lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
23 мая 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Мелодии сердца

23.05.2013 "Липецкая газета". Милада Федюкина
// Культура
Ольга Тулинова и Тихон Хренников говорят о родном городе.

Вековой юбилей Тихона Хренникова, выдающегося композитора, Героя Социалистического Труда, народного артиста РСФСР и СССР, скоро отметит культурная общественность России. С особым чувством к этой дате готовятся на малой родине маэстро — в провинциальном Ельце. Бесконечно любивший родной город, композитор всегда интересовался его жизнью и всегда помогал своим землякам.



И те, кто хотя бы раз встретился с музыкантом во время его коротких приездов, навсегда запомнили его человеком простым, открытым и безмерно счастливым. Доцент музыкально-педагогического факультета Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина Ольга Тулинова — одна из тех, кому довелось бывать в доме у Хренникова, общаться с ним. Результатом долгих бесед стали книги и монографии о музыканте. Своими воспоминаниями Ольга Вадимовна делится с читателями нашей газеты.


— Впервые пообщаться с великим земляком мне довелось в 1998 году. Композитор был в Ельце на творческой встрече с коллективом Елецкого училища (ныне — колледжа) искусств. Не верилось, что перед нами человек-легенда, основоположник отечественной музыкальной классики, автор многочисленных песен, так горячо любимых миллионами. Он рассказывал о своем детстве, о музыкальной среде Ельца, которую он впитал, о людях, оказавших огромное влияние на его личностное становление. Искренне, просто отвечал он на вопросы, которые ему задавали земляки.


Памятной была встреча и в 1999 году. Маэстро приезжал на 30-летие своего детища — Елецкого училища искусств. Выступая перед горожанами, Тихон Николаевич особо подчеркивал роль музыкального искусства в жизни людей, говорил, что Елец всегда был городом музыкальным и остается духовным центром Липецкой области. После этой фразы зал тогда просто взорвался бурными овациями.


2000 год. Хренников приехал в Елец вместе с внуком Андреем и правнуком Тихоном. Музыкант побывал в своем Доме-музее, на могиле близких. Конечно же, визит маэстро стал событием для Ельца. Вспоминаю, как почти в полдень 7 июня у гостиницы «Елец» остановился синий «Сааб», из него вышел Тихон Николаевич. Его тут же обступили «ответственные лица». Он принимает букеты, улыбается и радостно выдыхает: «Наконец я дома. Спасибо вам всем. Я очень давно хотел приехать на родину, да все никак не выходило. И вот я здесь. Я счастлив». Спустя пару часов композитор с родными переступают порог обновленного Дома-музея. Все волнуются: как оценит мемориальное жилище его бывший обитатель? «Узнаю, да-да, — кивает Хренников. — Все так и было! Вот окно комнаты, где я родился. В прошлом году у дома росли сорняки, было грязно. А сейчас очень хорошо». Потом долго ходил по комнатам и все интересовался деталями, как дом отапливаться будет, например. Потом рассматривал мебель и восклицал: «Комод — был тут комод! И рояль тут стоял… А тут — круглый стол. У кафельной печки — стулья стояли. Я на них спал. Нас ведь десять детей в семье было, на кроватях по двое спали, а я самый младший, потому и спал на стульях — больше негде было». Во дворе Тихон Николаевич узнал старую грушу, на которую лазил в детстве. «Изумительно вкусные плоды были на этой груше, — говорил он. — Я потом никогда таких не ел». И еще признался, что хотел бы уехать из Москвы и жить в тишине.


Спустя два года Тихон Николаевич побывал в Ельце последний раз. К его приезду студенты Елецкого училища искусств подготовили концерт из фортепианных произведений композитора, который я вела. Трудно передать словами то волнение, которое мы все испытывали: легко ли играть перед живым автором? Но, кажется, сам музыкант растрогался больше исполнителей.


Надо сказать, что на всех выступлениях маэстро перед земляками в зале царила какая-то особая, праздничная атмосфера. Казалось, мы становились не просто свидетелями, а участниками чего-то очень важного, что происходит именно здесь и сейчас, совсем скоро оно станет Историей.


Так однажды у меня родилась идея собрать материалы, воссоздающие хронологию приездов великого композитора на липецкую землю за последние 60 лет. Итогом этой работы стала книга «Елец — любовь моя. Т.Н. Хренников — встречи на елецкой земле». Она увидела свет 10 лет назад. И стала, по признанию маэстро, дорогим подарком к его 90-летию.


