lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
2 марта 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Умозрение в красках

02.03.2013 "Липецкая газета". Анастасия Карташова
// Общество


Воскресный вечер. Служба в Евдокиевском храме Липецка уже завершилась, и рядом с церковью нет ни души. Стоя в окружении кладбищенских памятников, пытаюсь вспомнить наставления руководителя епархиального духовного центра «Возрождение» Елены Санкевич: «Чтобы попасть в иконописную студию «Херувим», нужно пройти мимо Вечного огня и обойти храм слева...» Стоп. Или справа? А как подняться на второй этаж? К счастью, мимо меня быстрым шагом проходят женщина с дочерью. Они уверенно приближаются к церкви. Решив следовать за ними, я не ошиблась. Оказывается, Олеся Путилина и ее дочь, четвероклассница Дарья, пришли на занятия в эту студию во второй раз. Узнали о ней в воскресной школе и решили попробовать свои возможности.


— Мы не опоздали? — спрашиваю у новых знакомых.


— Есть немного… — отвечает Олеся.


Действительно, в иконописной студии уже все в сборе. Наше внезапное появление на пару минут нарушает сосредоточенную тишину и спокойствие мастерской. Здороваемся, пододвигаем к общему столу стулья и садимся. Здесь каждый занят своим делом. Начинающих иконописцев можно отличить сразу — они старательно выводят карандашом на бумаге орнаменты: цветы, завитушки, волны… У более опытных студийцев в руках — тонюсенькие кисти. Сначала учатся писать темперой горки, деревья, затем — ангелов, а лики Спасителя, Божией Матери, святых — это уже «высший пилотаж». Перед одной женщиной все пространство стола занято выточенными из липы пасхальными яйцами. Крепко держа в руке деревянную заготовку, Татьяна Боровкова заканчивает писать святую угодницу Божию Нину.


— Такое имя носит моя сестра. Вот, хочу сделать ей подарок, — объясняет мне Татьяна Викторовна.


Иконописью она начала заниматься только четыре года назад, а до этого всю жизнь проработала инженером-электриком. Случайно узнала о студии «Херувим» и так увлеклась, что посвящает этому занятию почти все свободное время. Работы не продает, а дарит родственникам и знакомым. Расписывать деревянные яйца, например, нелегко, быстро устают руки, которые находятся все время на весу, но у Татьяны Викторовны есть свои профессиональные секреты.


— Чтобы при прорисовке мелких деталей не дрожали руки, я задерживаю дыхание, — шепотом говорит женщина.


— Надолго? — спрашиваю.


— До самого конца занятия, — шутит сидящий за другим концом стола молодой человек. Роман — самый сосредоточенный из всех начинающих иконописцев. Склонившись над «Спасом Нерукотворным», он тонкой кистью медленно выводит детали. Для удобства рука его покоится на небольшой скамеечке или подручнике. Сделав пару уверенных мазков темперной краской, Роман всякий раз бросает взгляд на репродукцию изображения. Необходимость строго следовать образцу продиктована не только желанием достичь совершенства, но и тем, что в иконописной студии «Херувим» письмо каноническое. То есть лики Христа, Богородицы и святых пишутся по особым правилам, ориентированным на древних мастеров. И никаких своеволий. Канону подчиняются даже мелкие детали, будь то цвет одежды, поворот головы или положение рук.


— А как же творческое самовыражение? — спрашиваю у руководителя иконописной студии «Херувим» Ирины Кривонос.


— Когда мне поступает заказ на написание лика, я вправе выбрать из нескольких канонических образцов один, более близкий мне, могу подобрать орнамент, но не более того. Нельзя же, допустим, рисовать Богородицу в розовом одеянии, а Святителя Николая — в зеленом! — отвечает она.


И здесь трудно спорить. Иконописный канон — как Богослужебные книги для священника. Никому ведь не придет в голову менять местами слова в молитве или делать более простыми конструкции предложения. Вот и приверженцы канонического письма, как много веков назад, изображают мучеников в красных плащах, а праведных отцов — в монашеской одежде, тем самым защищая православную икону от проникновения новомодных ересей. Знания передаются из рук в руки, от одного иконописца — к другому. Так, научившись многому у мамы, Ирина Кривонос уже воспитывает своих учеников. Один из них — липчанин Павел Бурков. Еще школьником он посещал воскресную школу при Покровском храме, где открыли его талант художника. Сейчас юноша получает образование в Елецком колледже искусств имени Т. Н. Хренникова и при первой же возможности спешит в Липецк, в иконописную студию «Херувим». Окуная кисть в разведенную на блюдечке темперу, он рисует ангела. Казалось бы, все уже и так красиво, вполне можно заканчивать. Но нет. Стремясь к совершенству, юноша снова берется за работу. Слишком велика ответственность, лежащая на иконописце. Ведь образ должен быть достоин своего первообраза.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 12 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: 0 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Вот так «Попала»!

 Сергей БАННЫХ
// Культура

Зубастый солдатик на счастье

Ульяна ТРУСОВА
// Общество

Искусство любить детей

 Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

И медалей – килограмм!

Игорь ПАСТУХОВ
// Спорт
Даты
Популярные темы 

Доходы казны возрастут

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Власть

Задачи для профессионалов

Кирилл Васильев // Экономика

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет



  Вверх