lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
27 февраля 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Абрамцево
Экономика 

Как не выбиться из колеи

27.02.2013 "Липецкая газета". Николай Рощупкин
// Экономика
Фото Павла Острякова
Фото Павла Острякова

Водитель из Добринки Роман Кутищев хорошо знает цену маршрутного километра. Он должен быть как можно менее затратным — рынок есть рынок. Однако, говорит он, бывает, что гонишь сорокаместный автобус в село за пятьдесят километров, а в салоне — два-три человека. Никакой выручки, одни расходы. Но маршрут выполняется даже в том случае, если в наличии только один пассажир.


— Предприятие обслуживает социально значимые маршруты, тем самым выполняя обязательства перед муниципальной властью, поскольку получает соответствующие бюджетные дотации, — говорит директор Добринского АТП Виктор Шибаев. — Поэтому стараемся «убить двух зайцев»: выполнить социальную задачу и получить прибыль. Но не всегда это удается. И причин тому немало.


Действительно, если с графиком перевозки пассажиров у добринских автотранспортников сбоев не бывает, то с прибылью ситуация иная. В прошлом году предприятие сработало с убытками, и только бюджетные вливания помогли свести концы с концами.


— Объем перевозок сокращается ежегодно примерно на 10-12 процентов, — поясняет Шибаев. — В прошлом году, например, перевезли чуть более 600 тысяч пассажиров. А ведь недавно этот показатель переваливал за миллион. Теперь же, как это ни печально, частенько «возим воздух». Причем установленный тариф услуги на 40 процентов ниже себестоимости. Выход один — привлекать коммерческие заказы и оптимизировать маршруты пассажирских перевозок.


Вместе с ним и руководителем областной ассоциации «Липецктрансавто» Леонидом Росинским мы проехали по некоторым внутрирайонным маршрутам. В автобусе на Ольховку было всего четыре пассажира, на Дубовое — три, на Плоскую Вершину — один. Даже на так называемых городских маршрутах в час пик машины были полупустыми.


То есть оптимизировать перевозки надо. И это делается — например, корректируются графики внутримуниципальных рейсов в выходные и праздничные дни. Дополнительные автобусы в понедельник отправляют в областной центр, когда студенты едут на занятия, а в пятницу и субботу — в обратном направлении. С недавних пор начал выполняться рейс Добринка — Воронеж, оказавшийся особенно востребованным. Словом, автотранспортники стараются использовать все возможности, на чем можно заработать. Хуже обстоит дело с коммерческими заказами, которых пока немного. Приходится экономить на всем, считать каждый рубль.


Жесткий режим экономии, тем не менее, дает позитивные результаты. Несмотря на трудности, предприятие продолжает развиваться. За последние годы построили гараж на двадцать один автобусный бокс, в котором и обслуживают машины. В конце минувшего года при поддержке администрации области и района по лизингу приобрели четыре восемнадцатиместных автобуса марки «ПЕЖО» стоимостью 1,2 миллиона рублей каждый, а в начале текущего — новый «КАвЗ-4238» на тридцать девять мест. Все машины используются на местных маршрутах.


— Новые автобусы мобильны, вместительны и экономичны, — оценивает покупки директор предприятия. — Кроме того, отлично приспособлены к морозам. Например, «КАвЗ» может эксплуатироваться при температуре воздуха от плюс сорока до минус сорока градусов. К тому же затраты на его ремонт невелики. Но в нашем автопарке пока немало старых машин, поэтому обновление будем продолжать.


И все же добринским транспортникам приходится потуже «затягивать пояс». В который раз перелатывают видавшие виды «ЛАЗы» и «Икарусы», экономят энергию и тепло. Пришлось даже в ремонтных боксах временно отключать отопление.


— А что делать! — восклицает экономист Валентина Губина. — Экономия газа в немалой степени сокращает общие расходы и позволяет перенаправить средства на организацию перевозок.


Подтачивают финансовое состояние и так называемые обязательные обременительные расходы. Теперь запрещается выпускать машину в рейс без установки на ней контролирующей системы ГЛОНАСС, тахографа, без заключения страхового договора гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.


— Все это, безусловно, необходимо для безопасности перевозок пассажиров, — говорит Виктор Шибаев. — Но как выкраивать нужные средства, если основная деятельность убыточна, а дотации не покрывают расходов? Думаю, что пора хоть немного увеличить тарифы на пассажирские перевозки и размер бюджетной поддержки.


Леонид Росинский в свою очередь считает: вместе с этим надо шире использовать источники получения дополнительных доходов. Например, на территории предприятия можно было бы организовать платную автостоянку, активнее оказывать услуги частным перевозчикам. То есть быть в постоянном поиске. С ним согласен и заместитель начальника областного управления дорог и транспорта Александр Лыткин:


— В Липецкой области эффективно действует целевая программа по поддержке малого и среднего предпринимательства, надо активнее включаться в нее. А социально значимые маршруты дополнять коммерческими рейсами. Кстати, в этом преуспевают задонские, елецкие, хлевенские, липецкие и другие отраслевые предприятия. Например, задонское ООО «Агеев-бас» кроме рейсов по области уверенно выходит на межрегиональный уровень. Этим же путем следует хлевенский частный предприниматель Ларин, который недавно открыл востребованный рейс Хлевное — Тула. Эффективно работает народное предприятие ООО «Экспресс-Липецк», где вышли на международный уровень и открыли регулярный маршрут в Харьков. Такая инициатива только приветствуется. Поэтому меньше надо надеяться на помощь со стороны, поскольку быть вытесненными конкурентами с рынка транспортных услуг — перспектива не радующая никого. Тут уместно напомнить пословицу: «Под лежачий камень вода не течет». Активность, поиск новых форм работы — гарантия успеха.


Наверное, этот вывод касается многих транспортных предприятий отрасли, в том числе и добринцев.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 19 октября 2018 г.

Погода в Липецке День: +10 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Курс на долголетие

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Здоровье

На крутом вираже истории

Владимир Петров
// 65 лет Липецкой области

На языке Шиллера и Гете

Михаил Зарников
// Культура
Даты
Популярные темы 

За всё время подрались лишь дважды

Евгения Ионова // Культура

Жёлтая собака – друг человека

Евгения Ионова // Общество

Плоды «Золотой осени»

Дарья Шпакова, фото автора // Сельское хозяйство



  Вверх