lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
30 марта 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

На пороге взрослой жизни

30.03.2013 "Липецкая газета". Галина Кожухарь, Галина Светлова
// Образование
Фото Александра Марчукова
Фото Александра Марчукова

В Тербунском районе есть не совсем обычное образовательное учреждение. Это специальная (коррекционная) школа-интернат для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, действующая еще с 1957 года. Директорствует здесь уже на протяжение тридцати четырех лет Михаил Черников — удивительно скромный, интеллигентный человек. Знают его далеко за пределами района и области. А когда приезжают гости и заходят в кабинет Михаила Петровича, невольно обращают внимание на простоту обстановки — скромный стол с книгами, шкаф для одежды, крашеные полы.


Обычную дверь с незатейливой ручкой в течение дня спокойно открывают взрослые и дети со словами: «А мне бы посоветоваться», «Можно задать вопрос, Михаил Петрович?» Он посмотрит, кивнет и выслушает, а потом даст совет, а то проводит до класса или мастерской. Не повышая голос (не позволял себе такого никогда), может сделать замечание или похвалит: одного, второго, третьего.


«Ни я, ни мои коллеги ни разу не слышали от директора: «устал, выдохся», хотя приходит он сюда одним из первых, а уходит поздно вечером»,— рассказала педагог-психолог Надежда Офицерова.


С начала девяностых годов интернат обновлялся и благоустраивался. Сейчас это целый комплекс, включающий школу, спальный корпус, столовую, банно-прачечное хозяйство, газовую котельную, теплицу, гаражи, многочисленные подсобные помещения, кабинеты и мастерские. А у Михаила Черникова уже появились новые идеи по возведению спортивной площадки, открытию сенсорной комнаты, необходимой для укрепления здоровья и релаксации детей.


Основное направление, культивируемое в школе, — трудовое воспитание. Здесь выявляют способности подростков, развивают их, чтобы подготовить воспитанников к жизни вне стен интерната. Неважно, если потом ребята переориентируются на другую профессию. Главное — ускоряется процесс их социального взросления. Педагоги коррекционной школы много лет применяют опыт Макаренко, опираясь также на мудрость деревенского семейного воспитания, когда ребенка с малых лет приучают к труду. В интернате для этого есть вся необходимая база: несколько десятков гектаров земли, фруктовый сад, машинно-тракторный парк, свиноферма.


Воспитанники сами шьют шторы, скатерти, постельное белье, одежду, костюмы для танцевального кружка и для других культурно-массовых мероприятий. В столярной мастерской изготавливают разделочные доски, вешалки для одежды и ящики для рассады, рамки для картин и стеллажи, стенды, полки, шкафы. Ребятам даже под силу создание декораций для театрализованных постановок. Ко Дню птиц ежегодно по договору с Тербунским лесничеством воспитанники делают по 50 скворечников. Радость. Еще какая! Нет проблем и с ремонтом обуви. Работает полноценная мастерская под руководством Эдуарда Трунова. Кстати, швейному делу обучает Ольга Ульшина, столярному — Сергей Болотов.


В школьную практику директор — человек, умеющий сплотить, направить, показать пример, повести за собой коллектив, — смело вводит инновации. Интернат под его началом значительно перестроил свою работу. Открыты классы с углубленным трудовым обучением по пяти направлениям. В прошлом году начала действовать региональная стажировочная площадка «Создание педагогических систем, обеспечивающих социализацию личности обучающихся». Возглавляет ее работу заместитель директора Игорь Кончагин. Под его кураторством учителя трудового обучения Валентина Щетинина, Любовь Попова, Эдуард Трунов, Ольга Болгова, Ольга Понарьина, Павел Семенов подготовилили программы, по которым воспитанники в 10-12 классах проходят подготовку по профессиям овощевода, мастера по ремонту обуви, слесаря, маляра-штукатура, уборщика помещений. Их разработки оценили на семинарах по проблемам адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и рекомендовали к применению в коррекционных школах России.


Педагоги уверены, что обязаны научить своих подопечных зарабатывать. Только в этом случае есть надежда, что они не пропадут во взрослой жизни. Когда приглашают ребят поучаствовать в посильном производительном труде, а оплату гарантирует районный Центр занятости населения, от желающих, представьте, нет отбоя. «Непривычно, да, чтобы дети в 16-17 лет работали в школьном хозяйстве да еще получали за это деньги! Но это так», — говорит Михаил Черников.


— У детского труда есть активные сторонники и решительные противники, — размышляет он далее. — Главный аргумент последних — ребята должны полноценно учиться и отдыхать. Все правильно, но давайте взглянем на проблему с другой стороны. На многолетнем опыте педагоги убедились: не приучишь к труду в детстве, когда они сами за взрослыми бегают и горят желанием помочь, дальше — пиши пропало. В самостоятельную жизнь юноши и девушки вступают с 18-20 лет. В эту пору все мы требуем от них социальной зрелости, ответственности, инициативы. А как разовьются эти качества? От сидения за компьютером?


Педагоги школы-интерната «за» трудовое воспитание. Эта практика перед жизненным экзаменом стала уже традицией. Выпускники прошлых лет звонят, приезжают в свой бывший дом. У многих из них благополучно сложилась жизнь, они создали семьи, ведут домашнее хозяйство. И благодарны за это своим наставникам.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +7 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Творцы гармонии искусства

Сергей Малюков, laavo7@yandex.ru
// Культура

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование

В диалоге с депутатом Госдумы

Елена Леонидова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Корона для «Мисс Творчество»

 Анна СЕРГЕЕВА // Образование

Не работа, а сказка

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх