lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
1 июля 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

На Троицу (фото)

01.07.2013 "ЛГ:итоги недели". Евгения ИОНОВА, Наталья СИЗОВА, Владимир ЮРЬЕВ (фото), Николай ЧЕРКАСОВ (фото)
// Общество

Один из самых любимых в народе летних праздников – Троицу – в области отметили сразу несколькими фестивалями. Липецкую традицию в эти дни также увидели и услышали на соседней – Воронежской – земле


ФОТОГАЛЕРЕЯ


Ещё чудо-первочудо – это Родина моя


Слова из песни, записанной Кристиной Леонидовной Иващенко в воловском селе Васильевка, как нельзя лучше иллюстрируют то ощущение, которое окутывает каждого, кто прикасается к корневой народной культуре. И на фестивале «На Троицу» (он уже в пятнадцатый раз проводится в Новоусманском районе Воронежской области) это проявлялось с особой силой. Сюда приехали 25 фольклорных коллективов из Воронежской, Белгородской, Курской, Ростовской областей, Харькова. Липецкую традицию представлял ансамбль «Воскресение» – так сказать, старожил фестиваля. Только в прошлом году нашим артистам не пришлось в нём участвовать.


– Фестиваль хоть и приурочен к празднику Троицы, но он намного шире – здесь и возрождение традиций, и общение коллективов, близких по духу, – считает руководитель «Воскресения» Кристина Иващенко. – В нашей области песенной троичной традиции почти не сохранилось. Но зато тем, что нам удалось отыскать и сберечь, можно гордиться. Например, в селе Преображеновка Добровского района я записала от Аксиньи Григорьевны Терёшкиной песню «Пойдёмте, девки, в лесок венок завивать». Это было двадцать лет назад. Я тогда ещё своего первенца Тараса кормила грудью, и жили мы на даче в Кривце, что от Преображеновки вроде бы и недалеко, если ехать на машине. А я пошла записывать певунью пешком. Туда дошла, а обратно уже и не знала, где силы взять… Так что с этой песней у меня связаны очень сильные воспоминания, и теперь она есть в репертуаре «Воскресения». А вот Аксиньи Григорьевны, к сожалению, уже нет с нами.


На правах хозяев гостей фестиваля встречал чисто мужской фольклорный ансамбль «Время» из самой Новой Усмани. Его руководитель Сергей Пискарёв начал свое­образную эстафету – уходя со сцены, передал венок – символ праздника – коллективу, который выступал за «Временем». Так и пошло: от одних артистов к другим. И каждый коллектив привязывал на венок свою ленточку… К окончанию концерта от этих разноцветных вкраплений венок окончательно потерял свою зелёную доминанту.


Среди гостей фестиваля было много знакомых лиц. Как говорится, Земля круглая, и народные коллективы нет-нет да и пересекутся. Украинский «Муравский шлях» был на нашем Мистюковском празднике (и на обложке нашего журнала), а белгородский ансамбль из села Подсереднее – на липецком Рождественском фестивале.


Соседи подсередневцев – «Сударушка» из села Диловка – в Новой Усмани тоже не новички. Четверть века тому назад ансамбль организовала Екатерина Дмитриевна Стручаева, собрала таких же увлечённых соседок-певуний и стали они жить-поживать, традиции собирать да сохранять.


– У нас сейчас поют одни только бабушки-прабабушки, – улыбается Екатерина Дмитриевна. – Нам всё интересно, мы каждый раз стараемся новые костюмы пошить, чтобы народ удивить. Да только нашим внукам-правнукам это не очень-то нужно. Но мы не унываем – после нас обязательно должен кто-то прийти. У нас в селе Троицу почитают, в церкву приходят с травкой, из неё потом плетут венки и бросают в воду. Но часть освящённой травы оставляют, приносят домой, высушивают и берегут до следующей Троицы. А если ребёнок заболел, то из неё делают отвар и в нём купают болящего.


Одними из самых «молодых» на фестивале стали «Атаманцы» из Новочеркасска Ростовской области. Раньше все они пели в другом коллективе, а в прошлом году решили объявить суверенитет и выступать самостоятельно. «На Троицу» – их первый фестиваль за пределами Ростовщины.


– Мы стараемся петь традиционные протяжные казачьи песни, – говорит руководитель коллектива Василий Вальтерович Кабанов. – Но если нас просят исполнить популярные напевы – делаем это с удовольствием. Мы живём недалеко от первой столицы Донского казачества – станицы Раздорской, где на Троицу тоже проводят фестиваль и также водят хороводы, девушки плетут венки и бросают их в Дон, а парни разжигают костры. Но я считаю, что в средней полосе России все традиции сохранились лучше, чем у нас на юге. Если такие фестивали, как в Новой Усмани, исчезнут, пропадёт и вся наша русская культура. Ведь сюда приезжают настоящие энтузиасты своего дела.


Хранители старины и её ретрансляторы из Воронежской области на фестивале вроде бы и считались гостями, но всё же были у себя дома. По числу местные коллективы преобладали над «пришлыми». И каждый из них был не похож на другой. Впервые увидев певуний из «Донских родников», подумала: «Что же это за чалмы турецкие у них на головах?». Оказалось, что вовсе это не чалма, а повойник, женский головной убор юга воронежского края. И как всегда, он символизирует птицу. Если хорошенечко присмотреться, то можно даже разглядеть маленький выступ-клювик, не говоря о крыльях и хвостах. Обвив по традиции три раза поясом свои гранишные юбки, женщины из села Русская Буйловка, что в Павловском районе, уже не боялись ни сглаза, ни дурного слова.


– Мы приехали на других посмотреть и себя показать, – уверяет основательница коллектива Наталья Васильевна Нечаева. – Мы все люди русские, но все очень разные. Что ни город – то норов, что ни деревня – то поверье. Вот, например, в Новой Усмани на Троицу жарят яичницу, а у нас это блюдо подают на Егория. А на Троицу мы собираем травку, цветочки и посыпаем ими полы. Главное у нас дерево – клён, вот из него всё и делаем, им украшаем дома и храмы.


– А в нашем селе украшения на Троицу делают только из дубовых веток, – подключается руководитель ансамбля «Ясенки» из одноимённого села в Бобровском районе. – Хотя село получило название от ясеня, которого много в округе, праздничное дерево всё-таки дуб. Раньше на Троицу частенько выпадал День молодёжи, и мы ходили гулять на речку, не зная православной подоплёки праздника – родители не объясняли нам, почему именно в этот день плели венки и заготавливали траву. В селе нашем молодых людей всегда было много – работал птицеводческий завод. Даже во время войны каждая местная женщина забрала себе по одной племенной птице и сохранила до дня освобождения. Так племя и сберегли, а наш завод вернули на прежнее место из эвакуации. До сих пор большинство женщин и девушек работает с птицей.


– Гуленка, а гуленка, без тебя я бы не справилась… – «говорила» Мария Пещерокопательница (Мария Константиновна Шестюкова) в одной из сцен спектакля, поставленного руководителем кафедры этномузыкологии Воронежской академии искусств Галиной Яковлевной Сысоевой. Подобные театрализованные фольклорные постановки стали уже складываться в новую традицию Новоусманского фестиваля. Нынешний спектакль – третий. Но… впервые Галина Яковлевна обратилась к христианской тематике, к истории жизни подвижницы православия из села Белогорье Марии Пещерокопательницы. Она родилась в 1740 году и до шестидесяти лет вела довольно праздную и весёлую жизнь, хотя и несладкую – Марию изгнали из села и даже родные не принимали её. Гуляка, пьяница и ворожея, в 59 лет она отправилась в Киево-Печерскую лавру замаливать грехи. А за неё в родном селе молилась сирота Дашка, персонаж, которого нет в официальной биографии подвижницы. Этот образ тихой и скромной девицы, умеющей любить каждого человека, со всеми его грехами и немощью, создала сама Галина Сысоева. У человека обязательно должен быть тот, кто может за него помолиться! И если это не мать, не дети и не крёстные, то обязательно тот, кто просто умеет любить…


