lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
15 июня 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Торжество музыки и слова

15.06.2013 "Липецкая газета". Ольга Шкатова
// Культура
Фото Николая Черкасова
Фото Николая Черкасова

Финальным аккордом торжеств, посвященных 100-летнему юбилею Тихона Хренникова, стала премьера оратории «Возрождение России» (Судьба Государя), написанной учеником нашего знаменитого земляка, профессором Московской консерватории, народным артистом РФ Александром Чайковским. Она состоялась в рамках Третьего музыкального фестиваля им. Т. Н. Хренникова.


Александр Чайковский уже известен липецким зрителям как автор оперы «Легенда о граде Ельце».


Премьера оратории совпала с Днем России. Многим, пришедшим в тот вечер в областной Центр культуры и народного творчества, это показалось не случайным, потому что в своем произведении Александр Чайковский попытался осмыслить языком музыки трагические события отечественной истории, связанные с эпохой последнего русского царя.


— Отношение к личности Николая II достаточно противоречивое, — заметил композитор. — Но его жизнь, закончившаяся чудовищной трагедией, не может никого оставить равнодушным. Наверняка на эту тему еще будут написаны и оперы, и балеты. Работая над ораторией, я прочел массу исторической литературы, стремясь как можно глубже погрузиться в тему. В то же время я постарался максимально связать ее с современностью.


Своеобразный мост в день сегодняшний обеспечивает пролог оратории, представляющий собой обсуждение личности Николая II пользователями сети Интернет. В первой части перед зрителями предстает страстотерпец Николай, вторая рисует страшную картину восстания, в третьей происходит возрождение России, предсказанное святыми отцами. Автор подает тему в религиозно-философском аспекте, пытаясь развенчать, по его мнению, лживый миф о добровольном отречении от престола Николая II.


Всего в оратории восемнадцать номеров. В ее подготовке к премьере приняли участие двести человек. Это хор и оркестр Государственной симфонической капеллы России под управлением народного артиста РФ, лауреата государственной премии России Валерия Полянского, солисты оперных театров Москвы, чтецы.


— Что касается музыки, то я назвал бы ее синтетическим жанром, вобравшим то, что происходит в стране сейчас, и исторические события, — отметил дирижер Валерий Полянский. — Это заставляет задуматься и о сегодняшнем дне России, и о ее будущем. Может быть, это поможет нам не сделать тех ошибок, которые были допущены в прошлом.


Кстати, впервые свою ораторию композитор услышал только в Липецке за час до премьеры. Партию Николая II исполнил тенор Олег Долгов, в образе императрицы Александры предстала Людмила Кузнецова (меццо-сопрано), участники оперы «Легенда о граде Ельце».


Народный артист РФ Александр Галибин и заслуженная артистка РФ Юлия Рутберг читали текст оратории, сложившийся из документальных записей, цитат и стихотворений Александра Пушкина, Алексея Хомякова, великого князя Константина Романова.


— О таких событиях, как гибель царской семьи, мало говорить простыми словами, — убеждена Юлия Рутберг. — В эпоху Николая II люди тянулись к искусству. Русская культура распространялась по всему миру.


Даже у тех, кто впервые столкнулся с академическим жанром на сцене ОЦКиНТ, история расстрелянной царской семьи в интерпретации Александра Чайковского вызвала самый живой отклик. Восшествие на престол Николая II, Ходынская трагедия, революция 1905 года, рождение цесаревича Алексея, о которых зрителям рассказывали музыканты и актеры, сопровождались видеорядом архивных фотоматериалов и кадрами кинохроники конца XIX-начала XX веков, обнаруживая нерушимую связь времен и поколений людей.


* * *


О связи времен говорил на заключительном гала-концерте Всероссийского фестиваля-конкурса композиторов, посвященного 100-летию Тихона Хренникова, художественный руководитель Липецкого государственного оркестра русских народных инструментов, заслуженный артист РФ Олег Федянин.


— У нас получилась очень интересная программа, не совсем обычная для наших слушателей, — подчеркнул он. — Сегодня современная музыка может быть непонятной, а завтра она станет классикой.


Делясь своими впечатлениями с корреспондентом «ЛГ», председатель Союза композиторов России, народный артист РФ Владислав Казенин, возглавивший жюри, признался, что его порадовала широкая география конкурсантов и то, что среди них много молодых композиторов.


В тот же день были названы имена лауреатов и дипломантов. Обладателем первой премии в номинации «Музыка для симфонического оркестра» стал народный артист РФ Александр Цыганков (Москва). В номинации «Музыка для оркестра русских народных инструментов» лучшим назвали Николая Бирюкова (Белгород). В песенно-романсовом жанре не нашлось равных Александру Мозалевскому (Воронеж).

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 19 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +29 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Придумай, сделай, прикати!

 Анна СОЛНЦЕВА
// Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Арт-терапия в красках

 Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ
// Общество

Зарядились «Энергией лета»

Ирина ОВЧИННИКОВА
// Спорт
Даты
Популярные темы 

Такие «свидетели» нам не нужны

Кирилл Васильев // Общество

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх