lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
20 мая 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

"Труд – учитель, труд – воспитатель" (фото)

20.05.2013 "ЛГ:итоги недели". Галина Кожухарь
// Образование
Фото Александра Марчукова

Эта концепция составляет основу личностной коррекции воспитанников школы-интерната, которую возглавляет Михаил Черников.


ФОТОГАЛЕРЕЯ


Можно построить замечательные школьные здания с великолепными учебными кабинетами, «начинить» их современной мебелью и оснастить компьютерным оборудованием, а школы всё равно не будет. Её сердце начинает биться только после того, как всё пространство наполнится духом доверия и любви друг к другу, когда в неё придёт настоящий Директор и Учитель.


...Михаил Петрович Черников – человек интеллигентный и удивительно скромный. Одеяло на себя никогда не тянет, не «якает», не выпячивается, дело своё делает спокойно и вдумчиво.  В школе, которой он руководит, дети к моменту взросления получают сразу несколько профессий. Они любят и умеют трудиться. Занимаются в самых разных кружках, проводят экологические десанты, защищают природу и землю, на которой  живут. Поют вместе с преподавателями и воспитателями в хоре, где слышен голос каждого и всех вместе. Это очень важно для детей, от которых когда-то отказались самые близкие люди и которых по ряду причин многие называют безнадёжными.


Михаил Черников руководит специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Открыта она 11 июня 1957 года. 


Черников работает в школе более тридцати лет. Благодаря его неустанной заботе и предприимчивости здесь заново построены и капитально отремонтированы учебное здание, спальный и банно-прачечный корпуса, столовая, газовая котельная, теплица, гаражи, многочисленные подсобные помещения, оборудованы кабинеты и мастерские для многопрофильной углубленной трудовой подготовки. А сейчас у директора появилась новая идея – построить крытую спортивную площадку и открыть сенсорную комнату. Это нужно для здоровья детей. Но основное, культивируемое в школе направление – трудовое.


Педагоги внимательно наблюдают за детьми, чтобы почувствовать, к чему они испытывают интерес, чем хотят заниматься в будущем. К 18-19 годам воспитанники должны чётко видеть свой путь в общественное и частное производство. Школа помогает, чем может. Ребята трудятся на учебных полях, в саду, на свиноферме, в машинно-тракторной мастерской. Теперь вот хотят пчёл развести. «Будут у нас своя пасека и мёд», – говорит Михаил Петрович. В это верят все. Потому что директор всё заранее продумал и обсудил со своими коллегами.


В школе-интернате освобождают от трудовых дел только по состоянию здоровья. Кто не умеет трудиться, того последовательно учат полезным умениям и навыкам. Обычно ребёнок, которого считают ленивым, на самом деле совсем не ленив. На этом убеждении стоят «черниковские» педагоги. Человек рождается любознательным и энергичным. Просто у некоторых детей в детстве не реализовалось желание что-то сделать своими руками. Ребёнок сказал: «Я сам!»,  а рядом в это время или никого не оказалось, или попросту на эти слова никто не обратил внимания. Нереализованное желание превращается в равнодушие. А потом «рефлекс лени» трудно разрушить.  


К концу обучения старшие классы становятся трудовой опорой учебного заведения. Изделия, изготовленные  в школьных мастерских профессионально-технического обучения, аккуратные, красивые. Будь то  шторы, скатерти, постельное бельё или одежда для детей, концертные костюмы…


Большой спрос в школе-интернате на хозяйственные товары столярной мастерской: разделочные доски и скалки, вешалки для одежды и ящики для рассады, рамки для картин и стеллажи, стенды, полки, шкафы. Ребята сами ремонтируют столы, стулья, ящики.  Ко Дню птиц ежегодно по договору с Тербунским лесничеством воспитанники делают по  50 скворечников. Радость? Ещё какая!..


Здесь нет проблем с ремонтом обуви. Обувных дел мастера могут заменить сломанные замки в сапогах и ботинках, изготовить новые стельки, тапочки и мужские полуботинки, приклеить и прошить оторвавшиеся подошвы, отремонтировать стёршиеся каблуки туфель и сапог. Все эти и другие изделия воспитанники интерната изготавливают своими руками под руководством учителей швейного дела Ольги Ульшиной, столярного – Сергея Болотова, обу-вного – Эдуарда Трунова. «Удивительные люди у нас трудятся», – подчёркивает директор. 


Вместе с единомышленниками Михаил Черников значительно перестроил работу школы-интерната. В практику смело вводятся инновационные педагогические процессы, местный компонент, открыты 10-12 классы с углубленным трудовым обучением по пяти направлениям. ЕГЭ ребята не сдают. Поэтому продолжить образование даже в училище – проблема.  Но на базе школы-интерната начала действовать в 2012 году региональная стажировочная площадка. А работает она по приоритетному направлению «Создание педагогических систем, обеспечивающих социализацию личности обучающихся». Возглавляет площадку заместитель директора по углубленной трудовой подготовке Игорь Кончагин. Под его руководством учителя трудового обучения, Любовь  Попова, Эдуард Трунов, Ольга  Болгова,  Павел Семёнов разработали программы, по которым воспитанники в 10-12 классах проходят подготовку по профессиям овощеводов, обувщиков, слесарей по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, маляров-штукатуров, уборщиков помещений и… сдают экзамены на профмастерство. 


Эти программы оценили на региональном, межрегиональном семинарах по проблемам адаптации детей с ОВЗ. Их рекомендовали к применению в коррекционных школах России.


Основу личностной коррекции воспитанников школы, которую возглавляет Михаил Черников, составляет концепция: «Труд – учитель, труд – воспитатель». Педагоги убеждены: пока воспитанник не начнёт трудиться, пока он не заработает первые деньги для школы и для себя, его невозможно считать взрослым и ответственным человеком. Социальный педагог приглашает ребят из интерната поучаствовать в школьном посильном производительном труде. Оплату гарантирует районный Центр занятости населения. От желающих, представьте, нет отбоя.


«Вроде как непривычно. Дети в 16-17 лет работают в школьном хозяйстве да ещё деньги за это получают! Но в наше время по-другому нельзя, – подчёркивает директор». 


Возможно, спорное, неоднозначное мнение, как всё новое, что появляется в жизни. Но актуальное. 


Кстати, ребята собрали уже четвёртый урожай огурцов в своей теплице.  Продали несколько маленьких поросят. На эти деньги купили семена моркови, свёклы. Ребята и взрослые посеяли овёс и посадили картошку... В цвету – ухоженный сад.


Весну, лето здесь ждут с особым трепетом. «Начнётся работа на земле-матушке, – сказал  с радостью один из воспитанников интерната, – любим мы её!» И разве нужны этим словам какие-либо комментарии. 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 20 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх