lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
28 мая 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

С «Интернационалом» на «ты»

60 лет Липецкой области: годы, события, люди
28.05.2013 "Липецкая газета". Максим Ионов, Виктор Тарабрин
// Общество
Фото Ольги Беляковой

Есть удивительная категория людей — с виду неприметные, а внимательнее присмотришься и поймешь: перед тобой особенная личность. В советской литературе их часто называли людьми, на которых все держится. Нередко скромные в общении и в быту, неброско одетые и не отличавшиеся «косыми саженями» в плечах, они всегда подкупали надежностью, а еще умением доводить начатое дело до совершенства. К их числу принадлежит и Александр Михайлович Гончаров.


За тридцать пять лет работы на Липецком тракторном заводе он не занимал крупных руководящих должностей и не прослыл, как принято сейчас говорить, эффективным менеджером. Зато производственные успехи этого человека навсегда вошли в историю некогда крупнейшего предприятия нашего города, а исключительные личные качества были и остаются примером для подражания.


Родился Александр Гончаров в Фащевке Грязинского района в 1929 году, когда в Советском Союзе началась первая ударная пятилетка. А уже в пятнадцатилетнем возрасте начал трудовой путь, устроившись трактористом на Семиколенскую машинно-тракторную станцию.


— Было очень тяжелое время, — вспоминает Александр Гончаров. — Вой­на еще не закончилась, поэтому почти все взрослые мужчины в нашем районе либо были на фронте, либо вернулись домой инвалидами. Поэтому нам, мальчишкам, пришлось быстро повзрослеть и возложить на себя значительную часть хозяйственных дел. Как сейчас помню, трудиться мне пришлось на списанном тракторе. Он был совсем старенький, часто ломался, но я не унывал. Чинил его по мере сил и старался работать с полной отдачей.


Через четыре года после окончания Великой Отечественной Александра призвали в армию, в Белорусский город Борисов, где в ту пору располагалась довольно крупная часть танковых войск. Командиры быстро заметили паренька, хорошо соображающего в технике, определили его водителем-механиком знаменитого «танка Победы» Т-34. После демобилизации Александр Гончаров устроился слесарем по ремонту литейного оборудования на Липецкий тракторный завод и, конечно, не подозревал, что с этим предприятием будет связана вся его трудовая биография.


— Попасть на ЛТЗ в те годы было не так просто, — рассказывает он. — Свободных рабочих рук хватало, люди приезжали даже из самых удаленных уголков страны. К тому же предприятие тогда было ведущим в Липецке, ценилось даже больше, чем металлургический завод. Мне тогда здорово помогли навыки, приобретенные на Семиколенской МТС и в армии.


Уже в 1963 году его назначили мастером термообрубного участка, а в 1970-м — старшим мастером. Но еще в бытность слесарем Гончаров стал одним из лучших рационализаторов ЛТЗ и выиграл не одно социалистическое соревнование. Только за три года — с 1956 по 1958 — он подал 46 рационализаторских предложений, принесших заводу 50 тысяч рублей экономии в год. А сколько их было всего, сейчас уже никто не подсчитает.


Среди заслуг Александра Гончарова особняком стоит модернизация формовочной машины «Интернационал» в 1958 году. На этом мощном устройстве проходили формовку крупногабаритные стержни, становившиеся впоследствии составными элементами тракторных гусениц. Работа на той машине, оборудованной ручным прижимным устройством, поначалу была очень трудоемкой, отнимавшей много времени и сил. «Благодаря своевременной рационализаторской инициативе слесаря Александра Гончарова все машины стержневого отделения были переведены на пневматическое управление, — повествует заводская газета того времени. — Это намного повысило культуру производства, облегчило труд формовщиц и снизило трудоемкость изготовления комплекта стержней на 12 минут».


Впрочем, последнее обстоятельство рационализатора не смутило. Награды в его копилку поступали практически ежегодно, а заодно крепнул авторитет в коллективе. Некоторые отзывы коллег сохранились все в том же заводском издании: «Александр Гончаров быстро освоил профессию слесаря и зарекомендовал себя вдумчивым и инициативным рабочим».


Неудивительно, что на пенсию в 1987 году такого человека провожали едва ли не всем коллективом завода, и еще долгое время бывшие коллеги приходили к нему за советом. На заслуженный отдых Гончаров уходил уже будучи ветераном труда и обладателем очень почетной в те времена медали «За трудовую доблесть СССР». А главное, с самыми добрыми воспоминаниями о работе в цехах промышленного гиганта и особенно о людях, окружавших его в течение 35 лет. Особенно ему запомнились встречи с легендарным директором ЛТЗ Василием Клименковым.


— Мы с ним не так часто общались, — говорит Гончаров. — В основном на производственных совещаниях, мельком, но даже этих редких минут было достаточно, чтобы почувствовать уникальность Василия Яковлевича. Завод он знал досконально, самостоятельно вникал во все производственные моменты, ни секунды не сидел без дела. Нередко появлялся на главном конвейере в 4 часа утра, лично проверял сходившие с него машины. Ну и, конечно, строгий был очень. Однако никогда никого не обижал, действовал справедливо.


Между тем ценили Александра Гончарова не за одни лишь трудовые заслуги, а еще и за активную общественную деятельность. Энергии в рационализаторе было столько, что в 1970 году его хотели назначить директором заводского стадиона «Торпедо» (сегодня «Пламя») и ответственным за весь спортивно-культмассовый сектор ЛТЗ.


— Уже был готов принять это предложение, да супруга выступила категорически против, — вспоминает наш собеседник. — Сказала, мол, мы с детьми тебя и так дома почти не видим, а если еще и дополнительную нагрузку возьмешь, так и вовсе в лицо узнавать перестанем. Пришлось отказаться. Хотя, сказать по правде, ходить на наш заводской стадион мне всегда нравилось. Часто играл там в футбол с коллегами и старшим сыном.


Столь же активную жизненную позицию сохранил Александр Гончаров и поныне. Словно и не успело ему «набежать» восьмидесяти с лишним лет. До сих пор помогает многим соседям по технической части. Да и в решении других проблем всегда принимает самое живое участие. Вот поди назови такого пенсионером. Инициативность Гончарова заметило и руководство Липецка. Так, в 2007 году глава города Михаил Гулевский наградил его благодарственным письмом «За вклад в развитие поселка тракторостроителей».


Несмотря на интенсивный жизненный ритм, Александр Гончаров с супругой достойно воспитали двоих детей и помогли встать на ноги четверым внукам, старший из которых трудится мастером на НЛМК, а младшая оканчивает Воронежский институт МВД. Словом, трудно найти чего-то, что он не успел бы сделать.


— Я действительно доволен своей жизнью, — говорит Александр Гончаров. — Многого удалось добиться. Всегда старался работать ответственно и честно, а еще как можно больше помогать окружающим людям. Единственно, о чем жалею, что родной завод оказался в таком положении. Но, несмотря ни на что, я продолжаю верить, что предприятие рано или поздно вернет былую славу. Сумели же люди когда-то построить завод с нуля, сумеют и возродить. Очень хочу дожить до этого дня.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +1 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Корона для «Мисс Творчество»

 Анна СЕРГЕЕВА // Образование

Не работа, а сказка

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх