lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
19 июня 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Быть прагматичными и патриотичными

19.06.2013 "Молодежный вестник". Олеся Болышова
// Культура
Фото А. Гостеева
Фото А. Гостеева

Однажды в Кандалакше, коротая время до ночного поезда, мы отправились гулять по этому небольшому городку. Цель у нас была конкретная – купить сувениры с местной символикой для друзей, а затем выбраться к берегу Белого моря. Но чем дальше продвигались, исследуя окрестные киоски и магазины, тем грустнее становились наши лица.

Кроме типовых пластиковых магнитов с сомнительным качеством изображения, к тому же криво отпечатанных и выцветших на солнце, ничего обнаружить не могли. Пока случайно не забрели в лавку, ассортимент в которой после унылых штампов показался настоящей россыпью сувенирных сокровищ. Оригинально оформленные магниты, уникальные подарочные книги о традициях здешних мест, тарелочки с точными копиями петроглифов – удовольствие дарила не только сама покупка, но и возможность рассмотреть весь этот клад. А после того как владелица магазина в ответ на просьбу указать направление к морю предложила нас туда отвезти (при этом не забыв повесить объявление, что вернется через полчаса), да еще по дороге рассказала местные легенды, мы поняли: больше ни в каком другом магазине в Кандалакше, кроме этого, сувениры покупать не будем. 

НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ, А ИМЕЙ АССОРТИМЕНТ

Нам, конечно, повезло. Но сколько раз любой турист попадал в подобную ситуацию? Вроде и деньги есть, и хочется привезти домой или в подарок что-то удивительное, отражающее специфику места, в котором побывал. А пройдешь вдоль длинных рядов сувенирных лавок – и ничего не поманит, не привлечет взгляд, не заставит искренне порадоваться. 

О том, как решить проблему, и говорили на Всероссийском семинаре-конференции по вопросу развития индустрии национальной сувенирной продукции, который состоялся в нашем регионе. В нем приняли участие 150 специалистов из разных уголков страны.

– Сувенир помогает сохранить впечатления о месте, но человек часто не может найти то, что ищет, – нечто аутентичное, передающее колорит края, – обозначил одну из проблем отрасли генеральный директор компании «Art Graphic» Андрей Пуртов. – Существует около 60 видов туризма – от агротуризма до туризма стоматологического, и от того, какой тур выбрал путешественник, должен зависеть тип сувенира. У нас, к сожалению, рынок до сих пор не учитывает этих потребностей. 

Кроме того, в отличие от всего мира, в России не принято делать из товара услугу. А ведь если вовлечь туриста в процесс создания сувенира, он будет готов отдать за него больше денег, чем за изделие мастера. К тому же это дополнительная реклама – по возвращении домой счастливый обладатель собственноручно расписанного подноса или слепленного глиняного горшка поделится впечатлениями с друзьями, выложит фото в социальные сети. Немаловажную роль играет и упаковка: турист предпочтет оригинально завернутый сувенир в стильно оформленном магазине, чем тот же подарок, приобретенный на развале и замотанный в кусок газеты. Процесс покупки станет для него приятным переживанием.

Как теория действует на практике, продемонстрировали гости из Карелии. Директор Центра культурных инициатив Елена Сологуб рассказала о проекте «Карельские ремесла». Задуматься о новом подходе к сувениру заставила общая тенденция в лавках: ограниченный ассортимент, устаревший дизайн, отсутствие отражения местных традиций. Взявшись за изменение ситуации, инициаторы идеи съездили в соседнюю Финляндию, с которой их многое роднит, также изучили существовавшие ранее и сохранившиеся промыслы своих деревень и городов, на основе чего разработали общую концепцию продукта. Главным качеством, объединяющим все новые сувениры, должна стать «карельскость» – сочетание традиции и брендов Карелии с новым дизайном. 

Продукция действительно привлекает внимание, а о востребованности можно судить по ее популярности. Как вам такой пример: она представлена на выставке дизайна итальянских товаров для дома в Москве и по качеству и оригинальности решений ни в чем не уступает зарубежным аналогам. Кстати, предложение Центра культурных инициатив стать экспериментальной площадкой для знакомства с этим эффективным методом развития сувенирной отрасли было одобрено заместителем министра культуры РФ Аллой Маниловой.

ЧТО ПРИЗНАТЬ ЗА ОБРАЗЕЦ?

Одним из главных вопросов, который обсуждался и в рамках секций, и в неформальном общении, стало создание национального российского сувенира. Предполагается, что продукция с таким статусом получит дополнительную возможность продвижения и будет позиционироваться в других странах как наш бренд. 

– Туризм – больше чем индустрия, – отметила Алла Манилова. – Это пропаганда культуры, обычаев, ценностей, образа жизни. Более того, ни о каком патриотизме и речи быть не может, если человек с детства не путешествует. Хочется верить, что мы сможем сделать так, что, выбирая место отдыха, Турции и Египту люди предпочтут уникальные уголки России. А пока ежегодно за рубежом наши соотечественники-путешественники оставляют 36 миллиардов долларов. Удивительный факт: по туристской привлекательности с нашей страной не сравнится ни одна другая в мире, но об этом мало кто знает. 