– Мария Шестюкова стала основательницей мелового монастыря, что расположился в горах Белогорья. Это она начала копать здесь пещеры по аналогии с Киево-Печерскими, а затем выстроила на пожертвования и первый храм, – рассказывает Галина Яковлевна. – Этот спектакль мы уже показывали в Москве, в Петербурге, в Украине, в Воронеже. Теперь вот приехали и в Новую Усмань. В спектакле заняты студенты нашего вуза, участники воронежских фольклорных ансамблей. Само действо обычным спектаклем не назовёшь, это музыкальное представление, основанное целиком на местном фольклоре, даже одеты ребята в подлинные костюмы, пусть не восемнадцатого, но девятнадцатого века. Говорят они только на диалектах тех сёл, где наша героиня бывала. Это и есть самый настоящий способ глубокого погружения в традицию.



Зелёные Святки


Новоусманский фестиваль длился два дня. Однако липчане порадовали соседей только в первый день. На сам праздник – 23 июня – их ждала родная, добровская земля, село Волчье, где для погружения в традицию нужно было всего-то только туда приехать. А там состоялся первый областной этнографический праздник «Зелёные Святки».


– Название для праздника очень правильное, – считает Кристина Иващенко, – потому что по количеству обрядов Троица сопоставима с зимними Святками. Раньше Троица была чисто девическим праздником, но со временем приобрела всеобщий характер. Девушки, кто мог, в эти дни меняли по три платья, гуляли «на вершках», то есть на любой красивой возвышенности, где много трав и цветов. Главная идея праздника – это культ растительности, поклонение кормилице-земле, ведь в этот день два плодородных времени года, весна и лето, встречаются. И чтобы усилить плодородную функцию земли, надо совершить массу ритуалов. На Троицу обязательно украшали зеленью улицы, дома и храмы, ходили в лес и в рожь («Там, где девки шли, там рожь густа», поётся в одной из песен), завивали и развивали венки, гадали по ним, девушки кумились и совершали обрядовые трапезы.


«Кто её знает когда» появилась в селе Волчье Добровского района традиция – выкладывать на Троицу цветным песком «ковры Богу». Зато доподлинно известно, что с прошлого года она занесена в электронный каталог нематериального культурного наследия народов России. На сегодня этот обряд считается эксклюзивным, то есть единичным на всём огромном пространстве нашей страны. Первооткрывателем песочного таинства для всей Российской Федерации стала Вера Андреевна Живанович, возглавляющая в областном Центре культуры и народного творчества отдел традиционного искусства. За это ей огромное народное спасибо…


Существовавшая как локальный обереговый ритуал, волченская Троица со временем стала привлекать в село не только тех, кто здесь родился или укоренился, но и всех жаждущих окунуться в настоящую атмосферу русского праздника, как всегда сплетённого из православного и языческого, то бишь народного, естества. А в самом селе эту традицию передавали от матери к дочери, от отца к сыну или, как в случае с Любовью Ивановной Пальчиковой, от свекрови к невестке. В 1995 году Люба вышла в Волчье замуж. И в этот же год украинская девушка впервые увидела, как выводят удивительные песчаные узоры перед домом родители мужа.


– А мы, молодые, стали за ними повторять. Если традиция сложилась – её нельзя прерывать, – уверена Любовь Пальчикова. – Каждый год мы отсыпаем разные рисунки, но на всех обязательно должны присутствовать «полосатые коврики» – это наша дорожка к Богу, и солнышко – это тепло и свет, исходящий от Господа. А потом можно экспериментировать, у кого на что фантазии хватает: и сердечки рисовать, и зверушек, и звёздочки, и машинки.


В этом году на фестивале впервые провели конкурс: выбирали лучшее традиционное троицкое блюдо, лучший этнографический коллектив, лучший сплетённый венок и лучший рисунок из песка. «Ковры» у дома Пальчиковых и у магазина, которым Любовь заведует, были признаны самыми-самыми.


– Мы трудились и творили всей семьёй. Муж, сын, зять и маленький внучок свечеру накопали песка, в одном логу – белый, жёлтый и оранжевый, а в другом – красный. А в шесть часов утра мы с дочерьми начали рисовать. Нужно обязательно успеть выложить картину до службы в храме, потому что у молитвы – тоже своё время, и на кладбище венки нужно сплести.


