lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
24 апреля 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

О силе слабых и слабости сильных

24.04.2013 "Липецкая газета". И. Неверов
// Культура


Когда под обложкой «толстого» литературного журнала встречаются разные авторы, стили, герои, мотивы, это происходит чаще всего случайно. Но иногда, разумеется, помимо воли и самих сочинителей, и редколлегии, тексты начинают, так сказать, взаимодействовать, перекликаться, спорить или вторить друг другу, обнаруживая неожиданную близость.


По крайней мере, в первом номере «Петровского моста» за нынешний год произошло именно это. Несколько прозаиков, не сговариваясь, предложили весьма сходные вариации на тему отношений мужчины и женщины. В рассказах и большом романе возникает, в сущности, одна и та же ситуация: сильные, иногда даже деспотичные в понимании своей роли представительницы слабого пола и ведомые, зависимые, ранимые, слабые представители пола, традиционно считающегося сильным.


Допустим, в рассказе Владимира Ряховского «Девятый вал» семидесятилетний возчик переживает из-за того, что настала пора проститься с верно служившей ему лошадью. Его суровая супруга, вечно занятая домом, хозяйством, детьми, внуками, старика не понимает. Она даже не оценила, когда он купил ей в подарок репродукцию Айвазовского, попросив в магазине «что-нибудь, чтоб в хозяйстве пригодилось». Душевность, доброта, созерцательность мужа встречают у нее раздражение и агрессию. И, наверное, не напрасно повествователь представляет героя, между прочим, фронтовика, как Володьку, зато героиню почтительно величает Ксенией Даниловной. Видать, и сам с такими предпочитает держать ухо востро.


Почти такой же сюжет у Анатолия Рощупкина. Прораб Венька Сорокин (опять, заметьте, Венька, а не хотя бы уж Вениамин) пожалел бездомного пса, привел домой и, натурально, схлопотал от жены Антонины. Причем не только из-за приблудной собаки. «Идиот! Неудачник! — кричит она ему. — Послал же Господь на мою голову!»


В романе Алексея Колядова «Наваждение» мужики проверяются иначе. И легкомысленный персонаж, и надежный, верный, по-видимому, не без тайной усмешки автора, как в водевиле, повторяют поступки друг друга. Сперва один на время исчезает в столице от благоверной, потом второй, тот, что пытался его найти и помирить с семейством, тоже вдруг влюбляется в москвичку и шлет домой эсэмэску: «Задерживаюсь в Москве». Сильному полу хочется любви, романтики, свежести чувств. Зато женщины в «Наваждении» почти все, где бы ни жили — в мегаполисе или провинции, — крутые, волевые, не слишком жалостливые. Мужья ли, любовники ли их откровенно побаиваются.


Право же, такие совпадения наводят на мысли о том, что, как сказал бы социолог, гендерные роли поменялись, определения «сильный пол — слабый пол» устарели. А вот к добру ли это — пойди угадай.


Другие сочинения из беллетристического раздела весьма разные по уровню. На мой взгляд, более всего удались рассказ Владимира Богданова «Мое авторское кино, пролежавшее на полке», где подкупают исповедальность, бесстрашная открытость воспоминаний о жизни и смерти ближних, и, как всегда, ироничная проза Владимира Коротеева «Косил Ясь…». Кажется, Роман Богословский — новое имя для «Петровского моста». Если большинство рассказов как бы ничем не привязаны к нашему времени и могли быть написаны и напечатаны и двадцать, и тридцать лет назад, то его «Между окном и барной стойкой» — очень сегодняшний. Это цепочка живых зарисовок, наблюдений молодого человека, подрабатывающего пением в ресторане.


Как нередко бывает, наиболее бесспорное в журнале — поэзия. В номере шесть стихотворных подборок, в частности, уже хорошо знакомых читателю Людмилы Парщиковой, Татьяны Скрундзь, Натальи Демчевой и других, а также ни больше ни меньше историческая поэма Николая Карасика «Бой Кожемяки с печенегом». Самые сильные из упомянутого и неупомянутого мною — циклы Парщиковой и Демчевой. Хочется из них что-то процитировать, оно того стоит, да место не позволяет.


В числе других материалов номера — умная литературоведческая публицистика Натальи Борисовой к 140-летию со дня рождения Пришвина, ряд историко-краеведческих очерков и эссе, рецензии на новые книги. Отдельно назову «Записки судмедэксперта» Михаила Флейшера — воспоминания людей бывалых, приметливых, памятливых неизменно находят своего читателя.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +5 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Творцы гармонии искусства

Сергей Малюков, laavo7@yandex.ru
// Культура

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование

В диалоге с депутатом Госдумы

Елена Леонидова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Корона для «Мисс Творчество»

 Анна СЕРГЕЕВА // Образование

Не работа, а сказка

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх