lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
25 марта 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Как сохранить такую «Люботу» (фото)

25.03.2013 "ЛГ:итоги недели". Дарья Шпакова
// Культура
Фото Ольги Беляковой

В Троицком проходит роскошный «парад» глиняной игрушки. Участники – барыни и барышни, солдаты, птицы и кони.


ФОТОГАЛЕРЕЯ


В областном центре романовской игрушки случилось художественное событие небывалого масштаба. В выставочных витринах встретились глиняные женщины, птицы, кони самых известных традиционных промыслов России. Чтобы, как говорится, на других посмотреть и себя показать. А заодно и рассказать, что в век индустриального могущества есть ещё место простому глиняному чуду. Маленькой смешной фигурке-свистульке, которая теперь сама нуждается и в обереге от дурного глаза цивилизации, и в новом глотке живительной любви.


Абашевская игрушка из Пензы, филимоновская из Тулы, кажлянская и суджанская из Курска, хлудневская из Калуги… За каждым из этих названий видится одна картинка: чьи-то добрые руки лепят добрую игрушку из века в век. И если приглядеться к шероховатой поверхности фигурок, то можно увидеть, как отпечатались на ней пальцы мастера: то на смешном лице барышни, то на загривке петуха. Археологи и искусствоведы до сих пор не раскрыли всех тайн глиняной игрушки, но зато они знают сотни отличий одной традиции от другой. А мы, обычные зрители, только ходим и диву даёмся. Вроде простая русская баба стоит подбоченясь в зелёной кацавейке, а приглядишься – чисто барыня! Стать-то какая, и профиль – что у царицы! А в руках у такой красавицы чего только нет: и свистульки, и ляльки, и петухи, и даже, прям как в жизни, мужики задумчивые. Так и хочется эту тёплую вещицу в руках подержать и даже на вкус попробовать: а вдруг окажется сладкой?


Эта выставка «Древние образы глиняной игрушки в творчестве современных мастеров» не только подарила радость встречи с чем-то настоящим и самобытным, но и привлекла в Троицкое мастеров и искусствоведов из девяти ближайших регионов России. На научно-практической конференции они обсуждали главную проблему – как сохранить традицию глиняной игрушки. Как сберечь промысел и при этом не превратить его в банальный сувенирный конвейер? Как мастеру найти свою глиняную историю, не отклоняясь от главной традиции той или иной игрушки?


– Глиняная игрушка – это радость для детей и взрослых. И рождаться она должна тоже с радостью. Поэтому есть тонкая грань: что это – творчество или производство? С одной стороны, мы промысел сохраняем, который подразумевает коммерцию, а с другой – строго следуем канону и традициям лепки. Ведь игрушка раньше была ходовым товаром на ярмарках и базарах. Фигурки лепили в зависимости от спроса. Но при этом она продолжала оставаться штучной, индивидуальной, – рассказывает гость из Москвы, кандидат искусствоведения, заслуженный работник РФ Юлия Иванова. – Центр романовской игрушки в Троицком – уникален, другого такого в России пока нет. Здесь и просвещением занимаются, и старинное ремесло сохраняют. Хорошо бы возродить под крылом Центра сельскую школу мастеров. Создать рабочие места, заинтересовать людей. Туристы начинают осваивать этот маршрут, но получается парадокс – не могут купить игрушку, о которой им так много рассказывали. Важно, чтобы и мастера развивались как художники. Выполняли, например, государственные заказы для музеев.


Специалисты говорят, что сейчас глиняная игрушка вновь на пике популярности. Из традиционных промыслов рождаются новые направления. Набирает силу авторская игрушка. Профессионалы глиняных историй с восторгом отзывались о выставке народного мастера Елены Смолеевской в музее декоративно-прикладного искусства.


– Мы уже можем говорить о школе Елены Смолеевской. Её современные образы в традиции романовской игрушки живые, с чувством юмора. Очень тонкая работа. Мастеру важно не удариться в китч, не перемудрить и не уйти в скульптуру. Елене это удалось блестяще, – делится впечатлением Юлия Иванова.



Солнышко на кухне круглый год


Семье Орловых из посёлка Одоев Тульской области в пору говорить не то что о своей школе, а уже о своём генетическом коде, тайным образом связанном с глиняной игрушкой. Они лепят её уже в шестом поколении! Елена Орлова, её муж, сын, невестка и старенькая мама, которой уже 78 лет, бережно хранят традиции главной забавы села Филимоново, откуда родом все предки. Деды и прадеды были потомственными гончарами, а женщины в этой семье всегда лепили игрушку. В Троицкое Орловы приехали все вместе и даже привезли маленькую внучку Анечку. Витрину с их произведениями мастера центра оформили особым образом. Столько света и ярких цветных брызг подарили выставке нарядные глиняные гости. Малиновые, лазурные, апельсиновые полоски и орнаменты, «ёлочки» и затейливые узоры на белоснежном фоне. Барыни, лошади, петухи – всё как на самой нарядной и развесёлой русской ярмарке. Пластика удивительная! Мастера объясняют её податливостью местной глины, которую называют «синька». Вытворяй, пока фантазия не иссякнет, но помни – традиция превыше всего!


– Приятно, что в нашей семье многие сюжеты игрушек диктуют дети. Шестилетняя внучка Анечка попросила к Рождеству набор, в котором должны быть маленькие зверюшки и норки для них, а ещё – птички с гнёздами. Я два месяца придумывала сюжет, чтобы исполнить его в лучших традициях филимоновской игрушки. И получилась настоящая развивающая воображение игра. А с лёгкой руки моей мамы-мастерицы у нас в посёлке появилась традиция дарить молодым на свадьбу фигурки смешной барыни и солдата-плясуна. И прозвали мы их «Любота». Говорят, если подаришь молодой девице такую парочку, она замуж вскоре выйдет, – улыбаясь, рассказывает нам мастер филимоновской игрушки Елена Орлова. – Конечно, глиняная игрушка – дама капризная. Но промысел не угаснет, если им заниматься комплексно: обучать лепке, создавать новые образы, а ещё искать заказчиков и сбыт. Тогда игрушка будет жить. У нас есть частный музей филимоновской игрушки, но он почти не работает с мастерами. Мы в основном лепим по домам. А туристы стараются почему-то покупать китайские сувениры, какие-то деревянные пуговицы, или ручки с магнитами, но не подлинную игрушку. Это ещё одна важная проблема – надо прививать вкус к народной игрушке, рассказывать и детям, и взрослым, что это за чудо такое и в чём его ценность. Тот, кто понимает, с радостью берёт наши работы не только детворе, но и для украшения интерьера. А самое главное – для радости.


Елена Орлова состоит на службе (иначе о мастерах-подвижниках никак не скажешь) у филимоновской игрушки уже больше тридцати лет. Говорит, как бы временами тяжело ни было и какие бы заманчивые предложения сменить профессию ей ни поступали, она всегда чувствовала ответственность за свой потомственный дар. Если не она, то кто продолжит историю глиняного чуда? Наверное, в этом стремлении мастера и заключается главный секрет жизни старинного промысла. Сбереги, подари людям и передай в поколениях тепло маленького кусочка глины, раскрашенного в цвета радуги.


Пока жива традиция – будет цвести древо жизни


Абашевская игрушка из Пензы к нам добиралась десять часов, ехала в автобусе вместе с главным хранителем фонда «Пензенского областного Дома народного творчества» Ольгой Дудоровой. На родине драгоценная коллекция, любовно собранная искусствоведами разных поколений, хранится в особняке середины девятнадцатого века. Есть в собрании работы знаменитых потомственных мастеров Зоткиных. Именно от них слава абашевской игрушки пошла гулять по всему миру, даже в Лувре она выставлялась. В Пензенском крае к глиняной игрушке относятся как к кладезю народной мудрости. Традиционный промысел бережно сохраняется мастерами старинной Абашевской керамической фабрики. При ней когда-то и работала мастерская знаменитых художников Зоткиных. Они творили новые образы игрушки, и тут же этот авторский проект воплощался в цехах фабрики. И промысел, и традиция долгое время существовали в полной гармонии. Сегодня помимо фабричных искусников над абашевской игрушкой работают восемь потомственных мастеров.


– Много внимания для развития и сохранения промысла уделяется нашей местной администрацией. Разработана целая комплексная программа сохранения и развития художественных промыслов Пензенского края. Выделяют средства, проводят различные фестивали, – рассказывает Ольга Дудорова. – Интерес к игрушке в народе не угасает.


Один из любимых образов абашевской глиняной игрушки – олень с ветвистыми рогами, символизирующими древо жизни. Каждый ярус – это целое поколение. Маленькие росточки – вновь родившиеся от него детки. Этот дивный образ словно символ самой глиняной игрушки. Пока жива традиция – будет цвести древо жизни. Но искусствоведы напомнили, что из неё нельзя сделать бесконечный поток, иначе можно срубить сук, на котором сидишь. Это должны быть элитарные вещи. Глиняная фигурка, где можно разглядеть отпечатки пальцев мастера и почувствовать теплоту его рук.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 18 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +5 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы
// Здоровье

Лазер против слепоты

Лилия Сергучева, врач-офтальмолог областной больницы № 2
// Здоровье

Боль моя, ты покинь меня

Сергей Кудаев, главный специалист по паллиативной помощи управления здравоохранения Липецкой области, главный врач Липецкой городской больницы № 6 им. В.В. Макущенко
// Здоровье

Промедление опасно для жизни

Елена Рыбина, врач-невролог Липецкой областной клинической больницы
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт



  Вверх