Одна из «профессиональных» венкоплётчиц, Наталья Хворых, сплетала берёзовые веночки всем, кто просил её об этом – знакомым и незнакомым людям, односельчанам и гостям фестиваля. Она – коренная жительница села, о чём «говорит» её девичья фамилия Волченская.


– Всё пошло от родителей, они ходили на кладбище и плели венки. Часть забирали, а по одному оставляли на могилках. Ничего сложного здесь нет – складывай веточки и укрепляй. Троица у нас считалась праздником берёзки, поэтому и венки мы делаем из ветвей этого дерева, и в храме берёзонькой всё украшаем. Венки нужны для того, чтобы голова не болела, а не только для красоты. Берёза – все хвори забирает. Раньше в венках гуляли, а затем клали их сохнуть перед иконой, и только потом кто-то засовывал за печку, как оберег дома, а кто-то забрасывал на крышу сарая или на чердак дома – от пожара. А ещё, когда картошку убирали, то сначала в погреб выкладывали венок, и только потом ссыпали картофель. Так что венков плели много, чтобы на все случаи жизни хватило.


– Я помню, как в детстве мы бегали в овраг, чтобы найти побольше разноцветного песка, – рассказывает благодарная землякам за сохранение памяти начальник областного управления культуры и искусства Татьяна Васильевна Горелова. – В пору моего детства, как, впрочем, и сейчас, у ребят присутствовал некий соревновательный момент – кто лучше рисунок нарисовал, кто больше цветов разыскал, кто раньше всех ковёр сделал. Мы всегда бегали друг к другу смотреть на узоры. Помимо песчаных ковров была у нас и другая традиция, только нерукотворная – после обеда на Троицу над Волчьим всегда шёл дождь. И люди этому не огорчались, а радовались – не сами топтали красоту, а земля её принимала. В обычае нашего села плести венки на кладбище. И до сих пор в Троицу на сельском погосте можно встретить всех жителей, да и тех, чьи предки здесь упокоились.


– У нас тоже на Троицу посыпали полы и дворы песком, – подключается глава Добровского района Анатолий Иванович Глазунов. – Да только таких рисунков не делали. Я родился на тербунской земле, там на праздник плели венки из одуванчиков. И если Троица была ранняя, то все жители ходили с жёлтыми венками на голове. А ещё у нас было принято гостеваться и угощаться.


На этот раз в гости в Волчье приехало, пожалуй, раз в десять народу больше, чем живёт в селе постоянно. И повсеместно можно было услышать: «Это лучшая Троица в моей жизни!». А для многочисленной детворы этот день превратился в настоящий песочный рай. Потому что песок здесь очень отличается по тактильным ощущениям от того, каким ребятня обычно играет в своих песочницах. Мало того, что он разноцветный, так он ещё очень лёгкий, сам просится в руки. И зная, что в селе узоры на земле называют «картинами Богу», зная, что волченцы верят в то, что Господь на Троицу обязательно смотрит на их село и радуется, хочется тоже причаститься этой всеобщей радости, стать песчинкой этого ковра, порадовать Бога, если не собой, так ребёнком, рисунком…


– У нас на Троицу всегда накрывают столы всем селом, – рассказывают певуньи из ансамбля «Канарейки», что при Каликинском ДК. – Через наше Гудово протекают две реки – Воронеж и Слободка. Так вот на слободкинских берегах растут лозинки. И туда мы всегда сходились на гуляния. А вот почему именно туда, нам родители никогда не рассказывали – так издавна повелось. У нас на Троицу гуляли три дня: и плясали, и пели, и через костёр прыгали, и парни дралися даже. А женщины в возрасте на тех гуляниях выбирали себе невесток. Вот молодухи все и разряжались, кто как мог. Раньше из тела лезли, чтобы моду показать, а сегодня из моды покажут всю телу.


