lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
16 апреля 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

"Во имя русского размаха, во славу легендарных лет..."

16.04.2013 "Золотой ключик". Полина МАТВИЕЦ
// Культура
«Атака». 2001 год.«Донские генералы в Париже в 1812 году». 1987 год.«Портрет В. Н. Иванова». 1994 год.«Постриг». 1988 год.«Скачки малолеток». 1994 год.

Как вы думаете, можно ли, глядя на картину, ещё и услышать её? Если художник вложил в произведение не только свои знания и мастерство, но душу и сердце, то да. Разве в знаменитом произведении А. К. Саврасова «Грачи прилетели» не слышны такие характерные для начинающейся весны резкие и радостные птичьи крики? Уже вспомнили наполненное весёлым смехом «Взятие снежного городка» художника В. И. Сурикова? Подобных творений и таких мастеров немного, но один из них – наш с вами современник.


Дробный конский топот, позвякивание шпор, разудалые или, напротив, грустные, протяжные казачьи песни и мерное единое дыхание лошади и всадника… Так «звучат» произведения народного художника России Сергея Александровича Гавриляченко. Он живёт и работает в Москве, однако сердцем всегда там, где раскинулись привольные южнорусские степи, где течёт могучий Дон…


Наш герой родился в городе Шахты Ростовской области. Решив стать профессиональным художником, С. А. Гавриляченко уезжает в Москву учиться в художественном институте имени В. И. Сурикова. Здесь, благодаря талантливым и чутким педагогам, он не только обретает художественное мастерство, но и приходит к своей главной творческой теме, посвящённой истории русского казачества. Образ свободного, сильного, дикого и одновременно благородного, воинственного и справедливого казака не мог не увлечь живописца Гавриляченко, к тому же уроженца самой казачьей части России. Вот уже без малого тридцать лет он кропотливо изучает историю, быт и культуру казаков, в которой находит всё новые мотивы для своих произведений.


Итак, кто же они, казаки? Вернёмся на несколько столетий назад...


Истоки происхождения казачества учёные ищут среди самых разных народностей, многие из которых ныне не существуют: скифы, половцы, хазары, аланы, киргизы, татары, горские черкесы, касоги, бродники, торки. Другие исследователи полагают, что предками казаков явились русские в составе Золотой Орды, поселённые татаро-монголами на будущих казачьих территориях. Третьи же склоняются к мысли, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости. Нет единодушия среди учёных и в вопросе о происхождении слова «казак». Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, хазары), от самоназвания современных киргизов – «кайсаки». Существовали и другие предположения: от турецкого «каз» (гусь), от монгольских «ко» (броня, защита) и «зах» (граница). Но большинство специалистов сходятся в том, что слово «казачество» пришло с Востока. Русские летописи упоминают о казаках в 1444 году как о бездомных вольных воинах, поступавших на военную службу.


Казаки были вольными и служилыми. Первые не состояли на обязательной военной службе, занимались охотой, рыболовством, животноводством (но в случае чего могли и вражеский набег отразить). Первая община вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. Служилые же казаки за свою обязательную службу в качестве стрельцов, пушкарей, городовых, полковых или сторожевых, защищавших засечную черту (границу), получали жалование и земли. Казачество было военной опорой Мос­ковской Руси, оно оберегало южные и восточные государства от разорительных набегов степных орд. Несколько столетий позже воинская слава казаков укрепилась на полях сражений в Северной и Семилетней войнах, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова. Особенно отличились казаки в войне 1812 года. Среди славных казачьих имён «вихорь-атаман» М. И. Платов, В. В. Орлов-Денисов, Д. Е. Кутейников, А. В. Иловайский. Особый жизненный уклад, безупречная дисциплина, универсальная военная подготовка и безмерная преданность Отечеству делали казачьи войска уникальным, почти идеальным военным подразделением.


Однако история русского казачества – это не только ратные подвиги, но и поистине неисчерпаемая культура, основанная на удивительных в своём разнообразии и сложности поверьях, традициях.


Одна их картин Гавриляченко называется «Постриг». На ней мы видим мальчугана лет пяти-шести, сидящего на коне и лихо размахивающего прутиком, умиляющихся женщин и гордых за дитя мужчин. Сцена, которую можно «прочитать» как сугубо бытовую, на самом деле имеет сложный подтекст и насчитывает многовековую историю. Когда казачонку исполнялся год, это событие отмечали особым казачьим постригом. Мальчика первый раз подстригали, одевали не в распашонки, а в настоящую «мужскую» одежду и передавали крёстному отцу (он играл далеко не последнюю роль в воспитании будущего казака). Крёстный впервые сажал малыша на коня, и все внимательно смотрели, как он поведёт себя. Если хватался ручонками за конскую гриву, облегчённо вздыхали: добрый будет казак. Если ребёнок хныкал и просился к матери, то становилось ясно, что в будущем придётся немало потрудиться, чтобы из мальчика вышел хороший воин.


Вторым после статного лихого казака героем полотен С. А. Гавриляченко является лошадь. Стремительные и лёгкие, буланые, рыжие, гнедые и серые в яблоках кони, жарко дыша, несут своих хозяев навстречу подвигу или же погибели… Казачий конь – это верный друг, помощник и соратник, однако таких отношений между человеком и животным нужно было ещё достичь. Мальчиков очень рано приобщали к лошадям. Во многих семьях заводили жеребёнка, поручая заботу о нём будущему казаку. Так и росли они вместе, привыкая друг к другу. Вглядитесь в произведения «Скачки малолеток», «Атака».


К некоторым своим сюжетам художник обращается снова и снова. Таковы темы казачьих проводов, прощаний. Сдерживающая слёзы хозяйка в окружении домочадцев провожает мужа на войну. Кто знает, быть может, поднесённая ею стремянная чарка будет последней в его жизни? Увидят ли дети своего отца вновь? Эти сцены у Гавриляченко всегда напоены спокойствием, какой-то особой щемящей тишиной. Художник пишет осенние, зимние, ночные проводы и проводы казака на заре, словно продолжает искать что-то неуловимое, но невероятно ценное и важное внутри этой глубокой сцены.


Очень интересны женские образы произведений С. А. Гавриляченко. Трепетные и сдержанные в своих длинных цветастых платьях, преданно вглядывающиеся вдаль матери и жёны… Или разудалые плясуньи, весело отбивающие ритм неутомимыми каблучками! Они всегда яркие и запоминающиеся.


Сегодня Сергей Александрович Гавриляченко не только продолжает работать творчески, но и щедро делится своим опытом и знаниями с учениками. В институте, который он когда-то окончил сам, художник теперь преподаёт. И стремится передать новому поколению живописцев то, что истинное произведение искусства должно не только замечательным образом отражать действительность, но и рождать у зрителя разные мысли и ощущения. А именно – «звучать» в его сознании.


Полина МАТВИЕЦ, искусствовед, заведующая выставочным отделом Липецкого областного художественного музея.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 16 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +29 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Такие «свидетели» нам не нужны

Кирилл Васильев // Общество

Непреходящий феномен

Владимир Петров // Власть

Новый день «Восхода»

Галина Светлова // Сельское хозяйство



  Вверх