lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
20 мая 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Размышления в храме муз

20.05.2013 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Культура
Фото Николая Черкасова
Фото Николая Черкасова

Год назад Владимир Путин буквально ошарашил музейные круги: «В следующие шесть лет бюджетные ассигнования на музейную деятельность вырастут почти в четыре раза. Я хочу это подчеркнуть: не в какие-то проценты, а в четыре раза! И превысят шестьдесят семь миллиардов рублей». Интересно, узнаем ли мы через шесть лет наши музеи? Но уже сейчас некоторые результаты оценить можно


18 мая отмечался Международный день музеев. Наш журнал всегда охотно пишет про всевозможные выставочные проекты и не только про липецкие. Музейщики стали нам хорошими партнёрами и добрыми друзьями, редакция поздравляет их с профессиональным праздником.


О путях развития музейного дела в мире, стране и области мы размышляем с самым молодым руководителем музея в регионе – директором Липецкого областного художественного музея Павлом Сергеевичем Матвейцом. 


Музеумс постсоветикус


– Последние год-полтора в музейной сфере момент, что называется, дозрел. И тому свидетельство – майские поручения президента, касающиеся, в том числе, и музейщиков, – рассуждает Павел Сергеевич. – 1990-е и 2000-е годы запомнятся всем нам как очень непростые. Для большинства коллег – это действительно был период сохранения коллекций и жизнеспособности в целом. В Липецке, возможно, ситуация не казалась столь критической, поскольку наши музейные хранилища не такие обширные как, скажем, в Эрмитаже. Тяжёлые времена, похоже, миновали. Доказательство тому: и у музейщиков, и у публики появился культурный «голод». Музейная среда решила не отставать от стремительных социальных и экономических процессов. В условиях рыночных отношений нужно создавать и продвигать продукт, выстраивать цепочку отношений между поставщиком услуг (в данном случае – музеем) и потребителем. Статистика посещаемости музеев в последние годы демонстрирует колоссальный прирост. Значит, традиция проводить семейный досуг в учреждениях культуры возвращается. Гражданин растёт в музее: попадая туда в раннем детстве и регулярно возвращаясь на каждом этапе взросления, у человека формируется устойчивая привычка посещать музей, это становится достоянием его личности. 


Сегодня во всех уголках страны, подобно росткам, начинают появляться всходы нового музейного мышления. Приятно и удивительно наблюдать, как после долгого перерыва музейщики обратили взоры друг на друга, осознали всю важность и насущную необходимость сотрудничества и взаимодействия.


Липецкая областная картинная галерея получила статус музея в январе 2013 года. Путь преобразования был нелёгким, но при поддержке областных властей, дважды организовавших совместные проекты с Государственным Эрмитажем на базе картинной галереи, этому движению был придан мощный стимул. 


Стоит признать, что часто приходится сталкиваться и с недостатком навыков подобного рода работы: долгие годы никто никуда не ездил, никаких проектов не создавал, а только выживал. Да, крупные музеи при поддержке государства продолжали заниматься научными изысканиями, выбирались за рубеж. Но в то же самое время в стране наблюдалась жуткая стагнация. Привезти какую-то актуальную, добротную выставку – средства, перевозка, безопасность, – нет уж, и думать не стоит. Ситуация поменялась – хорошо, однако это лишь полдела. Реализовать выставочный проект мало – нужно, чтобы он был интересен! 


– Музеев нынче – великое множество, и самых разных, – убеждён Павел Матвиец. – И экспозиций, соответственно. И людей креативных, энергичных тоже хватает. Хорошо, что в музеи стала приходить на работу молодёжь. Выпускники самых разных факультетов и гуманитарных специальностей пополняют кадровый состав. Создаются творческие команды, где каждый генерирует идеи. А из них в итоге рождаются прелюбопытные вещи. 


Бесспорно, научные разработки – неотъемлемая часть жизни музея. Наука предполагает всестороннее изучение предметов и экспонатов, составляющих фонды. Для расширения границ традиционного понимания музейной работы необходимо сломать стереотипное представление о музейщике как о хранителе древностей, идеальный образ которого – ничего не доставать из хранилища на свет Божий, ничего не показывать, повесить огромный замок на дверях. Не подумайте только, что я бросаю камень в огород советской музейной школы. Нет и ещё раз нет! Замечательно продуманной и отлаженной системе музейного дела в СССР мы и обязаны тем, что эти учреждения культуры выстояли в кризисный период. Многие вещи были сохранены именно в силу консерватизма и строгого следования инструкциям. Толково прописанные положения регламента позволили воздержаться от принятия поспешных решений и необдуманных шагов: перераспределении фондов, корректировки правил работы и тому подобного. Правовая база не допускала свободных манёвров. 


Напомню: после революции в Эрмитаж пожаловали свежие кадры, призванные проводить идеологическую пропаганду. По их мнению, ничего общего с новым миром, который они строили, хранившееся в фондах искусство не имело. Посему постановили весь «хлам» припрятать подальше и сформировать новую экспозицию. Бывалые музейщики, служившие ещё со времён Николая II, активно сопротивляться не отважились. Тем не менее в силу своего опыта, гибкости и ума сумели выстроить отношения с советской властью таким образом, что Эрмитаж уцелел. В то же время музей стал открытым, что, безусловно, пошло во благо. Сочетание здорового консерватизма с прогрессивными идеями дало положительный результат. 


Традиции и инновации


Многих музейщиков смущает излишняя активизация на их поле. Если задуматься, то становится очевидным: нынешнее движение приведёт через определённый период к фантастическим результатам, и не стоит этого бояться. От пришедших в музейное пространство современных технологий уже всё равно никуда не денешься: мы давно живём в высокотехнологичной среде, уже не мыслим себя без преимуществ, которые они обеспечивают. 


Ортодоксально настроенные музейщики зачастую противятся появлению в своих «храмах» мультимедийных компонентов – информационных киосков, интерактивных табло. Но ведь никого не смущают, скажем, современные системы кондиционирования, помогающие поддерживать максимально благоприятные для сохранности фондов условия. Зачем противиться естественному развитию событий? С другой стороны, соблюдать умеренность в диалоге традиций и инноваций – главное условие безболезненного перехода музеев на новый виток эволюции. 


– Развивая внутреннее пространство музея, нужно подавать его именно тем, чем он является, – уверен молодой руководитель. – Полностью переосмысливать музейную среду нельзя ни в коем случае. Более того – её надо оберегать! Нет смысла выставлять в Русском музее провокационную скандальную кричащую экспозицию. Для чего? К имиджу Русского музея это ничего не прибавит. Создайте альтернативную музейную площадку рядом, и они будут прекрасно соседствовать! Не продуктивно и не полезно смешивать всё в одну кучу. Музей обязан оставаться музеем. Как опера оперой. Ничего страшного в том, что в оперных театрах начали использовать радиомикрофоны. Но сие не обозначает, что для лучшей слышимости нужно сносить элементы декора и лепнину. 


Заметим, исконного музейного пространства и так осталось немного. Оно уязвимо, оно утрачивается, преобразуется во что-то очень далёкое от изначального смысла. Формат Липецкого областного художественного музея часто упрекают в излишнем консерватизме. На самом деле, мы так мало места занимаем! Пусть эта старенькая шкатулочка – наше здание – остаётся таковой! Организуйте площадку для пульсирующего современного ритма в искусстве отдельно от нас, и это будет только во благо. Наша среда складывалась годами, она является своего рода архаичным напоминанием о том, каким должен быть музей. Мы готовы усложнять выставочную программу, но не за счёт её модернизации, а наращивая обороты в своей нише. Поверьте, это наша первостепенная задача, и не так уж легко осуществимая. 


Во всём многообразии культурного спектра заметным сегментом выступают альтернативные формы искусства, основной характеристикой которых является противопоставление себя традиционным формам. Само собой, представители упомянутых жанров претендуют на своё место под солнцем, всячески стремясь попасть на крупные выставочные площадки. Стоит ли говорить, что наиболее убедительны в этом смысле как раз-таки респектабельные музеи с продолжительной историей и крепкой репутацией, такие как, например, Пушкинский, Русский, Эрмитаж… Очевидно, что для самоутверждения или в силу каких-либо иных причин хочется оказаться где-то рядом, а ещё лучше – внутри. Идут ведь в большинстве случаев не на Иванова-Петрова-Сидорова, а в Русский музей или в Эрмитаж. Обнаруживая там нечто эпатирующее, у человека происходит подмена понятий. 


Возьмём хорошо известный липецкому зрителю Союз русских художников. Организация традиционалистской ориентации, близкой к классическому наследию отечественной живописи. Им, безусловно, хочется видеть себя в Третьяковской галерее, в Царицыно, в Эрмитаже. Но лишь проверка временем – хороший фактор для подкрепления амбиций. Всё то, что составляет основу коллекций крупнейших музейных фондов, выдержало тест веков, подтвердив свою абсолютную ценность. Искусственно нарушать целостность десятилетиями, а то и столетиями складывавшегося фундамента вредно. Экспериментировать с синтезом старого и нового – означает осознанно нарушить единство восприятия. Такое противоречие чрезвычайно опасно для сознания человека, только-только встающего на путь познания богатейшего культурного наследия. Сознание нашей публики только лишь начинает формироваться. 


Возможно, кому-то и на руку специально противопоставлять архаичную классику остроактуальному модерну, дескать, «а давайте сравнивать». Но тогда пространство, в котором пытаются смешать столь разные субстанции, вступает в противоречие с содержанием. Из-за этого происходит разрушение гармонии внутри зрителя. Согласитесь, перед музеями стоят совсем иные задачи. Они призваны проповедовать именно гармонию, красоту. Музей – это храм муз. А служение муз не терпит суеты. Продукт, с которым имеют дело музейщики, чрезвычайно травмоопасен и требует крайней степени деликатности в обращении. Раньше говорили: книга – лучший подарок. Подразумевая, что книга не может быть плохой. Но выясняется, что книга может быть плохой, и не всякий предмет, имеющий страницы, обладающий признаками книги, является таковым по сути. И музей также. Не всякий музей вправе считаться музеем. 


Развивая мысль, музей – это, скорее, не статус, а формат работы. Нет прямой связи между количеством экспонатов и формальным наименованием. Согласитесь, есть и крохотные мемориальные музеи, и гиганты с десятками зданий по всему миру. Как осуществляется работа с коллекцией и как она используется – вот краеугольные камни в понимании вопроса. Музей – место, где предмет изучается, хранится и экспонируется. Если убрать одну из составляющих, утрачивается изначальный смысл. То есть музей превращается или просто в склад, или в галерею, или попросту в игровую площадку для реализации сомнительных авантюр. Музей – слово с богатым смыслом, с традицией. Да и с множеством воплощений. 


Служенье муз не терпит суеты


Насколько хорошо деятельность современного музея подкреплена методически, информационно и финансово – спектр вопросов, который также нельзя обойти стороной. Пик развития музейного дела в нашей стране пришёлся как раз на период развала СССР. Далеко не всё удалось сохранить и передать, более того – сменилось целое поколение музейных работников. Определённые сложности обнаруживаются и в части нормативно-правовой базы, определяющей основы музейной деятельности. Постановления и предписания создаются и отменяются быстрее, чем успевают вступить в силу. Инициатив очень много, но не все музеи морально готовы к мобильной калибровке. В особенности это касается крупных учреждений, для которых любое изменение регламента влечёт длинную цепочку организационных преобразований. С точки зрения внедрения методических новшеств небольшие музеи более активны, им проще подхватить новое, тут же примерить на себя, отсечь лишнее и взять на вооружение необходимое. 


– В силу того, что отечественные музеи-мастодонты на рубеже 1990–2000-х годов несколько притормозили, мы как локальный небольшой музей имели отличную возможность в своём развитии динамично сократить дистанцию с лидерами, – замечает наш собеседник, – чем не преминули воспользоваться. Не нужно бояться самостоятельно предпринимать смелые шаги, взять максимум от ситуации. 


С удивлением для себя мы обнаруживаем, что крупные игроки готовы идти навстречу, помогать «младшим братьям». Я вспоминаю историю, рассказанную мне Юрием Витальевичем Муд-ровым – заместителем директора музея-заповедника «Павловск». В 1960-е годы он трудился в одном из псковских музеев. Молодой энтузиаст, полный энергии, он отважился на немыслимую по тем временам дерзость. Мудров отправился в Третьяковскую галерею с идеей: а не привезти ли из Москвы к столетию псковского музея выставку «Сто шедевров Третьяковской галереи». Вопрос на заседании совета рассматривался в разделе «разное» – после согласования макета обёртки для конфет по картине «Утро в сосновом бору» Шишкина. Всё решили, конфеты согласовали, а тут ещё какой-то парень из Пскова просит выставку. «Я настолько рассмешил тех стариков, что к моему потрясению, они согласились», – рассказывал Юрий Витальевич. Выставка состоялась. Соль истории в том, что сотрудничество большого столичного музея и маленького провинциального идёт на пользу – причём обеим сторонам. 


Что касается информационной обеспеченности деятельности музеев в России, то в этой сфере мы явно преуспели. Павел убеждён, что лучшие информационные ресурсы в Интернете по музейной тематике размещены как раз в нашем сегменте Сети.


– Все музеи поняли важность и нужность своего присутствия на просторах Всемирной паутины, – убеждён Матвиец. – Все музеи регулярно и своевременно пополняют содержание своих сайтов. Со свойственной музейщикам скрупулёзностью странички музеев в Интернете чётко структурированы, наполнены самой разнообразной полезной информацией, навигация также на высшем уровне. В сравнении с аналогичными западными ресурсами, пестрящими рекламой, наши разработчики в несомненном приоритете. В СМИ будни музеев освещены на достойном уровне – посмотрите хотя бы телеканал «Культура», там ежедневно проходит сюжет-другой об очередном вернисаже. Да и местные журналисты нас вниманием не обделяют, за что спасибо и «Итогам недели».


– Искренняя моя убеждённость заключается в том, – подводит итог нашей беседы директор Липецкого областного художественного музея Павел Матвиец, – что музей – имиджевая структура, являющаяся свидетельством здоровья и силы общества. Нуждающаяся, в свою очередь, в покровительстве государства и благодарном зрителе. 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Утешение в одиночестве

И. Неверов
// Культура

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов
// Экономика

А у нас во дворе…

Ирина Вишнева, фото автора
// Общество

И на земле, и в небе

Ирина Черешнева, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Без права на ошибку

Ольга Журавлева // Общество

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина // Общество

Партпроекты работают на опережение

Михаил Зарников // Общество

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева // Общество

Интернет – проще сбыта нет!

Михаил Зарников // Экономика



  Вверх