– В нашей области Троицу праздновали по-разному, – резюмирует Кристина Иващенко. – Где-то праздничные дни – это воскресенье, понедельник, вторник. В селе Замартынье Добровского района воскресенье – это Бог-Отец, понедельник – Бог-Сын, а вторник – Святой Дух. А в Хлевенском, Тербунском, Измалковском районах воскресный день называется «семик», понедельник у них Троица, а вторник – Скорбящая Божья Матерь. Где-то Троица «приходится» на воскресенье, на понедельник – Духов День, а на вторник – Хранительница Божья Мать. В Волчьем же Троица начинается с Родительской субботы, затем идёт собственно праздник Троицы, заканчивающийся в понедельник, в Духов День. Самое традиционное троичное дерево на территории нашей области – берёза, а на юге – это клён, как в Хлевном, например. В Становлянском же районе в деревне Белевец на Троицу украшают дома ветками двенадцати деревьев! В эти дни самым распространённым обычаем было кумление девушек. «Кума, кумися, век не бранися. Будешь браниться – не надо кумиться», – приговаривали девушки в Задонском, Липецком, Долгоруковском, Добровском, Данковском и Усманском районах, совместно вкушая обрядовую пищу. А традиционно на Троицу делают яичницу, причём где-то это омлет, а где-то – обычная глазунья, пышки в сметане, а также каравай, то есть запечённую в русской печи молочную пшённую кашу, залитую яйцом. По мнению учёного-фольклориста Ольги Алексеевны Пашиновой, любой календарный праздник на Руси – это сценарий встреч и проводов иномирных персонажей, когда в определённом месте и времени встречается тот и этот свет. Лучше всего это понятно на Святки, когда умершие предки «приходят» в виде переодетых колядовщиков. Кстати, по поверьям, если зимой снега нет, значит, души предков так и не пришли – тогда и колядовать не ходили. Так что все праздничные русские обряды – это целый мир, который нужно знать, изучать, чтобы лучше понимать историю своей земли.


…Когда мы уезжали из Волчьего – пошёл дождь. Природа и в этом году не стала нарушать традицию – приняла людские дары, но прежде – дала налюбоваться ими чистому небу. Люди расходились – кто по домам, кто к общим столам, что затевали выходцы из этих мест, живущие сейчас в разных городах и весях. И все уносили в своём сердце ту самую «лучшую Троицу», быть может, для того, чтобы попытаться сделать нечто подобное у себя или чтобы вернуться через год обратно, слиться в один узор со всеми участниками и гостями праздника и стать частичкой общего ковра…


Ожидание, длиною в век…


23 июня, в День Святой Троицы, в селе Большой Хомутец Добровского района произошло историческое для многих добровцев событие. В местном храме, освящённом в честь Троицы Живоначальной, впервые за многие десятилетия совершена праздничная литургия на месте некогда разрушенного алтаря.


Впервые Большой Хомутец, получивший название от прежде существовавшей небольшой реки Хомутица, упоминается в документах 1627-1628 годов как село Хомутец, принадлежавшее московскому Новоспасскому монастырю – первой иноческой обители Москвы, основанной в XIII веке святым благоверным князем Даниилом, сыном святого Александра Невского.


На камне, установленном в центре села, есть надпись: «Село Большой Хомутец основано в 1627-1628 годах и принадлежало московскому Новоспасскому монастырю. В 1818 году в селе открылась церковь Святой Троицы. Село являлось центром волости».


Храм строился на средства прихожан. В нём – три престола: главный – во имя Троицы Живоначальной, правый предел – в честь архангела Михаила, левый – в честь святителя Тихона Задонского. Архитектура храма великолепна: сочетает черты позднего классицизма с элементами эклектики в декоре. А потому Троицкий собор состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения.


На фреске, расположенной в западной части храма, которая, к счастью, сохранилась до наших дней, написано: «По благословению преосвященного Иеронима 1892 года ноября 8 собором иереев освящен храм сей. При императоре Николае II в 1906 году с благословения преосвященного Иннокентия обновлён и благоукрашен храм сей усердием благотворителей Г. Г. Хренниковых».


Но в начале XX века Хомутецкий храм, как и множество других церквей, был подвергнут поруганию и закрыт. В церковном доме устроили клуб, а старинные иконы и утварь свалили в кучу мусора.