Говорить о встречах с Тихоном Николаевичем, о своих наблюдениях, впечатлениях о нем на протяжении многих лет и просто, и трудно одновременно. Это был замечательный музыкант, чьи песни, музыка к кино давно стали верными спутниками в жизни миллионов; человек честных и прямых правил, никогда не отделявший этику от эстетики. В его судьбе во многом отра­зилась целая эпоха жизни страны. Юноша из провинциального Ельца, захотевший стать профессиональным музыкантом и композитором, стал им, взойдя сначала на сцену Гнесинского музыкального техникума, а затем на прославленную сцену Московской консерватории. Его звезда загорелась ярко и ослепительно не только в концертных залах мира, но и в театре, кинематографе. Год от года росла зрительская любовь к елецкому таланту. Не растрачены были в юности бешеный музыкантский темперамент, живая страсть, всегда окрашенная наиболее интенсивными цветами своего времени. Не было у этого человека и музыканта внутреннего разлада между художественными замыслами и возможностью их исполнения.


Когда в своих выступлениях Хренников говорил об искусстве, о важных проблемах нашей отечественной музыкальной культуры, ему верили. Верили потому, что каждое слово его было пропущено через собственное сердце, сказано как-то по-особенному увесисто, доверительно. В его речи не было наигранных интонаций, заготовленных пауз, выверенных полутонов. Казалось, так может говорить каждый. Но для этого надо было обладать определенным мнением, своим видением мира, естественностью и органичностью. Хренников же всегда был личностью, самобытной натурой. Он часто и сам, определяя достоинства кого-либо из художников, говорил: «Это личность, и как многое этим сказано…».


Личность самого музыканта — это масштаб воли и желаний, более высокая мера возможного, неудовлетворенность собой и постоянная тяга к самоусовершенствованию. Но это еще и юмор. Умение иронией, каким-то неуловимым сдвигом привычного оттенить само явление, снять напряжение; приблизить к себе собеседника или отдалить и, не выделяя собственную исключительность, дать острее раскрыться другим.


Последний раз мы встречались с Тихоном Николаевичем в 2005 году у него дома, в Москве. Я привозила показать ему макет будущей книги «Щедрость души и таланта». Он сделал несколько критических замечаний, но очень корректно, по-доброму, в целом одобрив собранный материал и благословив труд на издание. Прощаясь, я обняла его, поблагодарив за внимание ко мне и моей работе. Было такое чувство, что передо мной не великий композитор, мэтр, а родной отец, добрый, теплый и заботливый. Сколько бы раз мы ни встречались в прежние годы, он всегда поражал меня своей простотой в общении, открытостью, отзывчивостью, доступностью. Таким он был и в нашу последнюю встречу. Два года спустя Тихона Николаевича не стало.


Его смерть стала невосполнимой утратой не только для всей отечественной музыкальной культуры, его многочисленных учеников и последователей, но и особенно для его земляков, ельчан, потому что все, что он сделал для развития музыкальной культуры и образования на своей малой родине, трудно переоценить. Какой бы насыщенной ни была творческая жизнь композитора, он всегда помнил о Ельце, часто приезжал сюда в разные годы, живо интересовался проблемами родного города, по словам Хренникова, «самого святого места на Земле». Он содействовал открытию здесь четырех музыкальных школ, музыкального училища, музыкально-педагогического факультета на базе Елецкого университета (тогда еще педагогического института). По инициативе Союза композиторов СССР в 1970—80-е годы на липецкой земле стали проходить фестивали «Советские композиторы — трудящимся Липецкой области», с 1994 года — Всероссийский хоровой конкурс имени Т. Н. Хренникова. В 2000-м в Ельце был открыт первый в России Дом-музей композитора, с 2008 года в Липецке и Ельце стали проходить музыкальный фестиваль имени Т.Н. Хренникова и международный конкурс студенческого творчества на базе университета. Так или иначе, все это — наследие нашего великого земляка. Но самое главное, что он оставил людям, — уникальные мелодии, которые несут в себе частицу его собственного сердечного тепла.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 21 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +32 C°  Ночь: +16C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

«Волонтёры»-обманщики

 Юлия СКОПИЧ // Общество

От Москвы до Владивостока

 Юлия СКОПИЧ // Общество

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Жизнь хороша, когда крутишь не спеша

Олеся ТИМОХИНА // Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

В молодёжном «РИТМе»!

 Сергей БАННЫХ // Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ // Общество



  Вверх