lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
26 апреля 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

«Выше любви ничего нет»

26.04.2013 "Липецкая газета". Сергей Малюков
// Культура
Фото Николая Черкасова

В Липецк на закрытие международного правозащитного  кинофестиваля «Сталкер» известный российский режиссёр Александр Прошкин привез свою новую картину «Искупление». Фильм о  том, как жители разорённого войной маленького южного городка возвращаются к мирной жизни в  нелёгкий первый послевоенный год, и творческая встреча с его постановщиком стала одним из самых ярких моментов фестиваля. Незадолго до этого Александр Прошкин ответил на вопросы журналиста «Липецкой газеты».


— Александр Анатольевич, давайте начнем беседу с вашего последнего фильма. Чем интересен вам один из самых драматичных периодов в истории нашей страны?


— Все мои картины, хотя они и совершенно разные по сути, —   один большой фильм про XX век. Они рассказывают о том, как выживала страна, которая прошла через величайшие  испытания. Хотелось, чтобы молодёжь поняла, через что пришлось пройти их прадедам. Война — это не героическая прогулка, не похождения весёлых белозубых мальчиков в отглаженной форме, как сейчас показывают в кино. Это страшное несчастье для всего народа. 


— «Искупление» — это экранизация повести Фридриха Горенштейна, писателя, которого, пожалуй, лучше знают на Западе, чем в России...


—  Фридрих Горенштейн — писатель с трагичной судьбой. Высочайший дар в нем сочетался с тяжелейшим характером. Его отец — киевский профессор политэкономии — написал статью о бесперспективности колхозов, за что был расстрелян в 1937 году. В войну мать умерла у девятилетнего Фридриха на руках во время эвакуации. Он долго скитался по детдомам, потом работал чернорабочим на шахте в Донбассе, закончил горный институт, уже в достаточно зрелом возрасте поступил в Москву на Высшие сценарные курсы. Среди однокурсников он выглядел совершеннейшим провинциалом, четыре года ходил в одних и тех же заштопанных брюках. Но когда в 1964 году в журнале «Юность»  вышел его рассказ о военном детстве «Дом с башенкой», все безоговорочно признали его талант. 


Он написал сценарии к «Солярису» Андрея Тарковского и «Рабе любви» Никиты Михалкова, но совершенно не умел встраиваться в советское общество и литературу, играть по принятым  правилам и постоянно разрушал свою жизнь. Ему не удалось напечатать ни строчки, хотя его прозу очень ценили в литературных кругах Москвы. Отчаявшись, он стал  в 1979 году участником знаменитого альманаха «Метрополь», напечатанного за рубежом. Если другие, как Андрей Битов, Андрей Вознесенский или Белла Ахмадулина, отделались легким порицанием властей, то Горенштейну прямо заявили, что на его карьере писателя и сценариста в СССР поставлен крест. В отчаянии,  без всяких средств к существованию, с женой и ребенком на руках, он был вынужден эмигрировать. 


Повесть «Искупление» вышла на Западе с предисловием президента Франции Франсуа Миттерана, слависта по образованию, и имела большой успех. Но верный себе, Горенштейн не стал пользоваться его плодами, всюду заявляя, что западный мир ненавидит его Родину, и постепенно рассорился со всеми. И при этом он  обладал удивительным талантом, критики справедливо называют его «Достоевским XX века». Я снимал  «Искупление» с большим уважением к литературному первоисточнику. Недавно вышел его трёхтомник, прекрасная проза, замечательный язык.


— В вашей картине свою последнюю роль в кино сыграл Андрей Панин (после интервью стало известно, что за эту работу Панину посмертно присуждена кинопремия «Ника». — Прим. авт.). Каким он запомнился вам?


— Андрей Панин — русский человек во всех своих проявлениях. У него была поразительная способность выразить своей игрой  некий экстракт национального характера. Таких актеров единицы в каждом поколении: Алейников, Шукшин, Приёмыхов…  Это колоссальная потеря. Он ушел таким молодым, так внезапно, чудовищно и нелепо. Мы еще не в состоянии по-настоящему это оценить. Через какое-то время мы поймем, какой образовался вакуум. 


— Как вы оцениваете состояние современного российского кино, есть надежда на его возрождение?


— Состояние сложное. Ощущение такое, что кино целенаправленно уничтожается. В этом году практически не будет государственного финансирования картин.


 Обидно, что часто абсолютно бессодержательные фильмы со страшной силой раскручиваются телеканалами, а достойные работы остаются в тени и не доходят до зрителя. Когда нет прямой заинтересованности в качественном кино, по-другому и быть не может.  Почему так происходит? Может быть, мы продолжаем страдать комплексом неполноценности, может, подпали под мощное влияние Голливуда. 


К сожалению, ругать российское кино стало хорошим тоном. Во всём остальном мире государство, напротив, стремится поддержать свой на-циональный кинематограф как мощный инструмент влияния на умы зрителей. Посмотрите, какие титанические усилия предпринимает Франция, чтобы её кино закрепилось на экранах франкоговорящих стран по всему миру от Канады до Северной Африки. Я не могу представить,  чтобы во Франции девочка с телеэкрана гордо заявила — я ненавижу и не смотрю французское кино, разразился бы величайший скандал, а у нас такое в порядке вещей. 


Если молодые люди  смотрят фильмы о чужой жизни, то они отторгаются от своей страны. Не случайно же мы ежегодно теряем огромное количество соотечественников, уезжающих за границу. Они убеждены, что там всё замечательно, прекрасный удивительный мир, а здесь всё не так и плохо. А какой будет  жизнь в нашей стране — зависит от нас. 


— Сейчас составляют список ста лучших фильмов. Поможет ли это воспитать у  детей хороший вкус?


— Мне звонят, спрашивают, довольны ли вы, что ваша картина вошла в него? Я честно отвечаю — мне безразлично. В самом списке, конечно, ничего плохого нет, но из него вырастает целый комплекс интриг — кого-то включить, другого выкинуть, сами знаете, как всё у нас делается. Нужно просто смотреть хорошее кино, которое воспитывает чувство Родины. 


Когда в жизнь ребёнка входят русские мультфильмы, он привыкает к этим мишкам, зайчикам, нашему пространству, потом детское кино на традиционных сюжетах. Ты начинаешь откликаться на чужую боль. К слову «патриотизм» я отношусь чрезвычайно насторожено — зачастую это оплачиваемая работа. А вот чувство Родины — это естественное, нормальное чувство каждого человека. Если вместо родных мультфильмов и актёров мы смотрим на американские, то возникает некое противоречие между жизнью за окном и на экране. Первая мысль молодёжи, воспитанной на таком кино, — как сделать ноги отсюда, и это большая национальная трагедия. 


— Многие зрители помнят и любят ваши телевизионные фильмы, например исторические сериалы «Михайло Ломоносов» и «Николай Вавилов». Будете продолжать ваши телепроекты?


 — После «Доктора Живаго» я поклялся больше не работать на телевидении, это совершенно нерациональная трата сил. Когда на 42 минуты фильма дают 24 минуты рекламы,  зрители не в состоянии понять, что происходит на экране. «Доктор Живаго» — это не развлекательное кино, а серьезная работа. Но так получилось, что его больше покупают на дисках, смотрят за границей в университетах и библиотеках, в России же фильм просто промелькнул на телеэкране, его нашпиговали рекламой, сняли «бабки» по-быстрому — и всё.


— Тогда о какой работе вы мечтаете, поделитесь вашими  творческими замыслами.


 — Хочу снять комедию, я ведь комедийный режиссёр, просто так сложилось, что снимаю всё больше невесёлое кино. Юрий Арабов написал сценарий о маленьком провинциальном городе, где нет работы, мужики все разбежались, а кто не ушел, спился. Остается компания молодых замечательных женщин, которые не могут найти себе любимого.  В результате одна из них чудесным образом беременеет  без партнёра. 


Я никогда не снимаю про столичную жизнь, ментов, олигархов — всё это мне глубоко неинтересно. Собираюсь снять лёгкую картину о женской правде. Женщины гораздо мудрее, тоньше, чувствительнее нас. В жизни ведь главное — любовь, выше любви ничего нет. Только любовь и прощение способны сохранить в нас человека. Правда, пока фильм под большим вопросом, очень сложно найти финансирование. 


— Ваш сын, Андрей Прошкин, пошёл по стопам отца, стал кинорежиссёром. Совпадают ли ваши взгляды на творчество?


— Мы из разных поколений, но, естественно, очень близки, эстетически не расходимся. Я с большим уважением отношусь к  поколению молодых режиссеров 30-40 лет.  Алексей Попогребский, Борис Хлебников — к их творчеству я отношусь, пожалуй, с большим трепетом, чем к своим ровесникам. В моём поколении очень многие не выдержали испытание временем, принявшись «задрав штаны бежать за комсомолом». Важно всегда оставаться самим собой.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: -4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Занавес!

Евгения Ионова
// Культура

Бегущая по волнам

Евгения Ионова
// Культура

Покровские традиции

Евгения Ионова
// Культура

Когда душа хочет праздника…

Наталья Сизова
// Культура

«Союз нерушимый» для маленьких и больших

Наталья Сизова
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Без права на ошибку

Ольга Журавлева // Общество

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина // Общество

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов // Экономика

Партпроекты работают на опережение

Михаил Зарников // Общество

Интернет – проще сбыта нет!

Михаил Зарников // Экономика

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева // Общество



  Вверх