lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
8 апреля 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Ностальгия по девяностым,

или По волнам нашей памяти
08.04.2013 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Культура
Фото Александра Юшкова
Фото Александра Юшкова

Один из самых необычных и масштабных межрегиональных художественных проектов затеяли деятели искусства сразу трёх областей – Липецкой, Воронежской и Тамбовской. Более сотни работ тридцати авторов предстали перед глазами зрителей в Центре изобразительных искусств. Объединяющей темой в экспозиции стали 90-е годы прошлого столетия.


"Это выставка 1988 года!" – сказал мне на вернисаже один почтенный культуролог. Он вхож в художественные круги города с незапамятных времён, так что не доверять ему никаких оснований не было. Впрочем, обилие художников, чьи молодые годы пришлись как раз на 80-90-е, косвенно как бы подтверждало высказанный тезис. Надо заметить, что и пространство галереи стилизовали так, чтобы создать лёгкую иллюзию старенького советского музейчика. Празднично, ярко, будто смотришь в калейдоскоп с картинками из прошлого…


Вспомнилось, какое неизгладимое впечатление произвёл на меня просмотр в кинотеатре в 1987 году фильма «АССА». Мираж той призрачной эпохи, будто сон Бананана, застил на мгновение глаза. Забегая вперёд, замечу: и калейдоскоп, и «АССУ» упомянул один из инициаторов проекта. Значит, эффект машины времени был спланирован умышленно и сработал на бессознательном уровне безотказно. Ловко поработали создатели экспозиции, что ещё сказать…


Осмысление момента


В основе арт-проекта «Конец ХХ века. Искусство 90-х годов. Воронеж. Липецк. Тамбов» – произведения, созданные в 1990-е годы художниками трёх ныне не функционирующих творческих объединений: «Арт», «На крыше» и «Дом». Живопись, графика, скульп­тура, арт-объекты, предоставленные как художниками, так и коллекционерами трёх городов, имеют за плечами историю в четверть века.


– Выставка хорошая, симпатичная, – прокомментировал Александр Вагнер, председатель Липецкого отделения организации «Союз художников России». – Работы – искренние. В некоторых чувствуется и доля протеста. А вот осмысления исторического материала, к сожалению, нет.


– Александр Евгеньевич, почему двадцать лет назад творческие люди объединялись, а сегодня мы, напротив, наблюдаем прямо противоположные явления в той же среде художников?


– Художник – термометр общественных отношений, и он знает температуру окружающего мира. Мы видим множество примеров поиска новой, острой формы, которые приходились как раз на рубеж веков. Сто лет назад образовалось Общество художников «Бубновый валет» – абсолютно радикальное по тем временам. Сегодня – свои герои. Тот же липецкий «Арт», полотна участников которого украшают данную экспозицию. Поверьте, такое было и раньше. И будет всегда. Уверяю вас, аналогичные – в известном смысле – «протестные» процессы происходят и в данный момент.


Прибыльный арт


– Выставка – это, пожалуй, ещё один шаг к пониманию того, что «лихие» 90-е для многих художников стали временем больших перемен, – уверена куратор с липецкой стороны Светлана Иноземцева. – Тогда для нас менялось многое – от цветов флага и мелодии гимна, до экономического уклада и системы моральных ценностей.


Известный липецкий живописец Владимир Басинский вспоминает, как трансформировались взаимоотношения художественного сообщества с внешней средой. Искусство вставало на коммерческие рельсы.


– В группе «Арт» нас, помнится, было больше десятка, – говорит заслуженный «артовец». – Игорь Кондратьев возглавлял кооператив. Членами числились Марина Карпова, Таня Кузнецова, Гречушкин, Зубков, Кузин и я… Некоторые уже умерли – Юра Баклашов, Юра Журавлёв… Наши «артовские» экспозиции оставили яркий отпечаток в памяти. Они, кстати, пользовались у липчан невероятным успехом. Первую выставку провели весной 1989 года, вторую – осенью того же года, а третью сделали в Москве в 1990 году. Тогда художественные галереи посещали более охотно: иногда в день проходило до пятисот человек! А билеты мы продавали по рублю (зал арендовали на коллективные средства). Так что в 90-е занятия искусством отзывались очень недурственными финансовыми результатами.


Областная организация Союза художников нас не больно-то жаловала, поэтому приходилось самостоятельно искать пути самовыражения и выход на публику. Но мы как-то никогда особенно не соприкасались с единомышленниками из Тамбова и Воронежа, поэтому на них посмотреть и познакомиться тоже чрезвычайно интересно.


Истина рождается лишь в поиске


Искусство избавилось от идеологического пресса – запретных тем и способов их подачи для художников нет. На выставках 1990-х демонстрировались творческие поиски, эксперименты, работы, разные по манерам, стилям и жанрам. Независимо друг от друга художники разных регионов, по сути, следовали в одном направлении.


Живописец Ирина Бирюкова – коллеги-тамбовчане назвали её локомотивом местной художественной жизни – новую зарю для изобразительного искусства, можно сказать, зажигала своими руками.


