lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
8 июля 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Правда – чёрным по белому

08.07.2013 "ЛГ:итоги недели". Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото)
// Культура
«Забытый родник» из серии «Времена года», 1989 г.«Последняя фотография из 45-го» из серии «Портрет семьи ветерана», 1984 г.«Прохожий». Конкурсная работа«Собор вечером». Цветной офорт, 1980 г.

«Итоги недели» неоднократно встречались с этим почтенным господином в бытность его директором Липецкой областной картинной галереи (ныне Липецкий областной художественный музей). Но никогда прежде мы не представляли читателю его как мастера офорта старой школы. Знакомьтесь – Вячеслав Петрович Шальнев


-Видели вы в кинематографе хотя бы одного художника – не пьяницу или не забулдыгу? – интересуется Вячеслав Петрович. – Только в одном фильме художник – приличный человек. Это лента Тарковского «Андрей Рублёв».



Я до сих пор не могу поверить, что беседую с человеком, которого знаю давно. Директорское кресло прибавляло Шальневу какой-то ненужной официозности, а теперь он – свободный художник. Мы встретились в Доме Мастера, где экспонируется его юбилейная выставка – к 60-летию. Я впервые вижу работы графика, и, надо признать, они производят невероятное впечатление. Офорт считается одной из самых сложных техник в изобразительном искусстве, а тут целых полсотни листов – не шутка! Вячеслав Петрович выставил в основном произведения 80–90-х годов. Оказывается, из-за болезни художнику пришлось надолго выбыть из профессии. Потом административная работа в галерее захлестнула с головой, было не до офорта. А тут всё совпало – времени стало больше после смены должности, Вячеслав Петрович планирует вплотную засесть в мастерской.


– Я ничего другого и не умею делать лучше, чем офорты! – смеётся юбиляр.


И предположить не мог, что наш разговор зайдёт в такое русло, в которое он зашёл. Но тем не менее пару вопросов о творчестве я всё же успел задать своему собеседнику, а потом мы говорили всё больше о роли искусства в современной жизни, о человеке, об истории.



– Говорят, что хороший живописец, работая годами, в итоге приходит к ощущению цвета и света, к их гармонии на холсте. А вот офорт – всё чёрно-белое. Достижимо ли здесь цвето-световое единство?


– Великолепный живописец Виктор Петрович Слушник как-то сказал мне: «Слава, я по твоим офортам могу изобразить пейзаж». То есть в моих работах он увидел цвет! Цвет – результат работы со светом. Присутствует в работе свет, будет и цвет, непременно! Это как в анекдоте. Мальчик спрашивает у папы: «Папа, чёрный – это цвет?». – «Цвет». – «А белый?». – «Тоже». – «Так почему же мои друзья говорят, что у нас не цветной телевизор?!».



– Выставка называется «Чёрным по белому», что, в целом, соответствует представлениям зрителей об офорте. Но несколько листов вы раскрасили. Довольно редко встречающийся ход, не так ли?


– Формулу «Чёрным по белому» не стоит воспринимать буквально. В данном случае это аллегорически обозначает, что я пишу правду о том периоде истории, в котором жил. Вряд ли можно назвать такой подход чистой документалистикой, но это жизнь. Основная мысль, заложенная в названии, именно такова. Что касается формального присутствия цвета в некоторых работах, – иногда ведь хочется попробовать себя в других техниках. Точнее, расширить спектр привычно применяющихся приёмов. Серия, где я придал суровому офорту элементы колорита, особенная. Я окрестил её «Портрет города» и изобразил на листах виды Ельца. Русская пестрота (в хорошем смысле), краски нашего края да ещё и при разном освещении, архитектура – это невероятный энергетический сгусток, который я решил показать во всём цветовом многообразии.



– «Портреты» Ельца наполнены огромной любовью. Признаюсь, мне и самому нравится этот старинный город. У меня он почему-то всегда ассоциировался с южным взморьем, как будто там его место...


– Если вернуться к летописи… Елец старше Москвы, и в древние времена он был самым южным форпостом нашего государства, защищавшим его рубежи от набегов кочевников. Неудивительно, что уже тогда к Ельцу относились как к югу. Что, само собой, отразилось и в его архитектурном облике. В Ельце есть история, а где история – там и культура. Прошлая и настоящая. Мы должны сохранить эту жемчужину в её неизменном, неприукрашенном виде. Очевидно, что городу надо развиваться, расти… Новшества? Не думаю, что они помогут. С моей точки зрения, всё новое и необходимое стоит создавать вокруг Ельца, но не в самом городе.



– Сегодня мы наблюдаем поразительную унификацию современного урбанистического ландшафта. Если в советскую эпоху у городов сохранялась некая индивидуальность, то теперь повсюду одни и те же вывески, типовые районы, наружная реклама…


– Предположим, у вас есть небольшая коллекция икон. Но жизнь заставляет вас дважды, трижды сменить квартиру. Из «хрущёвки» в московскую планировку, потом, возможно, в собственный коттедж. Скажите, каждый раз переезжая и меняя домашний интерьер, вы оставите иконы? Если для человека не имеет значительного веса чувство сопричастности к культуре, то, скорее всего, коллекцию свою он спрячет подальше. То же самое происходит и с городами. К несчастью, «преображая» исторически сложившийся городской пейзаж, ответственные за это люди редко задумываются: а какие же по-настоящему ценные вещи остались в нём? Происходит переоценка ценностей. Чтобы передать следующим поколениям наше культурное наследие и традиции, мы со всей внимательностью и тщанием обязаны относиться к созданному до нас.



– Вы хорошо помните совсем другую эпоху – эпоху СССР. Тогда культура состояла на службе у идеологии, как, впрочем, и образование. То есть мы могли говорить о некоем союзе культуры с огромным многонациональным социумом. В наши дни исконная культура находится чуть ли не в изоляции, в полном отрыве от общества. А современная развивается неупорядоченно и хаотично, почти полностью лишена догматической основы и жизнеспособных ориентиров. «Возродить» культуру у нас почему-то пытаются в отрыве от всего остального – от образования, медицины, сферы услуг, производства, забывая о том, что всё вышеперечисленное и многое другое как раз и составляет здоровую социальную инфраструктуру. Как быть?


– Хотя Владимир Ильич Ленин и говорил, что любое государство – это диктатура, тем не менее каждая страна определяет свою внутреннюю идеологию. Могу с прискорбием заметить, что данный аспект совершенно ушёл из нынешней российской действительности. Безразличие по отношению ко всему – вот то, что наблюдаем повсеместно. Меня удивляет, что сейчас можно говорить о чём угодно – о нанотехнологиях, инновациях, но попробуйте-ка назвать хоть одну общественно важную сферу, где у нас всё в порядке? Может быть, производство? Возможно, строительство? Или: медицина? Образование? Я откликнусь с радостью и поощрением, если мне с уверенностью скажут: да, здесь мы твёрдо стоим на ногах. Но везде одни лишь желания. Никакой конкретики. Допустим, слово «идеология» обросло негативными оттенками коннотации, ассоциируясь с ГУЛАГом и прочими «прелестями» советского режима. Но американцы этого слова вовсе не стесняются – у них не было Сталина. Так вот, вынужден констатировать, что идеология, как элемент самоидентификации целого народа, в России фактически отсутствует. Культура есть, но частного характера, эпизодическая. И как общий фон – отсутствие гражданственности, той, что была у наших людей и пятьдесят, и даже двадцать лет назад. Социализм чем был хорош: телега скрипела, но ехала. А теперь пытаются лошадь поставить позади телеги. Самой же страшной приметой нашего времени я бы назвал активное дилетантство. Когда я узнаю, что всей обороной у нас командует бывший мебельщик, мне становится как-то не по себе (теперь, слава Богу, не командует!). Ну и далее по списку.



– Так об этом писали ещё Гоголь с Салтыковым-Щедриным, Ильф и Петров!


– Значит, нас принимают за дураков, полагая, что мы не знаем классики и не читали Гоголя? Или не делаем выводов? Ответственность – её не хватает всем нам. И начинать нужно с себя. Есть одна притча о том, как человек пытался переделать весь мир. Пытался-пытался – ничего не получается. Ладно, попробовал изменить страну. Оказалось, не под силу. Бросился тогда менять свой город. Тоже не выходит. Ну семью-то уж точно получится! Нет, и здесь фиаско. И потом до него дошло: надо же для начала переделать себя! И всё! Вот она – ответственность перед государством и обществом, которая начинается с личной ответственности каждого гражданина. Начните с себя, начните обогащаться культурой по собственной инициативе – никто же не запрещает.



– Тогда такой вопрос. Мы как-то беседовали со специалистом-толстоведом профессором Виталием Борисовичем Ремизовым. Он высказал любопытное суждение о том, что у простодушной деревенской бабы, культурным багажом (в культурологическом понимании) волею судеб не отягощённой, благодетели, может быть, во сто крат больше, чем у высоколобого многомудрого учёного. Образ вполне условный, но тем не менее думаю, понятно, что имеется в виду.


– Прежде всего давайте разберёмся, какие рамки человек должен соблюсти, чтобы считаться благодетельным. Таковых нет! Человека испокон веков определяет соблюдение десяти заповедей. Они – твердь для просвещённого и не просвещённого. Тогда, что такое верить и веровать? Верить можно на слово. А веровать – значит жить тем моральным законом, который заложен в десяти заповедях.



– В последние десятилетия возрождение духовности в нашей стране идёт экстенсивными темпами. Наверное, хорошо, что открывается множество храмов, привлекающих в лоно церкви людей и обогащающих их духовной пищей?


– Пока что большинство лишь верит. Видят храм, ага, можно зайти, приобщиться, так сказать. Будем надеяться на лучшее.


Визитная карточка


Вячеслав Петрович ШАЛЬНЕВ родился 5 мая 1953 года в Липецке. В 1972 году окончил Рязанское художественное училище. Студентом он определился с выбором творческого пути, офорт навсегда становится для художника излюбленной техникой, в которой он достиг высокого мастерства. В 1987 году В. П. Шальнев стал членом Союза художников СССР. Важную роль в творческом движении художника сыграли в своё время встречи с ведущими мастерами советского эстампа такими, как Б. Ф. Французов, И. И. Шилкин, и другими.


В. П. Шальнев – участник республиканских, всесоюзных, региональных, зональных и областных выставок. В 2005 году он был удостоен областной премии имени И. А. Бунина за серию офортов «По Бунинским местам», посвящённую 120-летию писателя. В 2006–2011 годах Вячеслав Петрович возглавлял Липецкую областную картинную галерею.


Произведения художника хранятся в Липецком областном и Елецком краеведческих музеях, в Липецком областном художественном музее, в Парижском музее Бунина, в частных собраниях России и Европы.


 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 25 февраля 2018 г.

Погода в Липецке День: -18 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

На предельной высоте

Каким запомнился Герой Российской Федерации майор ВКС Роман Филипов друзьям и сослуживцам
Мария Завалипина
// Общество

Туристическая афиша на март

Сергей Литаврин
// Общество

По берегу Курганки дорогою к Любаве

Сергей Литаврин, фото автора
// Общество

Награда лучшим отцам

Сергей Банных
// Общество
Даты
Популярные темы 

Подвиг в наследство

Андрей Снегов // Общество

Полный баланс

Иван Афанасов // Спорт

Спешка не для нас

Денис Коняхин // Спорт

Короткая скамейка и роковые потери

Альберт Берзиньш // Спорт



  Вверх