lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
6 июня 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Манна «небесная»

06.06.2013 "Липецкая газета". Марина Кудаева
// Общество
Рисунок Андрея Исупова

«Аттракцион невиданной щедрости» состоялся на прошлой неделе в центре Липецка. Банкноты сыпались буквально с неба. И купюры, не сказать что крупные, — по сто рублей. Но в ожидании этих дармовых денег собралась вполне внушительная толпа — порядка тысячи липчан. «ЛГ» попыталась выяснить, кому и зачем понадобилось подобное шоу цинизма и алчности.



Оказалось, финансовый дождь устроила некая всероссийская общественная организация «Правда о еде». Цель якобы преследовалась благая: на купюрах был отштампован призыв покупать только здоровые, не содержащие холестерин продукты. Таким образом организаторы акции решили привлечь внимание населения к проблеме болезней сердца — главной причине смертности в нашей стране. Вот только толпа страждущих и алчущих денег липчан состояла в основном из молодежи, явно не слишком заинтересованной вопросами вреда холестерина. Да и где гарантия, что сотня была потрачена именно на продукты, а не на пиво или, скажем, сигареты, которые, кстати, холестерина не содержат, но полезными от этого не становятся.


Как удалось выяснить, общественная организация «Правда о еде» начала свою деятельность в декабре прошлого года. Акции проводит в Москве и Санкт-Петербурге, а теперь вот добралась и до глубинки. Именно на Липецк выбор пал будто бы из-за того, что город наш невелик — Воронежу-миллионнику сумма нужна покрупнее. Возможно, событие и не вызвало бы такого ажиотажа, если бы не ряд местных СМИ, не раз проанонсировавших это мероприятие.


И вот, когда и стар и млад в назначенный час в едином порыве был готов кинуться за халявными деньгами, оказалось, что манна небесная начала сыпаться совсем не оттуда, откуда ее ждали. Активно работая локтями, люди бросились во двор многоэтажки, а там взбирались на парапеты, рискуя жизнью, карабкались на кондиционеры, куда падали купюры. Одна предприимчивая пенсионерка даже влезла на козырек подъезда и собрала «урожай» там.


Не виноватые мы…


В общей сложности активисты объединения, по их словам, пустили по ветру 100 тысяч рублей. Правда, народ все же усомнился в этой цифре: уж больно быстро иссяк денежный «ливень». А вместе с ним испарились и организаторы акции, оставив после себя массу брошюр о вреде фаст-фуда. Как пояснила позже представитель организации Мария Булавинцева, акция прошла скомканно из-за того, что им помешала полиция. Управление МВД по Липецкой области расценило акцию борцов за здоровое питание как незаконную. Уже на следующий день Мария Булавинцева была задержана в Воронежской области. Как рассказали «Липецкой газете» в пресс-службе УМВД РФ по Липецкой области, девушке вменяется в вину административное правонарушение, квалифицируемое по статье 20.2 прим 2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). После расследования дело будет направлено в суд. Нарушительнице грозит штраф от 10 до 20 тысяч рублей, который, по словам организаторов акции, будет заплачен все теми же мечеными купюрами.


Потом, правда, любители рассказывать «правду о еде» публично извинились перед липчанами и пошли на попятную: да мы, де, вовсе и не хотели, чтобы на нашу акцию люди пришли. Мы, мол, только прессу приглашали, а это уж она повсюду растрезвонила. Вполне резонен вопрос: а кому тогда деньги предназначались? Жадным до дешевых сенсаций журналистам?


Деньги все-таки пахнут


Не знаю кому как, а лично для меня эта акция не просто унизительна, она отвратна — сколько бы ее организаторы ни говорили, что подобное «благо» они сотворили из добрых побуждений и не знали, что так получится. Необычный «социальный эксперимент» подобного рода провел в прошлом году и основатель соцсети «ВКонтакте» Павел Дуров, разбрасывая из окна офиса в центре Санкт-Петербурга пятитысячные купюры. Деньги он прикреплял к бумажным самолетикам и пускал в толпу, собравшуюся по случаю празднования Дня города. Всего таким способом «в полет» было отправлено 50 тысяч рублей. Дуров от души смеялся, наблюдая за тем, как люди первыми пытаются добраться до красных бумажек, пуская в ход кулаки. Сам миллионер так прокомментировал свои действия: «Коллеги решили поддержать атмосферу праздника в виде небольшой акции, но ее пришлось быстро прекратить — народ стал звереть».


Что и говорить, нувориши всегда имели страсть посорить деньгами. Купцы то чаевые огромные раздавали, то певичкам и музыкантам в трактире сотенные ассигнации бросали, то просто могли из экипажа на мостовую золотые монеты швырнуть и смотреть, как толпа из-за них дерется. Но в России того времени это считалось совсем дурным тоном, и таких купчишек столичные газеты зло высмеивали. После революции подобные загулы, конечно, прекратились. Если у кого и было в стране состояние, им не кичились. А в девяностые прежние нравы стали возвращаться. Правда, широко кутили главным образом бандиты. Уровень культуры у них минимальный, легких денег много, а жизнь короткая, и они об этом прекрасно знали. Вот и прожигали те дни, что им были отмерены.


