lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
18 апреля 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Дети и деньги

18.04.2013 "Липецкая газета". Софья Вобликова, Ольга Шкатова
// Общество
Фото Ольги Беляковой

Воспитание и образование – две «горячие» темы, градус обсуждения которых не спадает никогда. Тем более они актуальны сегодня, когда не только полным ходом реформируется система образования, но и в самом обществе идет активный поиск объединяющих его ценностей, смыслов. Молодые родители, критично воспринимая опыт старшего поколения, сами не всегда уверены в том, как правильно решить ту или иную проблему. В этом им могут помочь советы профессионалов, экспертов, других родителей – словом, всех участников нашего «Родительского собрания».


Тему сегодняшнего выпуска – «Дети и деньги» — подсказало письмо, присланное в редакцию одной из наших читательниц, судя по тексту, давно работающей в школе. Письмо затрагивает целый ряд вопросов: можно ли «платить» ребенку «зарплату», действительно ли для сегодняшних подростков деньги важнее всего, какими способами родители могут воспитать не просто потребителя, а экономически грамотного, подготовленного к самостоятельной жизни человека.


У папы на… зарплате


Мои ученики — из нынешнего века. А я — из прошлого. Часто не могу понять их взгляды. Но еще чаще не могу их принять. Раньше на вопрос «Быть или иметь?» ребята всегда уверенно отвечали: «Быть!». Нынешним же подросткам, кажется, для полного удовлетворения жизнью достаточно денег и вещей. И они этого не стесняются.


Вот к школе подкатывает иномарка. Из нее выходит троечник. Галантно пропускает меня вперед, придерживая дверь. А минут через пятнадцать я, уже на уроке, вижу, как он передает соседу под партой несколько сторублевок. При этом оба делают вид, что читают учебник. Я тоже ничего «не замечаю». Потому что не знаю, что сказать и как сказать. Знаю: у папы учащегося своя фирма, и подросток получает от него на мелкие расходы... зарплату.


От «продвинутого пацана» стараются не отставать еще две не по годам взрослеющие ученицы. Они не стесняются щеголять дорогими украшениями, последними новинками мобильных телефонов. А мы к ним с теоремами да формулами.


Поражает, что во время родительских собраний не удается поговорить по душам с папами-мамами. Они вечно торопятся по более важным делам, чем воспитание собственного чада. А потом мы удивляемся: откуда берутся в обществе равнодушие и цинизм, разобщенность и зависть? Не подумайте, что моя реплика — брюзжание старой училки. Мне трудно понять: почему нынешние родители не прививают любимому ребенку элементарных правил приличия и поведения в обществе?


— Запомните, — цинично признался недавно один из моих старшеклассников, — я на зарплате у папы.


И стало так грустно от его откровений.


Мария Панова. г. Липецк


Точка зрения эксперта


«Ребенок нуждается в общении, а не в дорогих вещах»


Заведующая кафедрой психологии и педагогики Липецкого института развития образования Оксана Драганова:


— Формирование экономического сознания, рационального отношения к деньгам — важная часть воспитания детей. Человеку со сложившимися в детстве «денежными» комплексами сложно впоследствии не только зарабатывать и тратить, но и вступать в любые отношения, особенно сопряженные с деньгами. Еще в дошкольном возрасте надо приучать ребенка к мысли, что деньги — это ограниченный ресурс, который надо беречь. Малышу уже можно объяснять: откуда берутся денежки, почему именно сейчас нельзя купить эту вещь, а вот потом будет можно, совместно обсуждать планирование семейного бюджета. Особое значение в этом плане имеют игры. Играя «в магазин», а чуть позже — в «Монополию» или подобные ей игры, ребенок приобретает навыки товарно-денежных отношений, воспроизводит модель поведения взрослого.


В младшем школьном возрасте, когда ребенок начинает получать средства на карманные расходы, он должен понимать: эта сумма выделена на определенное время и на конкретные цели. Так он будет учиться планировать, ставить цель и определять этапы ее достижения, распределять денежные средства, быть бережливым.


Конечно, переводить ребенка на «зарплату», платить ему за хорошие оценки или выполнение домашних обязанностей — неправильно. Таким образом взрослые дают подростку оружие манипуляции: хотите, чтобы я делал так, — платите больше. Очевидно, ничего хорошего из этой ситуации не выйдет.


Не стоит и дарить деньги. Для ребенка, особенно младшего возраста, само понятие «деньги» эмоционально не окрашено. Купюры для него — это все равно не подарок, не тот знак любви, который он ожидает.


А вот зарабатывать самостоятельно подросток может, если, конечно, у него есть такое желание. Обычно потребность в независимости и собственных деньгах возникает годам к 14. Так почему бы в 14-16 лет молодому человеку и не попробовать на практике, как приобретается финансовая самостоятельность. Но родитель, разумеется, должен следить за безопасностью выбранного места работы и за тем, чтобы эта деятельность не мешала основной — учебной.


Однако помните: каждая ситуация индивидуальна. Общее одно — дети прежде всего нуждаются в нашем общении. И никакая дорогая игрушка, гаджет или крупная сумма денег не восполнят дефицит заботы, внимания и любви.


Нужны примеры успеха


Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории ЛГТУ, преподаватель образовательного центра «Стратегия» Максим Новак:


— «Платить зарплату» ребенку, на мой взгляд, неправильно. Один из законов экономики гласит: потребности людей безграничны, ненасыщаемы. Финансовый аппетит подростка тоже будет расти, и родители вынуждены будут платить, чтобы их требования выполнялись. Конечно, приучать к мысли, что надо ценить себя, что каждый труд должен достойно оплачиваться важно. Но делать это надо другими способами. А вот воспитывать ответственность лучше всего на собственном примере. Пусть родители вместе с детьми делают, допустим, уборку, вместе с ними интересуются чем-то.


Изучать экономику как науку, требующую хорошего владения серьезным математическим аппаратом, доступно не каждому. Но понимать экономические процессы должен каждый грамотный человек. Знакомить детей с соответствующими законами можно уже с 5-6 класса. Сейчас для этого разработано много методик, использующих, в том числе, и игровые моменты. История денег, процесс формирования зарплаты, пенсии, правила владения кредитной карточкой — подобные вопросы интересны школьникам этого возраста. Или вот такая проблема: почему у разных людей разные уровни доходов. В России, к сожалению, опыт успешных людей практически не используется как образец для подражания. Но молодому поколению надо объяснять, каким образом действовать, чтобы честно и хорошо зарабатывать. Причем примеры должны быть из разных сфер. Важно отметить: успеха добиваются те, кто сам интересуется тем или иным делом, которых не надо заставлять или дополнительно стимулировать. То есть, если ты стремишься получить «пятерку» только потому, что папа тебе за это заплатит, большого эффекта от такой учебы не будет.


К подработкам школьников, студентов отношусь двояко. Тут все индивидуально. Важно только помнить: образование — это инвестиции в будущее, которые обязательно окупятся.


Мнения родителей


Олег Бойко, председатель Ассамблеи родительской общественности Липецка:



— «Платить» детям за выполнение их семейных обязанностей, конечно, нельзя. Но я не думаю, что нынешним детям нужны только деньги. Нехватку родительского внимания этим не компенсируешь. Однако ограждать детей от «взрослых» вопросов, связанных с финансами, тоже не стоит. Уже с начальной школы ребенка надо знакомить с тем, что такое бюджет семьи, как он пополняется, как расходуется. С 14-15 лет подросток может и подрабатывать. Хуже не будет, если он приучится к труду, почувствует, как деньги добываются. У моей старшей дочери, девятиклассницы, например, есть желание зарабатывать самой. В прошлом году она в аэроклубе укладывала парашюты. Жара, поле, пыль. Но по 500 рублей за два часа получала. Разумеется, такая занятость должна быть по силам и не мешать учебе.



Елена Галкина, заместитель директора Липецкого техникума сервиса и дизайна:


— Считаю, у ребенка всегда должны быть деньги, чтобы он учился ими распоряжаться. К тому же, если их не давать, подросток может найти альтернативные и не очень хорошие способы их добыть. Боитесь, что средства будут потрачены не на те нужды? Надо последить, прежде всего, за собой: на что и как вы сами расходуете деньги. Ведь дети копируют нас во всем. Я обычно давала сыну небольшую сумму на карманные расходы и точно знала, что он не потратит ее зря. Ребенку надо доверять, это укрепляет его самооценку. Мой сын, чтобы быть более самостоятельным, начал подрабатывать с друзьями на каникулах с восьмого класса. Сегодня он учится в университете и денег у мамы не просит.



Михаил Янко, народный артист России:


— Хорошо, если дети знают цену деньгам, знают, как они нелегко зарабатываются. На Западе можно получить наследство и жить безбедно до старости. В нашей стране все иначе. Богатые родители, не контролирующие траты своих чад, должны понимать, что такая ситуация развращает подростков. Другое дело, если деньги заработаны. Помогать по дому, на даче, выполнять поручения за деньги — это нормально, по-честному. Но ребенок не должен забывать, что он член семьи, что не только у него есть потребности. Нельзя жить на всем готовом. Когда мне понадобился приличный костюм на выпускной, я полтора месяца работал на пилораме. Прекрасный опыт.


Тема следующего выпуска: «Дети и безопасность»


Надеемся, мнения сегодняшних участников «Родительского собрания» заинтересовали вас, уважаемые читатели. Возможно, у вас возникли свои соображения, вопросы по данной теме? Или вы хотите обратить внимание на проблему воспитания детей, которую считаете особенно важной? Мы ждем ваши предложения. Пишите по адресу: ул. Московская, 83 или на электронную почту lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой «Родительское собрание», а также звоните по телефону 30-82-25.


Пока же предлагаем к обсуждению следующую тему — «Дети и безопасность». Приближаются каникулы, когда зачастую ребята предоставлены сами себе. Как уберечь их в это время от возможных угроз? Какие вообще опасные ситуации их могут подстерегать? В этих и других вопросах мы попытаемся разобраться в следующем выпуске «Родительского собрания».

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 25 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +15 C°  Ночь: +5C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

«Лабиринт» для умников

Ольга Журавлева // Образование

Тепло сентября

Александра Панина // Общество

Золотые руки плюс светлые головы

Владимир Петров, petrof2332@yandeх.ru // Экономика

«Что мы натворили!»

// "Липецкой газете" - 100 лет

Красная шапочка из ВАловского Кавказа

Александр Гришаев // Общество

Сладкая страда – идем на рекорд

Михаил Зарников, фото автора // Сельское хозяйство



  Вверх