lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
24 мая 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Буйное время Тихого Дона

24.05.2013 "Липецкая газета". Владимир Петров
// Культура
Михаил Шолохов готовится выйти на вручение ему Нобелевской премии
Михаил Шолохов готовится выйти на вручение ему Нобелевской премии Так рождался великий роман

24 мая — день рождения Михаила Шолохова, нашего гения, рожденного во время празднования памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, великих проповедников Слова Божия. В этот день жители городов и сел России отмечают День славянской письменности и культуры. Шолохов и его творчество — одна из могучих доминант русской культуры и словесности, общечеловеческое значение которой неоспоримо, хотя досужие домыслы вокруг его имени продолжаются и по сей день, но «Тихий Дон» и его автор наперекор злобствующим живут, волнуя миллионы сердец.


Знакомый незнакомец


И все-таки Шолохова мы знаем мало. Странно, но его творчество словно не заметили такие знаменитые писатели ХХ века, как Бунин, Хемингуэй, Фолкнер, Томас Манн, Уэллс. Известный литературовед Петр Палиевский в своей работе «Мировое значение творчества Шолохова» обозначил этот факт таким образом: «По всем правилам Шолохова и быть не должно. Откуда ему взяться сразу после взлета русской литературы ХIХ — начала ХХ века, особенно после Толстого, Чехова, Горького. Такие сосредоточения бывают нечасто и именно для того, чтобы светить вперед, указывать дорогу...»


Феномен Шолохова, тем не менее, состоялся. Но он не мог возникнуть, тем более сформироваться так мощно и всеохватно, не имея питательной почвы и среды. Для Шолохова ими стали Вера Православная и судьба России в ее роковые годы. «Тихий Дон» — это сама жизнь народа, творца и объекта истории.


Осмыслению Шолохова, его бессмертного романа-эпопеи, его героев, структуре произведения и посвящен сборник «М.А. Шолохов и Православие», изданный в начале этого года. Уникальность его в том, что авторы работ, собранных под одной обложкой, сосредоточили исследовательскую мысль на духовной основе творчества писателя, насквозь проникнутой светом Православия. Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, размышляя о Шолохове и нашем смутном времени, пишет: «В нашем сложном земном мире ничто не происходит без воли Божией, даже волос не может сам по себе упасть с головы человека, как сказано в Священном Писании. От Него зависят все законы бытия, движения и жизни...»


Судьба Михаила Александровича Шолохова, весь его жизенный и творческий путь — яркое свидетельство тому. «Трудно назвать имя другого выдающегося человека, которого бы на протяжении всей его жизни так прилюдно злословили, оскорбляли, распинали ложью, доносами, и это был земной страстной путь великого писателя, большого патриота Земли Русской, — пишет архиепископ Пантелеимон. — Диверсия с плагиатом, затеянная более восьмидесяти лет назад... не сломила писателя, он мужественно, достойно и с христианским терпением пронес по жизни свой тяжкий крест...»


Шолохов никогда не вступал в полемику с клеветниками: «судия же мне Господь» (ап. Павел). Такая ярко выраженная христианская позиция великого человека вовсе не случайна. Семья Шолоховых была благочестивой, верующей, где блюлись православные традиции. Назван мальчик при крещении в честь святого князя Муромского Михаила чудотворца. А рос он в среде донского казачества с неповторимым укладом его жизни. На хуторе Каргинском, куда переехала семья, на мальчика, уже умевшего читать, огромное влияние оказал священник Покровской церкви о. Виссарион. А в Богучарской мужской гимназии его духовное формирование шло под водительством преподавателя Закона Божия священника Дмитрия Тишанского. Обучение велось в строгом следовании канонам Православия: молитвы, посещение богослужения, исповеди и причащение Святых Христовых Тайн. Наверное, эти годы можно сравнить с прбыванием в духовном училище. «Господь укреплял чистую душу для будущих испытаний, наполняя ее верой в добро, любовью к ближнему, видением истины», — так проницательно замечает архиепископ Пантелеимон.


Пространство «Тихого Дона»


Именно эти духовные начала наиболее ярко воплотились в романе-эпопее, в поступках его героев. Помните концовку «Тихого Дона»? Григорий Мелехов возвращается в родной хутор, переходит Дон по льду и бросает оружие под лед. «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Какая щемяще-пронзительная картина!


Среди авторов сборника, а их двадцать семь, сербский публицист Драгомир Давидович, а также липецкие ученые-шолоховеды. Это профессор ЛГПУ, известная исследовательница творчества писателя, член редколлегии журнала «Подъем» Людмила Сатарова и ее ученики, также много лет занимающиеся темой «Шолохов и Православие».


Работы Сатаровой особенно актуальны, поскольку проблематика шолоховского творчества проецируется на судьбу постсоветского донского казачества, земли которого постепенно заселялись мигрантами из мусульманского мира. Это — следствие утраты веры в Бога, а значит, утраты традиционного, национального уклада жизни. Тревога ученого не беспочвенна: Вера и безверие определяют судьбы и человека, и народов.


А вот Наталья Стюфляева, кандидат филологических наук, доцент ЛГПУ посвятила свою работу христианским мотивам в романе «Тихий Дон», анализу казачьего быта и уклада.


Сборник «М.А. Шолохов и Православие» открывает нам подлинный духовный образ писателя, очищает его работы от вульгарно-социологического подхода, чем отличалось советское шолоховедение. Как и развенчивает миф об узкой партийности творчества, помещая его в пространство Русского Космоса, русской культуры, а значит — Вечности.


В наше время величие Шолохова, так мощно отобразившего цивилизационный слом былой России, посетившего «сей мир в его минуты роковые», его «Тихого Дона» особенно важно принять в сердца. Мы вновь на очередном цивилизационном сломе, вновь евангельские истины врываются в нашу жизнь, чтобы предупредить: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Мк. 3, 24-25).


Шолохов своим романом предупреждает нас именно об этом. Жить в мире и согласии, в Боге и с Богом — спасение. Об этом и сборник «М.А. Шолохов и Православие».

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 19 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Такие «свидетели» нам не нужны

Кирилл Васильев // Общество

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх