lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
29 апреля 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Ждём оперу, хотим ораторию – получаем и то, и другое

29.04.2013 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Культура
Фото Ольги Беляковой

Гергиев рассказал Путину о необходимости строительства концертного зала в Липецке, Патриарх Всея Руси послушал «Легенду о граде Ельце», а филармония тем временем готовит две громкие премьеры – оперу и ораторию.


Два Онегиных плюс две Татьяны


14 мая в ОЦКиНТ артисты филармонии представят поклонникам оперы концертный вариант «Евгения Онегина». Эта вещь, в 1877 году написанная Петром Ильичом Чайковским по одноимённому роману Александра Сергеевича Пушкина, для липецкой сцены символизирует начало целого цикла оперных постановок. В филармонии на ближайший сезон запланированы, в частности, премьеры таких замечательных произведений, как «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича и «Иоланта» Чайковского.


– Моей мечтой всегда было в отсутствие оперного театра заполнить образовавшуюся нишу силами нашего учреждения, – сообщает директор филармонии Наталия Николаевна Мекаева. – Люди хотят слушать оперное пение, и хорошо, что в Липецке собрались высокопрофессиональные вокалисты. Они ни в чём не уступают, скажем, солистам Воронежского оперного театра. 


В работе над постановкой «Евгения Онегина» участвовали лучшие артисты области: камерный оркестр «Русская классика» под руководством дирижёра Владислава Булахова, муниципальный оркестр, камерный хор. Главная интрига липецкой версии великой оперы – зрители увидят сразу двух Онегиных и Татьяну – тоже в двух экземплярах. Те, кто хорошо помнит сюжет, возможно, уже догадались о причине подобного хода. Для прочих же поясним: в литературном произведении действие происходит в течение разных периодов времени. Персонажи меняются, их судьбы развиваются, Татьяна выходит замуж. В сердце же Онегина по прошествии лет пробуждается любовь к встреченной на балу женщине. Заметим, что Пушкин не указывал конкретно, сколько же лет прошло с их последнего свидания. Поэтому внешнее преображение героев вполне оправдано. Партию Онегина в первой части исполняет Игорь Пронин, во второй – Сергей Блинков. Воплощать образ юной Татьяны доверили Елене Баранчук; более же зрелый возраст достался Зинаиде Карандаковой. Помимо указанных певцов в постановке участвуют уже отлично известная публике Софья Овчинникова (Ольга), новый солист филармонии Андрей Герасимов (Ленский), партитуру Гремина исполняет народный артист Валерий Радченко.


– Наталия Николаевна, насколько широко в опере распространена практика «удвоения» действующих лиц, когда одного и того же персонажа, только разного возраста, исполняют разные солисты?


– Дело – в голосах. У Петра Ильича Чайковского написано: партию Татьяны поёт обладательница сопрано, а партию Онегина – баритон. В нашем распоряжении есть такие голоса, так почему же нам не сыграть на этом? Зрителям, как мне кажется, даже интереснее. Всё-таки возраст наших солисток примерно совпадает с предполагаемым возрастом героинь романа. Отношения действующих лиц меняются, и мы решили отобразить трансформацию именно таким способом.


– В любом случае, для концертного варианта оперы это вполне приемлемо, не правда ли?


– Абсолютно верно. Кстати, мне бы хотелось, чтобы все концертные постановки, которые мы готовим, со временем приобрели вид и статус стационарных спектаклей – с костюмами, декорациями, и шли бы в нашем постоянном регулярном репертуаре. 


Президент в курсе


– Полагаю, что столь амбициозные оперные перспективы связаны, в том числе, и с реконструкцией автономного камерного зала «Унион» на триста мест, что напротив Нижнего парка?


– Разговоры об упомянутом помещении идут давно. Действительно, сдача объекта намечена на зиму. Сейчас специалисты занимаются акустикой зала, ко мне по данному вопросу обращались за консультацией. Интегральным элементом новой площадки станет так называемая звуковая ракушка – конструкция из материала, напоминающего камень, с пустотами. Это американское изобретение посоветовал приобрести Валерий Абисалович Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра.


«Унион» задумывался как многофункциональный зал, где будут проводиться самые разные мероприятия, требующие индивидуального подхода к звучанию. Таким образом, помещение можно «выручить» лишь ракушкой, которую на концерты классической и вокальной музыки выставляют на задник сцены, а на киносеансах (такая возможность предусмотрена) или, предположим, на танцевальных вечерах легко демонтируют. Пользователи ноу-хау – пермские оперный театр и филармония, наши коллеги из Красноярска. Вещь достаточно мобильная, однако чрезвычайно полезная для формирования приемлемого звука в «сложных» помещениях. В зале собираются показывать свои концерты и оркестр народных инструментов, и филармония, и «Казаки России», поэтому грамотно выстроенная акустика важна всем.


– Удобен ли филармонии подобный вариант взаимодействия?


– В целом я ничего не имею против соседства с липецкими «народниками» или «Казаками». Хотя в идеале, конечно, неплохо иметь свой зал – всё-таки в нашем репертуаре на год заложено девятьсот двадцать концертов! В ОЦКиНТ всем нам ужиться непросто, учитывая постоянные концерты заезжих эстрадных звёзд.


Зачастую филармонию ставят в весьма неудобное положение, вынуждая проводить мероприятия, например, по понедельникам – крайне неудобный день недели. Меня радует и одновременно успокаивает тот факт, что курирует реконструкцию «Униона» заместитель главы администрации Липецкой области Людмила Валентиновна Куракова. Она самолично занимается всеми аспектами этого непростого проекта, начиная от вопросов чисто строительного свойства и заканчивая определением целей и задач, которые будут решать силами обновлённого зала.


У меня есть твёрдая уверенность, что при содействии Людмилы Валентиновны приоритеты будут расставлены верно, ведь она сама большой любитель и знаток классического и народного искусства. Корпоративам и попсе там не должно быть места, иначе мы рискуем снова наступить на те же грабли! Нам нужен свой дом, где без всякой арендной платы мы могли бы делать концерты в удобные даты, формируя гибкую и интересную афишу, предоставляя
публике настоящее многообразие выбора. Вы знаете, на недавнем заседании Совета по культуре и искусству при Президенте РФ суть нашей ситуации довели до сведения самого Владимира Владимировича Путина. В самом начале беседы Валерий Абисалович Гергиев, в частности, подчеркнул: в городе расположен один из крупнейших металлургических комбинатов в мире, влияющий на экологию, но абсолютно дистанцировавшийся от социальных и культурных вопросов. Гергиев резонно заметил, что без поддержки руководства страны привлечь производственный гигант к строительству большого зала в Липецке быстро не получится. Хотя совершенно естественно предположить, что раз уж комбинат даёт работу такому значительному количеству людей, то мог бы озаботиться и проблемами культурного просвещения. Так что теперь сам Путин в курсе! 


«Возрождение России» начинается в Липецке


От насущных вопросов – к ещё более насущным. Самой горячей свежей новостью от филармонии стало известие о том, что оратория «Возрождение России (Судьба государя)» наконец готова и в Москве уже начались репетиции. 12 июня, в День независимости России, в зале ОЦКиНТ состоится премьера долгожданного проекта, первые разговоры о котором начались около года назад. 


Вдохновившись успехом «Легенды о граде Ельце», в филармонии задумались об очередном проекте – возможно, не таком масштабном, но уж точно не менее крупном и содержательном по музыкальной и литературной форме. Проект поддержали Министерство культуры (грант) и администрация Липецкой области. На подготовку оратории, заказанной филармонией у автора опуса о Ельце Александра Владимировича Чайковского, были затрачены огромные ресурсы – как финансовые, так и человеческие. Например, в постановке участвуют Государственная академическая симфоническая капелла России под руководством народного артиста России Валерия Полянского численностью в полторы сотни человек, солисты из Большого театра, «Новой оперы», два чтеца – заслуженная артистка РФ Юлия Рутберг и народный артист РФ Александр Галибин. Кому доверят авторский текст – до последнего момента оставалось загадкой. Но «Итоги недели» раскрывают главную интригу.


Привлечённые в творческую бригаду Рутберг и Галибин прекрасно знакомы зрителям. Первая – по многочисленным ролям в сериалах («Каменская») и кино («Мужской характер, или Танго над пропастью»), а также по ярким сценическим образам («Медея»). Для того чтобы вы моментально вспомнили, кто такой Александр Галибин, достаточно упомянуть всего-навсего одного персонажа – булгаковского Мастера из телевизионного фильма «Мастер и Маргарита». По словам Наталии Мекаевой, артисты составили великолепный тандем и уже вовсю репетируют материал. 


– Новое произведение композитор Александр Чайковский посвятил своему великому учителю – нашему земляку Тихону Николаевичу Хренникову, – делится с нами директор филармонии. – Премьеру мы показываем в рамках ежегодного фестиваля имени Хренникова, и в нынешнем году это самое ответственное мероприятие для нас. Оратория состоит из восемнадцати частей, ориентировочно часа на полтора. Премьеру решили сделать не на улице, а в зале ОЦКиНТ: вещь не такая зрелищная, как опера, поэтому располагает к просмотру в концертном зале. Хотя на улице будут размещены экраны, на которых можно будет в режиме прямой трансляции наслаждаться картинкой и, естественно, звуком. Расскажу о сюжете. Стержнем его является риторика вокруг фигуры последнего русского монарха Николая II.


Оратория начинается с картины общественного обсуждения личности царя. Затем мы будто бы на машине времени возвращаемся в былое и окунаемся в перипетии жизни августейшей особы и его семьи: коронация, молитвы о государстве, супруга Александра  Фёдоровна, расстрел… Расстрел эмоционально – очень сильный момент в оратории, это словно аллюзия на распятие Иисуса Христа.


Вторая часть – восстание, поругание святынь, разруха, гонения верующих. И в финале – через покаяние начинается, по преданию старцев, возрождение нашей страны. Пророчества свидетельствуют: России уготовано стать центром цивилизации – духовным и культурным. Прежде всего мы говорим о возрождении православия. Оно уже началось.


– Вообще, для меня оказалось удивительным, что фигуре Николая II в контексте современной истории не уделяют достаточно внимания, несмотря на 400-летие Дома Романовых, – продолжает рассуждать Наталия Мекаева. – Я пересмотрела массу документальных фильмов, перелопатила много исторического материала и пришла к неутешительному выводу: никто не желает называть вещи своими именами, Николай II – почти что Владимир Ильич Ленин, точнее – его антипод; не духовный лидер, политик и правитель, а беспомощная историческая марионетка. Печально. Тем не менее к нашему удовольствию в московской Патриархии идею оратории поддержали, указав на её своевременность и значимость.


Кстати, Патриарх Кирилл остался чрезвычайно доволен нашей «Легендой о граде Ельце». Нет, на спектакли он не приезжал. Однако кто-то из его подчинённых или, возможно, просто прихожан передал Патриарху диск с видеоверсией оперы. Одна студентка института богословия из Липецка недавно попала на приём к Кириллу, и когда тот узнал, откуда она, тут же начал горячо рассказывать о своих впечатлениях от просмотра «Легенды». Речь Святейшего была наполнена радостью и искренним удивлением от того, что в наш век подобные проекты вообще возможны – тем более в провинции. Честно говоря, для нас, работников филармонии, столь позитивная оценка Патриарха очень лестна. Ведь мы специально не передавали ему диск, тем приятнее было узнать такое известие. Отсюда мечта – показать ораторию «Возрождение России» не только в зале Чайковского в столице, но и в московской Патриархии. 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 26 сентября 2016 г.

Погода в Липецке День: +9 C°  Ночь: +6C°
Авторизация 
Портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Откровенная тайна Евгения Сальникова

Дарья ШПАКОВА
// Культура

Шестиглавый паноптикум

Евгения ИОНОВА
// Культура

Территория возможного восторга

Евгения ИОНОВА
// Культура

Путь без проводника

Дарья ШПАКОВА
// Общество
Популярные темы 

Вместе мы сильнее!

Владимир Золотарев // Власть

Сохраняя преемственность

Сергей Кибальниченко, Лариса Пустовалова // Власть

Сервис федерального масштаба

Галина Чернышова // Экономика

Елецкие родники России

Сергей Малюков // Общество

Чудеса «Кудыкиной горы»

Сергей Малюков // Общество

«Парижанка» из села Боринское

Галина Кожухарь // Общество

У нас ищут 


  Вверх