Помочь в решении проблемы и призван национальный российский сувенир. Под единой маркой мы могли бы собрать лучшее, что у нас есть, и рекламировать это, используя современные технологии. Наша задача – быть прагматичными и патриотичными: не просто научиться продавать узнаваемые сувениры, а пробудить неподдельный интерес к туризму по России, чтобы людям захотелось приехать не только в Санкт-Петербург или города Золотого кольца, но и в другие регионы.

Многие стремятся сузить национальный русский сувенир до конкретной ассоциации с нашей страной. Мол, а чем матрешка не хороша? Однако и сегодня Россию аршином общим не измерить. Разве можно просто так отказаться и от уникальных промыслов Севера, и от оригинальных ремесел республик, и от традиционного творчества народов нашего многонационального государства? 

Алла Юрьевна поддержала мысль о том, что под брендом «Национальный российский сувенир» будут реализованы лучшие образцы продукции каждой территории. К примеру, Липецкая область могла бы представить романовскую игрушку и елецкие кружева. Кстати, участникам семинара предоставили возможность поближе познакомиться с процессом их изготовления: они приняли участие в мастер-классах в Ельце и в Центре романовской игрушки в селе Троицкое.

ПОДВОРЬЕ НАШЕ ЛИПЕЦКОЕ

Гости из регионов побывали и на уникальном Всероссийском фестивале народного творчества имени А.П. Мистюкова «Ты, Россия, и сердце, и песня моя!» и предваряющей его выставке изделий декоративно-прикладного искусства, ремесел и промыслов области «Липецкое подворье». Каждый район развернул свою поляну с демонстрацией рукодельных предметов и столами с пирогами и кулебяками. Погружали в атмосферу традиций края самодеятельные коллективы.

Первыми липчан и гостей города встречали в парке Победы ельчане. «Огуречное подворье» манило не только вкусно пахнущими соленьями, развешанными на стенде кружевами и разложенными на старинном сундуке куклами, но и готовностью к диалогу. Ирина Чванова, художественный руководитель краеведческого клуба «Берегиня» села Черкассы, заметив заинтересованные взгляды, тут же начала рассказывать о назначении каждой куклы:

– В старину считалось, что болезни, вызванные сестрами-лихоманками, проникают в дом через печную трубу. Поэтому под новый год женщины делали кукол, подписывали их – Дряхлея, Дремлея, Трясея, Глухея, – а затем вешали в чулане. Лихоманки обходили стороной те дома, где знают, как их зовут. На Масленицу кукол сжигали. 

А вот эту «семиручку» дарила мать невесте перед свадьбой, чтоб та помогала управляться со всеми домашними делами. Приезжайте к нам, расскажем и о других традициях. К примеру, на наш главный сельский праздник – День огурца.

– В ответ готовы пригласить на международный фестиваль «Троицкие хороводы» в Орловском полесье, – присоединилась участница семинара Валерия Жманина, представлявшая Орловский областной центр народного творчества. 

У данковского подворья гостей ждали плетеные жар-птицы и конь с медалью «Данков-чемпион». Автор работ Сергей Коршунов из Спешне-Ивановского ДК сразу же предложил оседлать скакуна и оценить прочность изделия. И посетовал, что не успел сделать новую телегу – старую купил липецкий бизнесмен для приусадебной территории. А мастер пока занят изготовлением огромных журавлей, которые обещают стать украшением выставки ко Дню животновода.

Другой умелец, художник и гончар Петр Космаков, представитель Лебедянского дома ремесел, тоже в творческих поисках в преддверии большого праздника. Под его руководством ученики готовят работы к 400-летию Лебедяни: так, один вылепил горшок в форме лебедя, другой поместил эту глиняную птицу внутрь квасника, а третий смастерил яйцо – сложный элемент для гончарного круга.

– Наши бренды – музыкальный инструмент хомус, посуда для кумыса чороны и изделия из конских волос. С особым вниманием рассмотрела местные сувениры – интересно увидеть, что предлагают туристам у вас, – поделилась участница семинара Радомира Батищева из Центра народных искусств «Симэх» в Якутии. – Понравился и праздник – ноги сами в пляс идут! Умеют люди увлечь настроением! 


– Липецкая область одной из первых в стране включилась в федеральную программу по развитию въездного туризма, и наши старания не остались незамеченными, о чем говорит решение провести этот семинар именно у нас, на территории, где сохраняются и поддерживаются многовековые традиции художественных промыслов и народного искусства, – подвела итог заместитель главы администрации области Людмила Куракова. – Уверена, семинар даст новый импульс к решению проблемы привлечения туристов в регионы.

Мал сувенир, да дорог


Требования к национальному российскому сувениру достаточно жесткие. К примеру, основной процесс производства должен осуществляться в России, с использованием преимущественно отечественных материалов, разумеется отвечающих принципу экологичности. Кроме того, практически исключается изготовление конвейерным способом. Не предназначен проект и для новичков – тот, кто возьмется за производство таких сувениров, должен иметь опыт работы в этой сфере.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 20 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх