lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
18 апреля 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
История 

Род славных пастырей

18.04.2013 "Липецкая газета". Роман Ромашин
// История
Епископ Борис Скворцов
Епископ Борис СкворцовВасилий Михайлович СкворцовКазанский храм в Стрешнево, где служил отец епископа Бориса Скворцова

До революции семнадцатого года Данковский уезд считался одним из самых набожных во всей Рязанской губернии. На его территории действовали две монастырских обители и свыше шестидесяти (!) храмов. Служили в них твердые в вере и убеждениях пастыри. Имена некоторых из них до сей поры чтимы православными. Судьбы некогда могучего рода священников Скворцовых — яркий тому пример.


Член Святейшего Синода


Самым известным представителем большого семейства, пожалуй, следует считать Василия Михайловича Скворцова — действительного тайного советника, члена Святейшего Синода, публициста, издателя. Сын настоятеля Знаменского храма, что в данковском селе Спешнево-Подлесное, сделал завидную карьеру. В двадцать окончил Рязанскую духовную семинарию, а затем Киевскую духовную академию. Преподавал в Казанской духовной семинарии, служил миссионером в Киевской и Полтавской епархии. В 1895 году в чине коллежского советника стал чиновником по особым поручениям при знаменитом обер-прокуроре Священного Синода Константине Победоносцеве. Он ценил данковчанина «за определенность и стойкость убеждений и как исключительной подготовки, способности, энергии и знания миссионерского деятеля».


Натура Василия Скворцова отмечена многими примечательными деяниями. В 1896 году он основал ежемесячный журнал «Миссионерское обозрение», который редактировал двадцать лет. Поистине всероссийскую известность данковчанин получил после издания составленной им книги «По поводу отпадения от Православной церкви графа Льва Николаевича Толстого. Сборник статей Миссионерского обозрения». Во время первой русской революции земляк основал церковно-политическую газету «Колокол», а затем бесплатное приложение «Голос истины». Убежденный участник право-монархического движения состоял членом «Русского собрания», товарищем председателя «Союза правой русской печати», а в 1909—1915 годах входил в Главную палату «Русского народного союза», в котором состояли «совершеннолетние русские люди, без различия пола, не опороченные по суду». Русскими, что любопытно, признавались «великороссы, малороссы, белороссы, казаки и даже картатороссы».


Василий Скворцов ратовал за разумную децентрализацию власти на началах широкого местного самоуправления, осуществление всеобщего начального обучения и развитие христианского религиозного чувства и морали, проведение ряда неотложных социально-экономических реформ для мелкой земельной собственности, защиту рабочих от эксплуатации. Был сторонником развития национальной промышленности и торговли, освобождения капитала от иностранной зависимости, распространения кооперации, а на окраинах государства — обеспечения прав русского меньшинства.


Многому из чаяний патриота не суждено было сбыться. Однако в стороне от происходящего Василий Михайлович не остался. Когда заполыхал пожар Гражданской войны, он возглавил на юге страны правую организацию «Союз русских национальных общин». Было это в мае 1919 года. А год спустя вместе с остатками белогвардейского движения Василий Скворцов уплывает на пароходе в Сербию. На чужбине становится уважаемым эмигрантами деятелем. Данковчанин участвует в Всезаграничном церковном соборе в Сремских Карловцах в 1921 году. Преподает в Сараевской семинарии. Сердце Василия Скворцова остановилось в 1932 году в Сараево. Теплые слова об ушедшем в мир иной опубликовал в некрологе председатель Синода Русской Православной церкви за рубежом митрополит Антоний.


Епископ Рязанский и Касимовский


Борис Гавриилович Скворцов родился в многодетной семье приходского священника Казанской церкви данковского села Стрешнево. У него было шестеро братьев и сестер. По примеру родственников он избрал духовную карьеру. В мятежном семнадцатом году окончил Рязанскую духовную семинарию и в сентябре того же года рукоположен в диаконы. В середине тридцатых годов батюшка стал настоятелем единственного тогда действующего храма Рязани, названного, что символично, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Около полувека Борис служил в городе, был благочинным, членом епархиального Совета.


В 1965 году в знаменитой Троице-Сергиевой лавре пострижен в монахи и возведен в сан архимандрита, а вскоре и епископа Рязанского и Касимовского. На этой должности окормлял паству семь лет. В последние годы жизни владыка сильно болел — здоровье надломили пережитые смерти дорогой жены и единственного сына. Похоронен на Скорбященском кладбище Рязани.


Молох репрессий


В последний раз семья собралась вместе в губернской Рязани в августе переломного семнадцатого года. Повод был горестным. Скончался отец будущего владыки Бориса Скворцова, служивший к тому времени священником местной Борисо-Глебской церкви. Проститься с покойным приехали родные братья Василий Михайлович Скворцов из Петрограда и священник Тихон Михайлович Скворцов из села Спешнево-Подлесное.


Сегодня можно с уверенностью говорить как минимум о трех подвергшихся гонениям Скворцовых. Шестидесятипятилетнего Тихона Скворцова арестовали в феврале 1930 года по «ходовому» тогда обвинению в антисоветчине. На учиненных допросах отец Тихон признался, что проповедовал в церкви, призывал верующих помогать храму деньгами, чтобы тот не закрыли по причине неуплаты государству налогов. При этом он принародно говорил, что считает закрытие церквей «безбожным делом». Однако приписываемые ему обвинения во враждебной деятельности батюшка и отец шестнадцати (!) детей напрочь отвергал и виновным себя не признавал. Подобная откровенность, разумеется, не уберегла Тихона Михайловича от наказания. Приговорили к высылке в Казахстан сроком на три года. Дальнейшая его судьба окутана тайной...


Трагическая участь постигла и сына Тихона — скромного псаломщика Богоявленского храма села Бигильдино Михаила Скворцова. За ним комиссары пришли спустя три года после ареста отца. По той же «популярной» во времена сталинизма 56-й статье осудили на пять лет и отправили в Северный край. О том, что случилось дальше с Михаилом, неведомо.


Еще одним репрессированным стал Иван Гаврилович Скворцов, не имевший, кстати сказать, прямого отношения к православной церкви. Добросовестный советский служащий заведовал складом на Ростокинской фабрике искусственного полотна в Москве. Ивану, скорее всего, не простили кровного родства с церковными иерархами. Получил тоже пять лет. На исходе отбываемого в Ухте срока он скончался от воспаления легких.


В 1925 году власти раскрутили громкое дело «О контрреволюционной деятельности Рязанской епархиальной канцелярии». В число обвиняемых попал и Борис Скворцов. Каким-то чудом ему удалось избежать наказания...


* * *


Вот такие незаурядные деятели вышли из корня скромного священника данковского села Барятино Евфимия сына Васильева, жившего во второй половине восемнадцатого века. Пристальным изучением судеб его потомков ныне заняты не только липецкие ревнители истории, но и наследники славной династии. В Саратове здравствует Андрей Павлов — потомок семейства Скворцовых по материнской линии. Время от времени он высылает председателю районного общества краеведов Ивану Малюкову собранные по крупицам сведения. Андрей Павлов еще надеется разыскать родственников, которых рассеял по Руси-матушке и миру богатый на переделы прошлый век...

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 17 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +16C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 



  Вверх