– Творческое объединение «На крыше» родилось в 90-е и существовало довольно долго, что вообще не типично для культурной среды Тамбова. Одна, две, три выставки – и творческая группа приказывает долго жить. Нас сплотил не какой-то единый курс, великая идея, а некоторые социальные обстоятельства – консолидированным фронтом продвигаться легче. Часть легенды нашей группы – это крыша, под которой размещались мастерские. Там работали разные мастера: и члены Союза художников, и те, кто принципиально не желал вступать в эту организацию, и те, кто часто выставлялся, и те, у кого такой возможности не было. Деньгами и перспективами, как и регулярными выставками, в перестроечную эру мало кто мог похвастать. Что нам оставалось? Менять ситуацию. Тем более что картин – предостаточно. А традиционные выставки Союза художников к юбилеям и праздничным датам тогда уже достали всех. Было откровенно скучно: чопорные открытия с перерезанием ленточек, делегации важных гостей и формальные речи. И вдруг появляется несколько храбрецов, которые осмеливаются показать нечто отличное. Сейчас, возможно, работы и не выглядят революционно. Но в те времена, на фоне выставок с рабочими и колхозницами, портретами передовиков производства и эпическими полотнами на тему высоких достижений аграрно-промышленного комплекса смотрелись они – ого-го!


Смешное было время


Художники 90-х создавали новую реальность, сопоставимую с европейскими арт-тенденциями, практически в полном вакууме, полагаясь исключительно на собственный энтузиазм. И они сумели не только приспособиться и выжить в сложных экономических условиях, но и интуитивно определить основные векторы движения искусства в наступающем ХХI веке.


Сергей Горшков – резидент воронежской галереи «Х.Л.А.М.», специалист по актуальному искусству и просто замечательный художник, о котором в «Итогах недели» мы уже писали пару лет назад. Горшков принимал активнейшее участие в планировании и рамещении экспозиции.


– Изначально была договорённость, что каждый город по возможности предоставит экспериментальные работы, чтобы максимально отразить творческий поиск, разнообразие стилей и авторов, – объясняет Сергей. – Свое­образный калейдоскоп прошлого. Хотя, искусство не стареет, оно неподвластно времени. Поэтому не стоит вглядываться слишком пристально, пытаясь увидеть лишь ретроспекцию.


Многие из тех, чьи работы представлены в Центре изобразительных искусств, ныне – умудрённые мужи, заслуженные, народные художники, члены-корреспонденты РАХ, выпестовавшие с годами совершенно иной творческий почерк. Их картины хранятся в Третьяковке, в Русском музее, в престижных западных коллекциях. А вот в 90-х холсты этих мастеров не принимали ни на одну из официальных выставок. И по этой причине молодые активные художники создавали небольшие союзы, группы, объединения – просто чтобы поддержать друг друга.


Одно из самых заметных для Воронежа 90-х – творческое объединение «Дом» при Всероссийском фонде культуры. Я значился там законным председателем. Нормы, правила и устав мы придумывали для себя сами – буквально «на коленках» в Москве. Знаете, тогда появился закон, позволяющий создавать кооперативы. Но у нас-то организация некоммерческая, потому никто не понимал, какую юридическую базу необходимо подводить под предприятие. Ситуация, конечно, комичная. Тем не менее, главной своей задачей мы считали развитие именно экспозиционной деятельности, хотели постоянно показывать людям свежие актуальные вещи. В «Доме» обитало пятеро активистов – членов правления. Но, поскольку каждый дом приглашает гостей, то и мы звали близких по духу авторов – их число варьировалось и зависело каждый раз от размеров помещения, где проходила выставка. Самым крупным нашим мероприятием стала экспозиция в зимнем саду воронежского ТЮЗа. Такая стекляшка, пристроенная к театру и наполненная фикусами да пальмами. «Дом в джунглях» – вариант нашей доморощенной «АССЫ». Помогали и актёры, и довольно именитый теперь режиссёр Михаил Бычков, и поэты, и джазовые музыканты. Играла музыка, мы бесконечно варили кофе, на качелях качались красивые девушки, люди всю ночь расхаживали по «джунглям», примечая меж ветвей картины и скульптуры. Пришедшие на следующий день чиновники из управления культуры были, мягко выражаясь, обескуражены и довольно настойчиво отдельные экспонаты попросили убрать. Некоторые картины вообще признали вульгарными и эротическими. Крайне весело было, да и резонанс после таких акций создавался хороший, что помогало нам развиваться и обретать известность.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 17 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +6 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы
// Здоровье

Лазер против слепоты

Лилия Сергучева, врач-офтальмолог областной больницы № 2
// Здоровье

Боль моя, ты покинь меня

Сергей Кудаев, главный специалист по паллиативной помощи управления здравоохранения Липецкой области, главный врач Липецкой городской больницы № 6 им. В.В. Макущенко
// Здоровье

Промедление опасно для жизни

Елена Рыбина, врач-невролог Липецкой областной клинической больницы
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика

Все, что мимо любви, бессмысленно и напрасно

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование



  Вверх