lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
4 марта 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Дружбы народов надёжный оплот…

04.03.2013 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Общество
Рахим Ибрагимович ХАШИМОВВячеслав Васильевич ФОМИНКристина Леонидовна ИВАЩЕНКООсновное внимание Иловайский уделял составлению учебников. Именно эта деятельность принесла ему всероссийскую известность, сделала его имя знакомым каждой семье, где был школьник. До 1917 г. учебники Иловайского по русской истории для среднего школьного возраста переиздавались 44 раза, для старшего — 36, по всеобщей истории — соответственно 35 и 30 раз

В последнее время всё чаще говорят о возрождении потерявшей былую мощь дружбе народов. Для укрепления единства российской нации разрабатываются стратегии, издаются указы, составляются федеральные программы, проходят советы по межнациональным отношениям. На последнем заседании такого Совета Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин определил несколько позиций, которые, по его мнению, могли бы стать оплотом для той самой дружбы народов.


И всё вроде бы верно… Кто сегодня будет возражать против того, что русский язык всё-таки является «фундаментальной основой единства страны»? Кажется, ещё немного, ещё чуть-чуть, и вернётся былая слава языка Пушкина, Толстого и Достоевского. И заговорят на нём не только подданные государства Российского, но и все, кому интересна Россия вообще. Ведь было же так? Было! Однако параллельно разворачивается ситуация с совсем другим вектором: в школьной программе сокращается количество часов, отведённых на русский язык и литературу. Говорят, что высвобожденное время займут уроки иностранного языка, мол, ничего же страшного не происходит – языковая сущность урока сохраняется. Но здесь-то, на мой взгляд, и зарыта проблема. Язык – это ведь не веками закреплённая в народе форма построения предложения, а в первую очередь способ видения и восприятия человеком мира и самого себя. И насаждая иной язык с другой структурой, кто-то просто-напросто расшатывает корневую национальную систему, что грозит уничтожением русской нации. Нас не удалось задушить политическими удавками, экономическими санкциями, вот и пошли по другому пути – проникли в самые глубинные устои российской семьи посредством ювенальных технологий, а теперь ещё и сделают «контрольный выстрел» в русский язык. И – всё…


Ещё одна проблема, на которую сейчас обращают особое внимание, – учебники истории. Разброд и шатание в изу­чении прошлого Отечества привели в итоге к тому, что школьники, следуя за педагогом, могут самостоятельно выбирать, под каким соусом им подавать тот или иной исторический факт. А университетские педагоги с горечью констатируют: с каждым годом к ним приходят студенты всё худшего «качества». Оказалось, что плюрализм мнений в изучении прошлого своей страны не пошёл на пользу. И снова предпринимается попытка приступить к написанию единого учебника истории России для средних школ, «в рамках единой концепции и единой логики…».


В последнее время правительство усиленно работает над Федеральной целевой программой «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», рассчитанной на 2014 – 2018 годы. Но вот что удивительно: ни по радио, ни с экранов телевизиров мы нашего фольклора не слышим. А сельские парни с девчатами и вовсе начинают стесняться своих родовых песен, забывают диалекты, на которых говорили их бабушки и дедушки, и стараются быть как все…


И это мы определили только три проблемные области, на которые обратил внимание президент Путин, выступая в Российском еврейском центре толерантности. И решили пригласить к диалогу наших экспертов, которые согласились порассуждать на страницах «Итогов недели» о том, как с помощью русского языка, единого учебника истории и культурно-этнической самобытности каждого народа России можно укрепить межнациональные отношения в такой большой и многообразной стране, как наша.


«Русский язык – это кровь народа и страны»


Рахим Ибрагимович ХАШИМОВ, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории русского языка ЕГУ имени И. А. Бунина


- Фундаментальный статус русского языка, несмотря на распад Советского Союза, не изменился. Россия осталась многонациональным государством, нуждающимся в общем языке. Однако во времена СССР русский язык имел статус государственного только в Грузии, Армении и Азербайджане. Это было прописано в республиканских конституциях. Сейчас же во всех республиках Российской Федерации этот статус за русским языком документально закреплён.


Вообще-то у языка много функций. Например, оборонительная. В стране есть армия, в ней служат люди разных национальностей, и все они должны понимать как друг друга, так и приказы командования. Вот здесь без русского языка уж точно не обойтись. Вспомните, сколько солдат мы потеряли в первые месяцы Великой Отечественной войны, когда на фронт призывались люди из далёких среднеазиатских кишлаков, высокогорных аулов, которые ни разу в жизни и слова-то русского не слышали. Не понимая команд, они просто строем шли под пули и гибли сотнями. Если на Кавказе распространение русского языка началось в XIX веке, то в Среднюю Азию язык пришёл в 20-е годы XX столетия, когда там устанавливалась власть Советов.


У языка обязательно есть функция государственного управления. Суды, прокуратура, администрации, финансовые органы без единого языка не могут работать. Получается, что язык – это кровь страны.


Россия с XV века складывается как многонациональное государство. На мой взгляд, тогда же родилась и единая евразийская общность на пространствах Российского царства, а потом и империи. Это отличает нас от всех стран мира. Европейская культура и искусство проникали во все уголки нашей страны, но народы, населявшие Россию, имели право на развитие своей национальной культуры. Однако процесс европеизации нельзя называть русификацией. Это ошибка! И хотя именно благодаря русскому языку у многих народов появилась письменность, это всё же не было захватом языкового пространства.


Язык является проводником не только русской ментальности. Через него мы можем проникнуть в мир русского человека. На мой взгляд, у русских людей ментальность евразийская, они старались сохранить своё, но никогда не пытались подстроить под себя остальных. Вот и получается, что культурное пространство, несмотря на сужение границ, всё равно сохраняется, в том числе и в пределах территории бывшего Советского Союза.


– А не вернёмся ли мы к тому, что русский язык снова станет языком правящих элит? Когда говорить и писать по-русски нужно будет только тем, кто хочет власти, кому потребуется, скажем так, диалог с Москвой. А простым людям эта самая власть внушает, что нужно развивать только свои национальные языки, лишая их тем самым будущего, образования, возможности состояться в другом регионе?


– Сегодня действительно сужается круг людей, владеющих русским языком. Но, с другой стороны, в Татарстане, например, чтобы занимать какие-то руководящие должности, нужно владеть как русским, так и татарским языком. И проблем здесь у татар меньше, чем у русских. Большинство средств массовой информации вещают на русском языке, газеты и журналы в подавляющем большинстве выходят на русском языке. Проблема – в качестве этого языка. У меня очень много претензий к журналистам. Другое дело, что у жителей аулов и кишлаков нет возможности общаться на русском. И здесь нужно вернуться к прежнему опыту. Что уже делают на Кавказе. Там хотят возродить ещё имперскую традицию, когда чиновники, управленцы и интеллигенция приезжали туда семьями из других регионов России. А для них нужно будет создавать русские школы, традиции которых очень сильны. И местная знать тогда начнёт отдавать туда своих детей – ведь так уже было. Но чтобы укрепить авторитет русской школы в регионах, советской власти потребовалось почти 50 лет. Так что это процесс не сиюминутный.


Я родился в Казахстане, по национальности – узбек, жена у меня русская, из кубанских казачек, большую часть жизни провёл в Таджикистане. Я говорю на трёх языках: таджикском, узбекском и русском. В первый раз в первый класс пошёл в таджикскую школу. Потом мы переехали, и я снова пошёл в первый класс, но уже в узбекскую школу. Когда мама заболела, я уехал к бабушке в Джамбул в Казахстан. И там снова пошёл в первый класс – в русскую школу. Так что у меня хорошее фундаментальное образование. По окончании школы я поехал к тётке в Душанбе, поступать на исторический факультет. Но там не преподавали на русском. Тогда я отправился в Пермь и подал документы в техническое училище, стал слесарем-ремонтником. Поработал немного на авиационном заводе. И начал собирать частушки, чаще всего не подлежащие переложению на бумагу. И вот там-то я столкнулся совсем с другим русским языком, в том числе и с диалектным. Полюбил этот язык и оказался в Душанбе на факультете русского языка и литературы. Окончил его с отличием, получал даже Ленинскую стипендию, с третьего курса работал. Уезжать из Таджикистана не собирался. Помимо преподавательской деятельности, я ещё руководил узбекской общиной, создал координационный совет всех национальных меньшинств. А в те времена, это 90-е годы прошлого века, в Таджикистане становилось жить просто опасно. И мы решили переехать в Россию. В Липецке оказался по совету друга. Несколько лет преподавал в педагогическом университете, а потом по приглашению ректора Елецкого университета Валерия Петровича Кузовлева перебрался в Елец.


– Вам в русском языке комфортно?


– Да, мне очень легко и хорошо в русском языке. Но здесь климат иной… Например, я не люблю серое небо, в Таджикистане оно почти всегда голубое и безоблачное. Я не люблю осень и зиму. И самое парадоксальное, что я от жары уже отвык, а к холоду всё привыкнуть не могу. Сейчас у меня нет общения на родном языке. После смерти бабушки я перестал говорить на таджикском языке, после ухода мамы не говорю на узбекском. А русский родным, корневым я всё-таки назвать не могу. Я на нём говорю, на нём думаю. Я его очень люблю… И всё же… Вот недавно мы с женой были на родине, и мне сказали, что я на узбекском говорю с таджикским акцентом.


– То есть на вашем примере мы можем сказать, что, придавая русскому языку статус государственного и обязательного к изучению, мы никоим образом не русифицируем местное население…


– Конечно! Это всё можно отнести к мифам – ни о какой русификации здесь говорить нельзя. Русский язык даёт возможность выехать за пределы определённой республики, получить приличное образование, расширить круг общения.


Язык отражает все тенденции, происходящие в обществе. Но, с другой стороны, он может и влиять на общество. Объединительную функцию несёт только русский литературный язык, тогда как жаргоны, в том числе и молодёжные, диалекты всё-таки нас дифференцируют, то есть разобщают.


Я не видел ни одного представителя другой национальности, который бы так безобразно относился к своему языку, как это делают русские. Это, впрочем, касается и сохранения культурного богатства. Мы так громко кричим о высоком предназначении русского языка, а Министерство образования сокращает часы русского языка и русской литературы в учебных заведениях! Как это понимать?! Да и в вузах сейчас готовят бакалавров лингвистов и бакалавров литераторов отдельно друг от друга. Это же абсурд!


«Учебник должен воспитывать патриотизм»


Вячеслав Васильевич ФОМИН, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории ЛГПУ


- О едином учебнике истории мы говорили ещё в 2002 году. Тогда в Калининграде проходила научная конференция, посвящённая 1140-летию призвания варягов на Русь. И в рамках этого форума работал «круглый стол», на котором как раз и обсуждался вопрос о создании единого учебника. Мнения специалистов разделились. Кто-то считал, что нужны учебники разные, чтобы был выбор. Я выступал против этого. Зачем нужен единый учебник? Во-первых, нам нужна выверенная и строгая позиция, одинаковая для всех регионов. Многие дети меняют школы, переезжают с родителями из одного места в другое. Правильно, если везде они будут учиться по одному стандартизированному учебнику. Иначе в голове ребёнка будет каша, а не знания. И ещё, в разных учебниках по-разному подаются одни и те же события. Как это возможно? Как можно в учебниках говорить о недостатках своей Родины? Это равносильно тому, что детей на уроках станут учить критиковать своих родителей…


Несколько веков назад, когда формировалась российская государственность, была такая формулировка: «одна вера – одна мера». Когда Елена Глинская в 30-х годах XVI века проводила денежную реформу, то пошла по тропе унификации, потому что мера серебра в новгородской и московской монете одного достоинства была разной. Это затрудняло торговые сделки и плохо сказывалось на экономике. Вот по такому пути нужно идти и нам в процессе подготовки нового учебника. И воспитывать у наших детей любовь и уважение к своей Родине и её истории. А когда они вырастут и решат стать историками, поступят в вузы, вот тогда и можно открывать перед ними всю палитру мнений. Они будут готовы сделать правильный для себя выбор.


Когда мы говорим об учебнике, то нужно понимать, что его будут изучать дети разных национальностей, проживающие в самых разных регионах нашей страны. И все они должны получить единую информацию, чтобы картинка истории Родины была похожей. А уже история каждого народа может изучаться в курсе, например, краеведения, родной истории… Но необходимо помнить, что Россия всё-таки складывалась вокруг славянских племён, уже потом к ней присоединялись другие. И Русское государство – это понятие не этническое, это некая территориально-соседская община, где бок о бок живут люди разных национальностей. Не нужно забывать, что Российская империя по большому счёту собиралась мирным путём, без кровопролитных завоеваний и порабощения народов. Это-то и вызывает до сих пор удивление во всём мире. За основу нового учебника я бы взял, например, дореволюционные учебники истории под редакторством нашего земляка, уроженца Раненбурга (современного Чаплыгина) Дмитрия Ивановича Иловайского.


Создание единого учебника – процесс долгий. Главное, чтобы он не превратился в кампанейщину. И писать его должны люди опытные, нравственно чистые и много преуспевшие в науке. Учебник ведь не просто книжка – по нему учатся поколения школьников, от его уровня зависят и знания наших детей, и их самосознание.


Если поразмышлять о том, какие даты внести в календарь событий, связанных с единением народов России, то здесь тоже нужно быть очень осторожными.


Попробуем остановиться на некоторых событиях в ретроспективе.


1961 год – полёт Юрия Гагарина, открытие эры покорения космоса.


1941–1945 годы – Великая Отечественная война.


1922 год – образование Советского Союза (можно внести и трагический 1991 год, развал СССР и создание Российской Федерации, эта трагедия нас в принципе и объединила)


1914–1918 – Первая мировая война, империалистическая. А современники называли её Второй Отечественной


1861 год – отмена крепостного права. 23 миллиона русских людей стали свободными, в то время как другие народы крепостного права не знали


1812 год – Отечественная война


1613 – окончание Смуты и восшествие на Российский престол династии Романовых


1564 год – появилась первая на Руси типография и началась эпоха книгопечатания


988 год – Крещение Руси


862 год – приход варягов


860 год 18 июня – флот русов подошёл к стенам Царьграда (Константинополя)


Также в календарь можно внести и даты добровольного вхождения в состав Российской империи Грузии, Армении, присоединение Сибири. Нужно только учитывать все национальные настроения. Так что с этим единым учебником шума будет много. Я, например, знаю, что авторы какого-то из учебников предложили одну из главок, посвящённых Сталинградской битве, написать немецким историкам. Зачем?


Нам нельзя забывать и о великих людях, верой и правдой служивших России. Михайло Васильевич Ломоносов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Илларионович Кутузов, Лев Николаевич Толстой, Фёдор Михайлович Достоевский, Антон Павлович Чехов, Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов, Юрий Алексеевич Гагарин и многие другие выдающиеся учёные, полководцы, мастера культуры и искусства, спортсмены, политики, религиозные деятели. Их наши дети должны знать обязательно!


«В культуре и искусстве России нет равных в мире»


Кристина Леонидовна ИВАЩЕНКО, заслуженный работник культуры РФ, руководитель фольклорного ансамбля «Воскресение»


- Чтобы не потерять свою этническую принадлежность, нам необходимо сохранять национальную культуру. Ансамбль «Воскресение» пропагандирует липецкую традицию. До нас на фольклорной карте России область была белым пятном, Terra incognito (неизученная земля). Сейчас же мы о себе можем многое рассказать.


На мой взгляд, такой категории, как русский фольклор, нет. Он состоит из множества очагов, традиций. И чем меньше эти пазлы, то есть чем многочисленнее очаги, тем ярче, ценнее и самобытнее общая картина. Липецк, Белгород, Воронеж, Смоленск, Брянск, Муром – это всё русская территория, но традиции везде свои, отличные от других. И при этом ни одна традиция другую не подминает, они сосуществуют каждая по себе и все вместе. Ведь раньше люди жили очень обособленно, они были привязаны к земле, у них рождалось много детей, потому за пределы своего села мало кто выезжал. Традиция консервировалась. Каждый дорожил своим. И с гордостью показывал своё творчество, например на ярмарках, при этом не уничижая другого. Так вот, сохранение той самой региональной самобытности и есть сбережение русского этноса как такового.


Жизнь наших предков была связана с сельскохозяйственным календарём. Одна прекрасная русская певунья, уже ушедшая, к сожалению, Пелагея Федуловна Швырёва говорила: «Я не знаю, когда у меня точно день рождения. Мама мне рассказывала, что я родилась, когда просу сеють. А сажають просу 6 или 7 июня». Вот так они гармонично жили с природой.


Многим людям кажется, что не нужно так жадно всё сохранять, мол, нас и так много, что-нибудь да останется. Складывается такое впечатление, что русские всё больше хотят стать европейцами, а не самими собой. Европеизация семимильными шагами пошла по России во времена Петра Первого. Считалось, что Россия тёмная и забитая страна, а из Европы к нам придёт просвещение. Так думают многие и по сей день. Но я убеждена, что в плане культуры и искусства нам нет равных! Другое дело, что надо людям дать возможность творить и узнавать свою традицию. На чём человек воспитывается, то он и воспринимает. Этнопамять, безусловно, существует. Хотя приходится слышать от людей, что они фольклор не любят. Действительно, эта музыка очень специфична, и некоторые уже возвели фольклор в ранг элитарного искусства. Одно дело, когда эта традиция была частью естественной жизни и кроме неё люди ничего не знали. Другое дело, когда она вымывается, ухо привыкает к иной музыке и иным ритмам. Например, в селе Колыбельское Чаплыгинского района, откуда мы почерпнули в своё время огромное количество традиционных песен и обрядов, школьники, сидя на нашем концерте, спрашивают, на каком языке мы поём. И что говорить о детях, если сами носительницы традиции, бабушки-исполнительницы народных песен, уже многое забыли и сами не понимают не только язык, но и музыкальный звукоряд.


Липецкая традиция – из эпохи позднего заселения (конец XVI века). Она похожа на лоскутное одеяло, поскольку здесь собралось очень пёстрое население. Считается, что заселение наших территорий шло с севера Московского государства, из прибалтийских земель, из Мурома, отголоски тех западно-русских традиций и сейчас можно встретить. Например, Воловский район – это территория бывшей Курской губернии, в фольклористике относящаяся к западной культуре, которая сохранилась в более древнем варианте, о чём свидетельствует большое количество календарных песен, дошедших до нас. Спе­цифический тонкий подголосок, характерный для северной традиции, можно услышать в некоторых сёлах Чаплыгинского и Краснинского районов, в селе Вешаловка Липецкого района. И всё это мирно сосуществует на одной территории.


У меня такое впечатление, что сейчас кто-то не даёт ходу пропаганде народного искусства. На телевидении, по радио очень редко можно услышать подлинные фольклорные песни. И перевод фольклора в некую элитарную плоскость – это искусственная ситуация. Нам обязательно нужно это преодолеть. Несмотря ни на что. .


В следующих номерах нашего журнала мы продолжим развивать эту тему .


 Календарь событий единения народов России. Версия


1961 год – полёт Юрия Гагарина, открытие эры покорения космоса.


1941–1945 годы – Великая Отечественная война.


1922 год – образование Советского Союза (можно внести и трагический 1991 год, развал СССР и создание Российской Федерации, эта трагедия нас, в принципе, и объединила)


1914–1918 годы – Первая мировая война, империалистическая. А современники называли её Второй Отечественной


1861 год – отмена крепостного права. 23 миллиона русских людей стали свободными, в то время как другие народы крепостного права не знали


1812 год – Отечественная война


1613 год – окончание Смуты и восшествие на Российский престол династии Романовых


1564 год – появилась первая на Руси типография и началась эпоха книгопечатания



988 год – Крещение Руси


862 год – приход варягов


860 год 18 июня – флот русов подошёл к стенам Царьграда (Константинополя)

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 19 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +11 C°  Ночь: +11 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина
// Общество

Не тяни резину

Марина Кудаева
// Общество

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева
// Общество

На отдых досрочно


// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье



  Вверх