– Бывшая певчая храма бабушка Анисья, которой самой уже было под сто лет, перед смертью успела мне поведать, как в начале 30-х годов, перед официальным закрытием, всё в храме было выставлено на обозрение, – рассказал нынешний настоятель церкви иерей Олег Стрельников, – и окна, и двери в алтаре – нараспашку, гулял ветер. А на престоле лежало Евангелие. Она, девятилетняя девочка, видела, как ветер перелистывал страницы Священного Писания. И этот образ остался в её памяти на всю жизнь. А через некоторое время семью Анисьи раскулачили и угнали в ссылку. Многих в Большом Хомутце тогда раскулачили. А в родные края она вернулась уже старой женщиной. И от клироса в три десятка человек не осталось никого…


Позже храм использовали как складское помещение, держали фураж. Но в 60-е годы церковь всё же открыли. Однако, в довершение всех бед, в трудные 90-е там случился пожар.


Немало труда при восстановлении храма положил предшественник нынешнего батюшки отец Николай (Животиков). Но привести в порядок удалось лишь половину церкви.


– Храм был очень заброшенным, – признаётся отец Олег. – В нём всё выгорело, даже полы. Некоторые говорят, что загорелся фураж, а кто-то считает – был поджог. Потому что пожар случился на Святках. Горестно это, ведь можно было спасти многие уникальные росписи.


Сначала у батюшки Олега была мысль хотя бы просто привести вторую часть храма в порядок. Летом 2009, после службы, он сделал объявление прихожанам. И все дружно поддержали настоятеля. Одного мусора вывезли тогда шесть «КамАЗов».


А потом всё пошло своим ходом. По просьбе отца Олега глава Добровского района Анатолий Глазунов помог с песком – завезли 30 машин, с добровского водоканала выделили технику, чтобы всё выровнять. Дальше подвезли шлак, залили бетонные полы. Бывший глава района Александр Инютин помог поставить новые окна, провести и подключить отопление. Откликнулись из администрации области – советник первого заместителя главы региона, Юрия Божко – Сергей Шуленин и начальник Госдирекции по охране культурного наследия области Андрей Найдёнов помогли с документами. Как памятнику культуры храму выделили 200 тысяч рублей на восстановление. Глава Больше-Хомутецкого поселения Николай Ступин также всегда откликается на просьбы батюшки о помощи. Если нужно, к примеру, пригнать трактор или машину, убрать территорию. Помощь храму оказывают и многие местные предприниматели. И, конечно, как в старые добрые времена, не жалеют сил и времени прихожане.


…Это поистине необыкновенные мгновения – когда работаешь в храме. Такое чувство, будто машина времени мгновенно переносит тебя в позапрошлый век. Чуть потускневшие, но по-прежнему прекрасные фрески, дивные лики Святых, запахи и звуки. И…реальное ощущение пребывания Духа Святого, который наполняет силой нездешней и открывает новое видение мира и всего, что происходит в нём. Ощущая себя «то ли на небе, то ли на земле», я видела слёзы в глазах людей, которые пришли помочь храму. Их улыбки и радость. Их желание, быть может, хотя бы чуточку искупить грехи своих отцов и дедов, которые по роковому стечению обстоятельств, под давлением безбожной власти стали разрушителями истинной красоты, оставленной нам на века.


В Троицком храме ещё очень много предстоит работ и внутри, и снаружи. Но возвращаются в Божий дом старинные иконы. В 2005 году отреставрирован список с чудотворной Сицилийской иконы Божией Матери. А в этом году «вернулась» обновлённая икона святителя Тихона, Задонского чудотворца.


И вот – первая долгожданная служба в обновлённом алтаре. С любовью готовились прихожане к этому событию. По традиции украсили храм берёзками и зелёной травой. А дорожку к алтарю выстелили живыми цветами. И была величественная служба, и хор, торжественно звучащий под древними сводами, и крестный ход с хоругвями и свечами. И радостный колокольный звон.


Первая служба – начало пути. Пути обновления душ человеческих, воскресения России. Помогай нам всем, Святая Троица! .


P.S. О настоятеле храма Троицы Живоначальной отце Олеге, его семье, о поисках Бога, трудностях и преодолении читайте в следующем номере журнала «Итоги недели», который выйдет в День Семьи, Любви и Верности, 8 июля.


 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 18 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +16 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика



  Вверх