lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
18 февраля 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Две женщины – две стихии

18.02.2013 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Культура
Светлана Немонтова. «Ева обманутая»Сергей Бобровский на фоне своих портретовГрафика Татьяны Бербаш, навеянная лирикой Михаила Лермонтова

Февральская череда выставок, которые одна за другой открывались в течение последних пары недель в Липецке, познакомила поклонников изобразительного искусства с двумя интереснейшими женщинами – живописцем Светланой Немонтовой и графиком Татьяной Бербаш.


Две женщины – две стихии, они такие разные. Одна попала в художественную среду уже в сознательном возрасте. Не имея никаких профессиональных навыков, она сумела добиться признания и представила поистине роскошную «персоналку». Другая же посвятила творчеству жизнь, раз и навсегда выбрав профессию преподавателя изобразительного искусства. И всё же есть нечто, что стремит все художественные порывы двух почтенных дам. Это любовь. И по три сына на каждую.


Светлана Немонтова: «У Бога – божественный порядок во всём»


Мужчина и женщина – половинки одного целого, – эта идея вдохновила живописца Светлану Немонтову на создание целой серии удивительных по колориту и форме работ, которые объединены под названием «Ребро Адама и…» и красуются ныне в Центре изобразительных искусств. На картинах – люди, причудливые животные, деревья, цветы… Жанр, в котором работает Светлана, специалисты называют на­ивным искусством. Однако эмоции, порождаемые в процессе пристального просмотра экспозиции, отнюдь не на­ивного свойства. Напротив, впечатление, несмотря на нарочитую незамысловатость формы, возникает какого-то необъяснимого глобального характера. Будто автор рассказывает о чём-то очень значительном, всеобъемлющем. Так оно, наверное, и есть на самом деле. Оттого вдвойне интересно узнать, что же именно вдохновляет художницу на творчество и действительно ли так уж наивны её полотна, кажущиеся на первый взгляд просто яркими цветовыми пятнами.


– Получилась именно такая выставка, какую я мечтала сделать уже целых два года, – не скрывает радости Светлана Немонтова. – Вообще живописью занимаюсь уже семнадцатый год. Причём природу внезапно вспыхнувшего желания взяться за кисть объяснить не могу. Жила своей жизнью, воспитывала детей, занималась семьёй. Возможно, повлияло моё театральное образование и давнее увлечение фотографией. Я и выставок достаточно успела сделать. С другой стороны, каких только увлечений у меня не было, где я только не работала! Закончила лесотехнический институт, грезила о должности в заповеднике, но не вышло – трудилась научным сотрудником, потом работала в области экологии… Даже кочегаром была на северной буровой. Когда вышла замуж, то прыжки по карьерной лестнице прекратились: я стала мамой. Аккурат после этого мы переехали из Тюменской области в 1992 году – моему старшему из трёх сыновей тогда как раз исполнился год. Изобразительным искусством я увлеклась именно здесь, в Липецке. В 1996 году ни с того ни с сего стала писать. Наверное, это могло случиться в любом другом городе, но кто-то свыше решил, что именно тут моё начало. Хотя в этой истории сыграл свою роль один обаятельнейший местный художник – Никита Старик. Нам посчастливилось повстречаться, когда я повела своих малышей в художественную школу № 1 имени Сорокина. Как и все остальные мамы, я должна была терпеливо сидеть в коридоре и ждать, пока дети отрисуют положенное. Но мне – человеку деятельному – быстро наскучила бессмысленная трата времени. Зашла как-то раз в класс: «Я тоже хочу что-нибудь сделать!». «Садись», – был ответ. Но как рисовать, я же не знала. Никита посоветовал делать так, как хочется. И мало-помалу рядом с детишками освоила азы изобразительной техники, потом попросила научить писать маслом. И вот спустя некоторое время, буквально месяц-другой, моя выставка, собранная Никитой Стариком, уже висит в холле «художки». Старик стал моим художественным крёстным отцом. Попадись на пути другой человек, не такой лёгкий и позитивный, дело могло бы не пойти. В живописи в качестве точек опоры я пытаюсь отыскивать тех, кто выражает себя языком изобразительного искусства так, как мне нравится. Нескольких нашла – дальше не суюсь, не люблю поглощать много чужого творчества. Человеку трудно впитать и прочитать всё. Более того, убеждена: избыточные академические познания способны повредить. Ведь когда человек приходит к мольберту в зрелом возрасте без опыта, то начинает писать, будто заново родившись. Как в пещерах рисовали древние люди свои наскальные шедевры – ведь до них ничего подобного никто не делал, правда? Всё – от природы. Колорит, чувство цвета – всё это мне снится, я это чувствую, этим живу. Иногда даже устаю от цвета! Но белый загрунтованный холст всё равно манит, просит себя изрисовать!