Что происходит сейчас? То ли времена возвращаются, то ли это эксперимент такой по воздействию на население? Вполне логичен и вопрос «Откуда деньги, Зин?» За чей счет, как говорится, предполагался банкет из экологически чистых продуктов? Организаторы акции в Липецке утверждают, будто бы деньги собирали по России всем миром — кто сколько может. Но кто финансирует самих «благодетелей» — вопрос открытый. И, думается, ответ на него должен заинтересовать компетентные органы.


Халява, сэр?


Вопрос, почему люди ради легкой наживы готовы на любое унижение, однозначного ответа не имеет. Но на этой любви к халяве коммерсанты, например, играют регулярно. Так, недавно один из крупных супермаркетов подмосковной Коломны устроил акцию «Разденься до трусов и унеси сколько сможешь бесплатно». Реклама предстоящего «шоу неслыханной щедрости и откровенности одновременно» несколько дней висела по всему городу и имела немалый успех: в назначенное время голых покупателей в супермаркете было как минимум не меньше, чем одетых.


По условиям акции каждый «нудист» имел право забрать с собой, не заплатив, все, что он смог унести в руках без каких-либо сумок, корзинок и прочих приспособлений. В результате в очередях к кассам стояли обнаженные граждане, судорожно сжимающие охапки самых разных продуктов. Упавшее на пол подбирать не разрешалось, но по нему мало кто горевал. А о том, что в магазине не совсем хорошо ходить голым, вообще никто не вспомнил. Так что липчанам еще повезло, что нас не заставили ради полезной, лишенной холестерина еды снимать исподнее…


Прославившись на всю страну, коломенский супермаркет, однако, не стал новатором в деле, называющемся «маркетинг ниже пояса». Одной из первых подобную практику в России ввела несколько лет назад «Евросеть». Руководивший ею Евгений Чичваркин был уверен, что чем громче скандал, тем полезнее это для компании, и в выборе средств не стеснялся. Например, в свое время по всей стране прошла акция «Разденься и получи телефон». За самый дешевый мобильник людям предлагалось обнажиться и в таком виде на глазах сотен зевак получать свой приз. При этом призы выдавались не всем, решившим по примеру молодежи 20-х годов прошлого века «отвергнуть стыд», а лишь самым настырным. Люди ради халявных мобил шли и на это.


По мнению психолога Елены Высоцкой, у таких людей не хватает чувства собственного достоинства.


— Те, кто участвует в подобных акциях, вне всякого сомнения, не настолько бедны, чтобы делать это от крайней нужды, — считает она. — Люди с подобными комплексами, даже имея определенный финансовый доход, позволяющий им нормально существовать, все равно внутри ощущают себя хуже окружающих. Они постоянно себя с кем-то сравнивают и делают выводы не в свою пользу, что и толкает их пускаться во все тяжкие, вплоть до унижения ради любой халявы.


Надо признать: у отечественной халявы большая история. Смысл самого слова коренится в украинском «халява», то есть голенище сапога. «Сходить на халяву» в среде бурсаков — учащихся духовных семинарий — значило украсть что-то на базаре и спрятать за голенище. Но постепенно халявой стали называть любую возможность поживиться чем-либо задарма.


Любовь к этому занятию сидит где-то очень глубоко в человеческих генах. Один из самых известных исторических примеров такого безумия — трагедия на Ходынском поле 1896 года, когда полумиллионная толпа устроила буквально драку за сладости. В возникшей давке погибло больше сотни человек, ещё несколько тысяч получили различные увечья.


Однако если кто-то считает смертельную тягу к халяве чертой именно русского народа, глубоко ошибается. Побоища в очередях регулярно происходят и за пределами нашей родины. Вот лишь один пример. Когда в Великобритании открывали крупнейший в стране магазин IKEA, в честь праздника устроили грандиозное снижение цен на несколько десятков позиций, а гвоздем программы стали супердешевые диваны. Очередь начала выстраиваться еще с ночи, а закрыть магазин пришлось уже через 40 минут после открытия дверей. Обезумевшая толпа в шесть тысяч человек буквально ворвалась в магазин и устроила настоящее побоище за товары по бросовым ценам. Охрана магазина ничего не могла с ними поделать, поэтому успокаивать разгоряченных покупателей пришлось прибывшим нарядам полиции. Пара десятков человек вместо желанного дивана получила больничную койку.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 22 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: -1 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Утешение в одиночестве

И. Неверов
// Культура

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов
// Экономика

А у нас во дворе…

Ирина Вишнева, фото автора
// Общество

И на земле, и в небе

Ирина Черешнева, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Атака принесла успех: сильнейшим стал «Газовик»

Первенство области. Второй дивизион
Геннадий Мальцев // Спорт

Пауза не в масть

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх