собеседника, «схватить» его внутреннюю суть уже в первые минуты знакомства. В нем бурлила необыкновенная жизненная сила, ощущалась какая-то органическая радость, открытость миру. Открытым был и его дом – большая удобная московская квартира, где можно было встретить самых различных гостей, в том числе немало ельчан – он всегда радовался землякам.


Ему было всего 35 лет, когда его избрали руководителем Союза композиторов СССР. Выдвижение на столь ответственный пост молодого композитора было неслучайным: в труднейших политических условиях именно ему оказалось по силам объединить музыкантов, решительно поддерживая все новое и талантливое. Вот мнение известного дирижера Евгения Светланова: «Трудно назвать имя кого-то из членов огромной творческой организации, кто не испытывал бы к Тихону Николаевичу чувства признательности и уважения. А ведь руководство творческим союзом весьма трудная миссия: он объединяет людей с разными вкусами, привязанностями в искусстве, с разными музыкальными почерками, и не так просто объединять их усилия, не ущемляя личности, не навязывая своего понимания музыки и своего восприятия».


При непосредственном участии Хренникова организуются многочисленные фестивали советской музыки в разных странах, проводятся крупные международные музыкальные форумы. Наконец, он – профессор Московской консерватории, тонко и с большим тактом передававший студентам тайны композиторского мастерства, с огромным уважением относившийся к произведениям своих учеников. Творческая муза этого поистине необыкновенного человека никогда не знала усталости: в дни пушкинского двухсотлетия, например, с огромным успехом прошла премьера его нового балета «Капитанская дочка», в музыке которого проявилось то изумительное чувство меры, мастерское владение формой и мелодичность, которым подвластны все жанры.


Обаяние музыки, обаяние творчества, обаяние личности… В нем было еще что-то неуловимо близкое, родное – все то, что составляло глубинную суть характера. Казалось, в нем жил дух древнего русского города. Недаром он так любил Елец. Город платит ему той же монетой, потому что чувствует близость его таланта, счастье наслаждаться крылатой музыкой большого композитора и редкого человека, которому небо открыло тайны великой гармонии бытия.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 16 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +29 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Такие «свидетели» нам не нужны

Кирилл Васильев // Общество

Непреходящий феномен

Владимир Петров // Власть

Новый день «Восхода»

Галина Светлова // Сельское хозяйство



  Вверх