lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
22 июня 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Автор музыки эпохи

60 лет Липецкой области: годы, события, люди
22.06.2013 "Липецкая газета". Милада Федюкина
// Культура
Маэстро в один из последних приездов в родной Елец долго общался с Натальей Борисовой. (фото из семейного альбома)


Доктора филологических наук из Ельца Наталью Борисову в научных кругах знают как ученого с мировым именем, исследователя творческого наследия Михаила Пришвина. Кому-то коренная ельчанка известна как автор книг и статей по краеведению. Сравнительно недавно любители чтения узнали и детскую писательницу Наталью Борисову, выпустившую первую книгу сказок. И, наконец, широко известна ее общественная деятельность: Наталья Валерьевна первой возглавила созданное в 2007 году общественное патриотическое движение «Мы из Ельца!».


А еще Наталья Борисова приходится дальней родственницей композитору Тихону Хренникову, юбилей которого широко отмечала в начале июня вся культурная российская и мировая общественность.


Родная кровь


— Тихон Николаевич приходится мне родственником по отцовской линии,— начала свой рассказ Наталья Валерьевна. — Моя бабушка Зинаида Ивановна в девичестве носила фамилию Хренникова. Дело в том, что ее отец, то есть мой прадед Иван Иванович, приходился родным братом Николаю Ивановичу — отцу Тихона. Надо сказать, что бабушка моя унаследовала «фамильное» хренниковское долгожительство: прожила она более девяноста лет и умерла в начале восьмидесятых годов в родном Ельце.


Так случилось в жизни, что Наталья Борисова никогда не воспитывалась в семье отца. Ее мамы не стало, когда девочке было несколько месяцев, ее похоронили 9 мая 1945 года. В День Победы… Отец — кадровый офицер, оставался в боевых частях, для него война еще продолжалась. Послевоенное время было голодным. И бабушка (по материнской линии) подала на алименты. Закрутился судебный процесс, отец настаивал забрать девочку к себе. Но суд посчитал справедливым оставить все на своих местах. Такое решение отдать ребенка бабушке при живом отце раскололо семейство на долгие десятилетия …


Борисова вспоминает, что все эти годы она росла, можно сказать, на музыке композитора Хренникова. И немудрено, отечественный кинематограф напрямую был связан с именем музыканта. Однако познакомиться с этим человеком довелось ей только в семидесятые годы. К тому времени она руководила педагогическим институтом, и в вузе, конечно, проводилась масса разных музыкальных мероприятий. На этих творческих вечерах Тихон Николаевич часто бывал почетным гостем. И вот однажды музыкант сам обратился к ней, заметив: «А знаешь, Наташа, мы же родственники».


Рассказывает Наталья Борисова:


— Хренниковы в Ельце слыли дружной, трудолюбивой, но небогатой семьей. Глава семейства Николай Иванович служил приказчиком у местных купцов, его супруга Варвара Васильевна была домохозяйкой. А вот двоюродный брат, Иван Иванович, тот — другое дело. Богат был чрезвычайно — орловских рысаков разводил. На том и нажил состояние. И видел Иван Иванович, как тянется к своим двоюродным братьям и сестрам единственная дочка Зиночка. И не препятствовал родству. Особенно близкими отношения сложились у нее с десятым ребенком, Тихоном. Они и внешне удивительно были похожи. И на это сходство обращал внимание каждый, кто видел их вместе. Кстати, брат и сестра на всю жизнь остались верны тем далеким детским годам. И не случайно, приезжая всякий раз на свою малую родину, Тихон Николаевич обязательно находил время, чтобы навестить Зинаиду Ивановну.


— И не удивительно, — продолжает Наталья Борисова, — что всю свою жизнь бабушка помнила, какие это были необыкновенные люди. Варвара Васильевна была красавицей. Тихон обожал свою мать, всегда старался быть ей первым помощником. Но главное, и это всегда выделяла Зинаида Ивановна, — в небольшом домике царила какая-то совершенно особенная, творческая атмосфера! Всегда звучала музыка, песни под аккомпанемент мандолины и гитары. Кроме того, Тихон пел в церковном хоре.


Потому-то родной Елец навсегда остался для него самым музыкальным городом. Сам Хренников не раз называл его «веселым городом». В четырех публичных садах, особенно часто в городском и Саду приказчиков, изо дня в день играли духовые и струнные оркестры. И местные ребятишки, конечно же, не покупая входных билетов, лазили через забор, чтобы слушать это исполнение. По вечерам музыка в буквальном смысле «носилась в воздухе»: городские романсы, народные и студенческие песни слышались из многих окон.


Человек-праздник


— Что же касается моих личных встреч с этим человеком, то, признаюсь, Тихон Николаевич всегда производил на меня впечатление человека незаурядного, — вспоминает Наталья Борисова. — Впрочем, таковым он и являлся на самом деле. Говорят, гений проявляется во всем. На мой взгляд, основу его гениальности надо искать в бескрайней щедрости — не только музыкальной — прежде всего душевной. И не случись ему стать музыкантом, он наверняка пошел бы по линии словесного искусства. Меня всегда поражала его речь: спокойная и одновременно очень выразительная, богатейшая лексически. Слушать его было одно удовольствие.


Излучавший истинно русскую душевную щедрость, Тихон Николаевич умел быть одинаково внимательным и к маститым музыкантам, и к самым обыкновенным людям. В неофициальных каких-то моментах, в кругу близких людей, он становился человеком-праздником. Невероятно открытый, демократичный в общении, Тихон Хренников никогда не был «добреньким». Очень тонко определяя фальшь, он был очень проницательным, настоящим психологом.


Бывало, впивался глазами в собеседника и как рентгеном проникал в душу, пытаясь понять, каков ты на самом деле, что ты представляешь. И вот это сочетание великого музыкального дара, глубокого психологизма и, безусловно, огромного государственного ума позволило ему, тридцатипятилетнему музыканту, возглавить Союз композиторов страны. Только вдумайтесь: в сложнейший момент развития не только музыкального искусства, но искусства вообще! И в труднейших политических условиях ему удалось объединить творческих людей, решительно поддерживая все новое и талантливое. И это была мудрая стратегия молодого руководителя, который заботился не о чести мундира, а о будущем советской музыки. Это была трудная миссия: нужно было сделать единомышленниками людей с разными характерами, подчас очень сложными, разными музыкальными почерками. При этом сохраняя индивидуальность каждого и не навязывая свое понимание музыки.


Бывая в квартире Тихона Николаевича, я невольно наблюдала семейный уклад и быт Хренниковых. Помню, был у них любимец семьи, красавец кот Атос. Черный с белым «галстуком»-пятном на грудке. Он всегда восседал неподвижно, с чувством глубокого достоинства, но стоило Тихону Николаевичу начать играть, кот тут как тут. На что хозяин смеялся и говорил: «О, это же Атос, наша гордость!»


В квартире композитора в старинном московском особняке беспрерывно звонил телефон. Из контекста разговора становилось ясно, что обращаются к нему с самыми разными проблемами и вопросами. Будь то организация концертов, гастролей, приобретение музыкальных инструментов или починка вышедших из строя — спектр абсолютно бесконечный. И ни на одну просьбу не прозвучал отказ. Одинаково приветливым голосом, не проявляя личного неудовольствия, Хренников обещал и, что очень важно, всегда исполнял обещанное. И меня учил: «Наташа, никого не отвергай, старайся слушать людей и помогать им».


Доводилось наблюдать его работу и в Союзе композиторов, где я видела и отношение к Хренникову его коллег. Это было такое уважение, которое даже не надо объяснять словами. Кто-то из наших современников сказал о личности Тихона Николаевича: он был не просто гений, но и гений административный. Провести Союз композиторов через сталинскую эпоху и оставаться на посту лидера вплоть до исчезновения СССР с политической карты мира — возможно ли кому-то повторить подобное?


Маэстро и ЕГУ


И, наконец, нельзя обойти стороной вклад Хренникова в развитие елецкого вуза: когда в министерских кабинетах решалось судьбоносное — быть или не быть университету, именно слово уважаемого, всенародно любимого композитора оказалось решающим. Точно так же искренне-неравнодушно отнесся Хренников и к идее создания общественного патриотического движения «Мы из Ельца!». В июле 2007 года настоящая преданная любовь к малой родине отразилась в словах Тихона Николаевича. Узнав о нашей организации, он сказал, что счастлив дожить до этих дней. Что именно Елец показывает пример к единению Отечества.


К сожалению, в августе того же года Тихона Николаевича не стало. По ТВ прошло сообщение о его кончине, оно завершалось словами: «Уходит целая эпоха». Нет. Такие личности не уходят. Они остаются с нами навсегда. В наших сердцах. В неумирающем творчестве. В памяти народной...

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 13 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Сбор спортсменов на малой родине

Вячеслав ХОРОШИЛОВ, Тербунский район
// Спорт

Новый уровень и старые проблемы

Иван Афанасов, фото автора
// Спорт

Почти середина

Юлия Исанова
// Спорт

Полёт и пролёт

Дмитрий Ржевский
// Спорт
Даты
Популярные темы 

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

Молитва священномученику Иоанну Кочурову

Светлана и Галина ШЕБАНОВЫ // История



  Вверх