lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
13 мая 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Маршруты «дорожной карты»

13.05.2013 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Образование
Коллаж Николая Черкасова
Коллаж Николая ЧеркасоваЮрий Николаевич Таран. Фото Ольги Беляковой

30 декабря 2012 года правительство России утвердило «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Новый план развития отечественного образования рассчитан на пять лет. В конце апреля нынешнего года региональную «дорожную карту» подписал глава администрации Липецкой области Олег Королёв. Глава региона уверен, что это "путь к повышению качества образования и воспитания подрастающего поколения. Наша основная задача – создать условия для формирования воспитательной среды и непрерывного образовательного процесса".


«Дорожная карта» – достаточно условное название, по сути это план действий. Если образно представить, то она похожа на матрёшку, в которой собраны обязательства, возложенные на муниципалитеты, регион и федеральный центр.


Система образования сегодня очень неоднородна. Есть вопросы, решаемые только на муниципальном уровне (дошкольное образование), а вот высшая школа находится целиком и полностью в федеральном ведении. Прерогатива же регионов – это начальное и среднее профессиональное образование, поддержка детей-сирот… Разработчики разложили «дорожную карту» по пунктам, в виде некой крестовины, от дошкольного до высшего и от дополнительного до профессионального образования. И законодательно определили своё видение новой образовательной «пятилетки».


В нашем регионе рекомендации правительства для своих условий адаптировало областное управление образования и науки, с начальником которого, Юрием Николаевичем ТАРАНОМ, мы и беседуем.


– Юрий Николаевич, давайте пройдём по основным маршрутам «дорожной карты». И начнём с высшей точки, то есть с высшего образования… Все аналитики в один голос твердят, что изменения, касающиеся высшей школы, в первую очередь сократят число вузов в стране и число преподавателей. Приводится такая цифра: если в 2012 году государству было нужно 671 702 педагога, то в 2018-м, когда подойдут к концу «дорожные» сроки, их понадобится на 200 тысяч меньше – 472 750. При этом нагрузка на оставшихся увеличится почти на 30 процентов. А какими будут «дорожные» итоги в региональном высшем образовании?


– Всё, что касается высшего образования, – это федеральный уровень. У нас нет региональных вузов, есть три государственных университета и около двадцати различных филиалов. Сегодня взят курс на качество образования. Причём удивительная вещь: все говорят о низком уровне специалистов, но как только начинается реальная работа по повышению этого уровня, выясняется, что перемены очень многим не нравятся. На мой взгляд, будут повышаться требования не только к качеству образования, но и к уровню преподавателей. Зарплата работника вуза должна во многом зависеть от успешности его научной деятельности. Скорее всего, те педагоги, которые не смогут найти себя в новых реалиях, станут основными кандидатами на сокращение. Работа эта очень непростая. Однозначно могу сказать, что обвального сокращения и, как следствие, массовой безработицы не предвидится. Ведь в «дорожной карте» говорится о государственных вузах. Поэтому сокращённые педагоги могут найти себя в негосударственной системе. Важно только помнить, что и там, и там нужно давать качественное образование. Поэтому советую педагогам внимательно и критично посмотреть на себя, оценить свои возможности и, быть может, перестроиться. Сокращение числа самих вузов будет происходить в основном за счёт уменьшения филиалов. Конечно же, уйдут с поля высшей школы коммерческие институты, которые в меньшей степени относятся к образовательным учреждениям, являясь, по сути, конторами по выдаче дипломов, а также неэффективные вузы. Последний рейтинг показал, что в нашей области неэффективных высших учебных заведений нет.


– Приоритеты высшей школы смещаются в сторону науки, но не фундаментальной, а прикладной, как мне представляется. Заказчику, то есть производственнику и самому учёному-педагогу, важно, чтобы научные разработки приносили прибыль. Выходит, наш технический университет находится в более выгодном положении, у него есть потенциальные заказчики (НЛМК, экономические зоны, предприятия различных форм собственности), они же и работодатели, как для студентов, так и для преподавателей. А педагогические вузы, как всегда, останутся в хвосте паровоза, потому что их научные изыскания не имеют непосредственной прикладной ценности…


– Всё относительно. Для многих преподавателей ЛГПУ и ЕГУ именно сегодня открываются большие перспективы. Только для этого нужно изменить сознание. Государство делает крен, скажем так, в сторону индустриализации, то есть прикладной науки. Поэтому гуманитарный блок немного сократится, а вот деньги на развитие инженерных специальностей будут выделяться дополнительно.


– То есть образование обслуживает время. И что сегодняшний день диктует, на то образование и откликается… Но это так, ремарка. Мы же продолжим движение по маршруту – профессиональное образование. В области планируют создать три многофункциональных центра прикладных квалификаций. Означает ли это, что укрупнению подлежат не только вузы, но и ПТУ с профессиональными лицеями и колледжами? Что это даст ученикам и как отразится на преподавателях, их зарплате и занятости?


– Пока сложился только красивый образ многофункционального центра прикладных квалификаций. Прописаны рекомендации, не более. Точно это не будет новое образовательное учреждение, а лишь новая форма предоставления образования или переобучения, причём не только молодых, но и зрелых людей. К примеру, женщина ушла в декретный отпуск, но по прошествии трёх лет поняла, что не хочет возвращаться на прежнее место работы. Где ей пройти переобучение? В профучилищах, где учатся совсем юные ребята? Большинство постесняется. А в новом центре это будет возможно и, самое главное, комфортно для наших сограждан. В некоторых липецких училищах подобные программы уже опробованы. Только работа эта несколько хаотична и зависит от стихийных запросов рынка труда. Поэтому мы её систематизируем. Надеемся на базе трёх профтех­училищ (двух в Липецке и одного в Ельце) создать центры (без права юридического лица), предлагающие дополнительные программы в сфере профессиональной подготовки. Но не стоит забывать: мы говорим о многофункциональных центрах прикладных квалификаций, а это означает, что теоретическая подготовка здесь будет завязана с практикой.


– В «дорожной карте» прописано, что подготовка в учреждениях профобразования должна учитывать особенности регионального рынка труда. Просветите, пожалуйста, какие специальности в области нынче в дефиците и кому из сотрудников училищ уже сегодня пора задуматься о дальнейшем трудоустройстве.


– Государственный заказ в сфере проф­образования формируется, исходя из нужд экономики. Но насколько граждане готовы следовать этому заказу? Ведь уже не один год твердят о переизбытке юристов, а поток желающих послужить Фемиде не уменьшается. У нас в регионе в приоритете более пятидесяти профессий. К примеру, мы точно знаем, что Липецкой области к 2018 году понадобятся ещё около двух тысяч квалифицированных водителей, а ещё электрики, слесари, трактористы – машинисты, строители, электрогазо­сварщики, чистильщики. Область инициирует огромное количество строек, где нужны высококлассные специалисты-рабочие. Мы постоянно корректируем контрольные цифры приёма абитуриентов на те или иные рабочие специальности. Только бы сами работодатели были реально заинтересованы в этих специалистах. И, приглашая человека на работу, указывали его истинную зарплату, а не серую. И ещё одна, быть может, самая важная деталь – профориентация. Сегодня ею заняты сами образовательные учреждения, тогда как во всём мире это задача работодателей. Студент изначально должен знать, где и чем он будет заниматься после диплома.


Ежегодно от 200 до 300 учащихся училищ и техникумов мы недобираем. Это много. В перспективе учебные заведения, не выполняющие план, будут закрываться. И тогда к нам придут предприниматели всех мастей с упрёками, что мы оставляем их без кадров. Спрашивается: а вы сами бываете в школах, объясняете ребятам, что каменщик – это интересно, электрик – важно, работник сельского хозяйства – почётно? Всплеск активности в профобразовании возможен только при условии активизации работодателей.


Недавно прошёл съезд учреждений начального и среднего профессионального образования, на котором министр Дмитрий Ливанов озвучил такие цифры: в системе НПО и СПО три миллиона учащихся. В высшей школе – в два раза больше. Нам нужно постараться сделать эти пропорции хотя бы равными. Потому что рабочих должно быть больше, чем тех, кто ими управляет. В этом случае можно говорить: страна развивается правильно. Другое дело, что в России высшее образование всегда было неким социальным лифтом, люди стремились попасть в вузы, чтобы потом получше устроиться в жизни. Сегодня ситуация немного иная. Однако до сих пор в техникумы и профучилища подают документы те, кто не поступил в вузы. Это надо менять. В профессиональные учебные заведения должны приходить люди, нацеленные на реальную карьеру на производстве. А собственникам предприятий нужно быть готовыми не только встретить, но и удержать рабочие кадры у себя. Жильё, детские сады – это самые привлекательные «манки» для молодёжи.


– Утверждается, что все профучилища и техникумы оснастят новым оборудованием. Означает ли это, что в профессиональные образовательные учреждения снова придут шефы, или же финансирование пойдёт по другим каналами, например, при помощи грантов?


– Источники финансирования будут разными. Многие учреждения профессионального образования уже сейчас заметно обновили свою материально-техническую базу. Это в первую очередь связано с реализацией приоритетного национального проекта «Образование». Плюс программа модернизации профессионального образования, в которой участвовал наш металлургический кластер (ЛГТУ, металлургический колледж и лицей № 10, а также администрация области и НЛМК). Мы же как финансировали эти учебные заведения, так и будем продолжать это делать. Но всё зависит от грамотного менеджмента в самом образовательном учреждении. Сначала нужно повысить уровень профориентационной работы, а потом уже говорить об оборудовании. Безусловно, мы надеемся на привлечение средств спонсоров. Только хочется, чтобы их помощь не заканчивалась приобретением оборудования – нужно менять работу по подготовке кадров.


– Новые образовательные результаты и равный доступ к качественному образованию прописаны для средней (то есть общеобразовательной) школы. Поясните, что такое новые образовательные результаты. И когда они должны быть показаны?


– В настоящее время меняется смысл самого понятия «образовательные результаты». Раньше их должен был демонстрировать только школьник, но благодаря новым образовательным стандартам список «участников» расширен. У ребёнка одна задача (интересно получать знания), у родителей – другая (им важно, чтобы образование помогло их ребёнку состояться в жизни), а у государства и общества – третья (каждый человек должен приносить пользу своей стране). Мы только начинаем осваивать эти стандарты. Главное – приблизить школьное образование к запросам реальной жизни. Как считает академик РАО Александр Асмолов, дети должны научиться применять полученные навыки на практике, а не превращаться в репродуктивных хомячков, которые за щеками носят все знания.


– К сожалению, в жизни знания не всегда являются залогом успешности… Это я о скандале с красавицей, женой футболиста Жиркова, которая не смогла ответить даже на простые вопросы журналиста. Только у этой обеспеченной мамы двоих детей есть няни и престижные школы, которые помогут скорректировать пробелы маминого образования. А ведь у многих женщин, которые тоже не понимают, Земля ли вертится вокруг Солнца, или наоборот, таких палочек-выручалочек нет. Так что, в сущности, претензии есть не только к школе…


– Что проблемы в образовании существуют, с этим никто не спорит. Но решение многих из них зависит от каждого. Можно жить в гармонии с самим собой и близким кругом, довольствоваться самым малым, в смысле образования. А можно пробиваться через немыслимые преграды, чтобы получить хорошее образование и передать полученные знания детям. Ведь современного человека формирует не только семья и школа. Возьмите глянцевые журналы – для многих девочек там самые настоящие жизненные университеты… Поэтому так важны сегодня эти новые образовательные стандарты, которые помогают ученику ориентироваться в реальном мире. Школа должна научить ребёнка решать жизненные задачи. Но при этом не нужно забывать про нашу гордость – фундаментальность российского образования…


– Что входит в понятие доступности образования? На что родитель должен смотреть, когда определяет ребёнка в ту или иную школу (помимо её близости к дому)? Если школьник интеллектуально и физически готов учиться в гимназии или лицее высочайшего уровня, а его родители не в состоянии каждый месяц сбрасываться на нужды школы и класса (нынче это называется оказание благотворительной помощи, без которой могут и не взять в учебное заведение), то куда этому «неудачнику» нужно обращаться: к вам или в прокуратуру?


– Качественное образование ребёнок получает в той школе, где к нему относятся по-человечески. На этом можно поставить точку. Хороших учителей у нас больше, чем посредственных. Но главная драма заключается в том, что не все родители и ученики могут найти «своего» учителя. Поэтому к смене школы, класса нужно относиться спокойно. Да и в начальном, среднем и старшем звене к учителю предъявляются разные требования. Поэтому я могу посоветовать родителям: ищите, в области много школ, разных, поэтому свою вы обязательно найдёте. А доступное образование – это образование равных возможностей. При этом, выбирая ту или иную школу, родители должны смотреть не только на её «биографию», статусность учебного заведения, но и обращать внимание на то, какие ценности культивируются в родительском сообществе школы. Это очень важно! Хотя об этом мало кто задумывается.

Адресов, куда можно обратиться, много: это и городской департамент образования, и областное управление. А если и мы не сможем повлиять на ситуацию, то прямой дорогой идите в прокуратуру. Однако есть дух закона, а есть его буква. Прокуратура на некие субъективные причины смотреть не станет, так что лучше всего разрешать проблемы на месте. Сейчас идёт формирование первых классов. И когда возникают «неразрешимые» противоречия, я говорю, что в школе есть определённое количество парт и стульев, лишний стул никто приставлять не станет, поэтому нужно всё делать вовремя, по закону и по совести.


– В сфере дошкольного образования разработчики «дорожной карты» поставили задачу обеспечить всех детей местами в детских садах. В этой связи планируется расширение сети муниципальных и частных детсадов и вариативных форм дошкольного образования. В Липецке в последнее время наблюдается бум на частные детские садики и центры развития. С чем это связано?


– Сейчас на законодательном уровне закреплено: дошкольное образование – это первый уровень общего образования. Другое дело, что пребывание ребёнка в детсаду делится на две части: образование и присмотр. Сегодня для многих родителей главное – пристроить куда-то ребёнка. Вот и начали частные центры, садики «эксплуатировать» только конёк «ухода» за детьми. Если такая «специализация», где с ребёнком поиграют и накормят, но он не получит систематических учебных занятий, пап и мам не смущает, они ведут туда своих чад, а образовывают уже в центрах развития. В лицензированных же дошкольных учреждениях всё остаётся по-старому – там и учат, и приглядывают. Что же касается строительства новых муниципальных детских садиков, то оно будет продолжаться. Было бы хорошо вернуть практику создания корпоративных дошкольных образовательных учреждений. А ещё мы продолжаем «мечтать» и постоянно говорим о возврате зданий садиков, которые пару десятилетий назад перешли в другие ведомства.


– Планируется, что большие средства пойдут на дополнительное образование. Как они будут потрачены? И согласны ли вы с мнением, что государство потихонечку начинает признаваться в том, что, практически уничтожив этот образовательный сегмент, оно потеряло не одно поколение детей?


– Я не считаю, что государство уходило из дополнительного образования. Просто проблемы, захлестнувшие страну, не обошли стороной и нас. Что же касается финансового обеспечения системы дополнительного образования детей, то в следующем году из консолидированного бюджета области мы получим более 900 миллионов рублей. Сейчас региональное допобразование насчитывает 63 учреждения, в которых обучаются около 60 тысяч воспитанников. Из них 14 тысяч занимаются плаванием в бассейнах, что строятся в области с 2005 года.


– А теперь о зарплате учителей. «Дорожная карта» предполагает перейти на контрактную систему – сумма заработной платы будет зависеть от уровня педагога и от качества предоставляемых им образовательных услуг. Так вот, я хочу спросить: не станет ли это очередной коррупционной лазейкой? Нечестные на руку директора примутся увольнять хороших, но нелояльных педагогов, а те учителя, которым новая система оплаты труда гарантирует повышение оклада, будут вынуждены «делиться» с руководителем?


– Хороший директор, заботящийся о развитии своего учебного заведения, никогда не допустит того, чтобы рядом с ним остались одни только непрофессионалы и подхалимы. Контрактная система как раз предполагает определённые взаимные обязательства: работник гарантирует высокое качество труда, а директор – достойную оплату. Но всё должно быть индивидуально. И нужно понимать, что эффективный контракт не будет массовым. Изо всего педагогического коллектива школы его могут заключить с пятью-десятью лучшими учителями.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 19 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +6 C°  Ночь: +11 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье



  Вверх