– Художник – это не только результат. Художник – это жизнь. Значит, ты живёшь как художник, – деликатно замечает на это театральный актёр и режиссёр Николай Чебыкин, давний поклонник живописи Немонтовой. Светлана неравнодушна к сцене – и не скрывает этого. История знакомства худрука нашего академического театра Сергея Бобровского и художницы вообще могла бы стать темой отдельной статьи. Но – в другой раз. Упомянем лишь, что на выставке были замечены целых два портрета Бобровского, да и он сам не преминул посетить открытие, адресовав массу тёплых слов виновнице торжества.


– Оба портрета получились похожими, они являют моё первое впечатление о человеке, – объясняет автор. – Можно считать личным экспериментом по переносу впечатления на язык живописи.


– Достоевский говорил: любить человека – значит, видеть в нём образ Божий, – продолжает рассуждать Светлана. – Я пытаюсь разглядеть прекрасную сущность людей. Каждый человек неповторим так же, как и его набор генов. Со всеми своими дарованиями, талантами и слабостями. Как дорог каждый человек Богу, так должны и мы быть дороги друг другу. У Бога – божественный порядок во всём: если рождается девочка, то обязательно в этом поколении специально для неё появляется мальчик. И наша задача – его найти, чтобы быть счастливыми. Любовь, семья, потомство, которое будет после тебя, – во всём этом тысячелетняя мудрость. И это, вероятнее всего, я и пытаюсь выразить с помощью кистей и красок.


Татьяна Бербаш: «Любое творчество – это любовь»


В отличие от Светланы Немонтовой, Татьяна Бербаш – художник с профильным образованием. Более того, она помогает другим получить это самое образование на кафедре изобразительных искусств художественно-графического факультета Липецкого государственного педагогического университета. Татьяна Ивановна – член Союза художников России, в 2004 и 2010 годах была победителем конкурса «Художник-педагог», защитила в 2005 году кандидатскую диссертацию. Её ученики продолжают учиться и получают высшее художественное образование в Санкт-Петербурге, Москве, побеждают в различных конкурсах. Про Бербаш говорят: она – учитель по призванию. Тем не менее Татьяна Ивановна с иронией относится к таким серьёзным словам.


– Я бы с удовольствием уединилась, творила бы наедине сама с собой, ведь я люблю одиночество. Но не получается: жить-то на что-то надо, деньги зарабатывать, сыновей поднимать, – смеётся автор экспозиции «По лермонтовским местам», открывшейся в Областном выставочном зале.


Преобладающая часть работ была создана довольно быстро, когда Татьяна Ивановна смогла выбраться летом на непродолжительный отдых. Цикл графических произведений отправляет зрителя на экскурсию по памятным уголкам, связанным с именем великого классика русской литературы: Пятигорск, где служил и погиб поэт; Тарханы, где он рос в имении бабушки; родовое поместье Лермонтовых Кропотово.


– Вся выставка сделана буквально только что. В августе мне посчастливилось побывать в Пятигорске, а это Лермонтов – мой любимый Михаил Юрьевич, который в моём сердце навсегда. Быть в Пятигорске, где именем поэта буквально пронизан каждый уголок, и не воспользоваться таким шансом я просто не могла. С утра и до ночи выискивала живописные уголки и пыталась все их зарисовать. Вторая поездка – в Северную Осетию. Те места с Лермонтовым как таковые не связаны. Однако же Кавказ, горы! «Над вершинами Кавказа…» – помните? Казбек виден и из Осетии, лермонтовский Демон мог летать и там. Аулы, водопады, ущелья – колорит, который просто поёт поэзией классика. Хотелось максимально воплотить эти образы.


На выставке Татьяны Ивановны сразу обращают на себя внимание прелестно-красивые и изысканные иллюстрации к восточной сказке «Ашик-Кериб». Профессия художника-иллюстратора считается обособленной отраслью изобразительного искусства. Одно дело – заниматься графикой, и совершенно другое – оформлять книги. Глядя на иллюстрации Бербаш (лучшее, что было в экспозиции, на наш взгляд), начинаешь прямо любоваться: складывается ощущение, что Татьяна Ивановна только и занималась всю жизнь иллюстрированием.


– Эта серия работ – совсем свежая, они датируются 2013 годом, – поясняет художник. – Я нарисовала всё это буквально за неделю. Причём – просто по велению души, не на заказ для какого-либо издательства. Была в Осетии и вдохновилась всеми этими железными шапками, халатами, кувшинами… Саму сказку эту я читала давным-давно. И когда цикл иллюстраций был уже готов, выяснилось, что сказка-то азербайджанская! Понимаете? То есть наряжать героев надо было совсем в другие платья! Мотивы совсем другие получились – вариации на тему Востока.


Продолжаем беседу. Татьяна Ивановна с увлечением делится своими познаниями в лермонтовской теме.


– 2014 год, когда будет отмечаться 200-летие Михаила Юрьевича, уже на носу, и мой священный долг – хорошенько подготовиться к знаменательной дате, – утверждает Бербаш. – Между прочим, в нашей области в Становом лермонтовские праздники проходят каждый год, а кто о них знает? Стыдно признаться: я работаю в школе № 41, носящей имя поэта, веду там кружок. Иногда на вопрос о том, почему так названо учебное заведение, знаете что отвечают? «Лермонтов здесь учился». Вот так. И смешно, и жутко. Мы мало читаем, всё больше утрачиваем связь с исконными традициями и культурой. Притом после Пятигорска я открыла «Героя нашего времени» и была буквально ошеломлена! Описаны ведь современные реалии, современным языком! Как можно об этом забывать! У меня три сына, и они уже перешагнули возраст, в котором ушёл Лермонтов. Лермонтов – будто мой сын, мальчик, какими для меня навсегда будут мои собственные дети.


– Любое творчество – это любовь, – продолжает мысль Татьяна Бербаш. – Меня только она и вдохновляет. Художники, композиторы, литераторы – мы все сотканы примерно из одних ниточек, немного отличающихся по составу от обычных человеческих. Вот представьте. Садится композитор, допустим, писать оперу. О чём он пишет? Да только о себе! О своих переживаниях, о своей боли, о чувствах, переполняющих его. А какие чувства переполняют его? Мы можем злиться, мы можем гордиться, но только любовь делает нас богаче.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 16 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Глоток свежего воздуха

Максим Ионов
// Общество

Выбирая жизненный путь


// Образование

Ключи от новой жизни

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

На родной земле

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Власть
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Шторы мастера боятся

Юлия СКОПИЧ // Общество

Конь на F3

Олеся ТИМОХИНА   // Общество

Вот так «Попала»!

 Сергей БАННЫХ // Культура

Кадровые проблемы областного футбола

Геннадий Мальцев // Спорт



  Вверх