lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
28 января 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

История творческой солидарности в скульптурном портрете (фото)

28.01.2013 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Культура
Фото Анатолия Евстропова

25 января в Липецком областном художественном музее открылась выставка скульптуры народного художника России, академика Российской академии художеств Юрия Дмитриевича Гришко «Мои друзья – моя биография».


ФОТО


Скульптор Юрий Дмитриевич Гришко говорит о своей судьбе через свои работы, в которых он изобразил своих друзей, моделей, любимых писателей, артистов и художников… «Гришко – единственный академик, работающий за пределами Садового кольца», – так отзываются о нём коллеги из Российской академии художеств. И это не преувеличение. В провинции нет ни единого скульптора-академика, все нашли своё призвание в столицах. Однако уроженец земли саратовской, ныне народный художник, осенённый регалиями и авторитетом, никогда в большие города не стремился, хоть и без конца звали. Вся творческая биография Юрия Дмитриевича связана с Липецкой областью, и биография эта неплохо известна не только поклонникам художественного искусства, но и многим поколениям липчан, чтобы в сотый раз её пересказывать. В конце концов, каждый – и стар и млад – уж точно хоть раз видел скульптуры Гришко, украшающие разные места областного центра и других городов региона.


– Хочу, чтобы моё наследие досталось липчанам, – признаётся мастер, сидя у окна внушительных размеров студии с высокими потолками, где он ваяет свои произведения вот уже тридцать с лишним лет. Всё, что накопилось под этой крышей – более двухсот пятидесяти работ, – Гришко торжественно передал вместе с помещением в распоряжение областной картинной галереи. Новый официальный статус – отдел современной скульптуры Областной картинной галереи – мастерская Юрия Дмитриевича приобрела прошлой весной. С инициативой выступил сам Гришко. 25 января в этих стенах самый титулованный скульптор области представил первую выставку из целого цикла, который он задумал показать в ближайшее время.


– Я решил посвятить первую из экспозиций деятелям различных творческих цехов, моим коллегам и друзьям, с которыми свела меня милостивая судьба. Всего тридцать четыре скульптурных портрета, – рассказывает главный виновник торжества.


Открывает выставку автопортрет с персонажами – Юрий Гришко, металлург и... немного в стороне – женщина-модель.


– Художник-реалист не способен существовать без модели, как музыкант – без инструмента, – утверждает Гришко.


Металлурги – первые модели


Когда мы накануне открытия выставки пришли в гости в творческую обитель скульптора, он как раз ваял новое произведение – троицу крепких коренастых сталелитейщиков.


– При советской системе теме рабочего человека и социалистического труда, а именно – металлургии, я отдал минимум три десятка лет, – вспоминает Юрий Дмитриевич Гришко. – И ничуть не жалею, не вижу ничего предосудительного для себя. Естественно, в городе металлургов было бы странно не прикоснуться к этому мотиву в творчестве. К тому же живописцы, графики и скульпторы являлись частью идеологического отдела вместе с литераторами, журналистами. «Ну-ка валяй к горну!», – вот я и валял. Тема, пусть и казённая, но войти в неё мы смогли, и вошли честно. Художники с большим уважением относились к своим моделям – в шихте, в поту, в полуобгоревших робах. На мой взгляд, эти люди совершали настоящий подвиг. Они – не доменщики, они – атланты! На них держится мир. Можно ли представить развитие современной жизни без металлопроката? Ни жилищного строительства, ни военного, ни пароходов, ни самолётов, ни автомобилей… Первый раз я в доменный цех даже заходить испугался. Там же условия просто страшные, и как люди выживают вообще – непонятно? Помню, поесть им приносил, чтобы на обед не уходили, и мы не теряли времени. А вот выпить – ни-ни. Иначе – смерть! Зато у меня в мастерской – всё было можно. Причём когда мои сталевары появлялись на пороге, я их часто не узнавал: перед тобой огромный человек, чисто выбритый, в костюме и галстуке. В доменном цеху ведь они выглядели совсем по-другому… До чего сильны и здоровы были! Литр хряпнет – и ни в одном глазу. Ну порозовеют щёки. Предложишь больше – откажется. Сегодня, дескать, праздник – можно, но я свою норму знаю: килограмм и хватит. У меня здесь целый гардероб был спецовок и всевозможной амуниции металлурга. Нарядишь, усадишь на стул, – позируют, общаемся…


– Раньше какая идея была – замечательная, я считаю, – продолжает размышлять Гришко. – Раз в три года со всей страны, а точнее – со всех художественных зон, на которые была поделена территория (одиннадцать зон плюс Москва и Ленинград), отбирались лучшие работы во всех жанрах, и в столице организовывали гигантскую выставку «Советская Россия». Установка правительства была такова: пусть художники создадут за три года портрет государства. Ивановские ткачихи, липецкие металлурги, саратовские хлеборобы, камчатские рыбаки, уральские машиностроители – вот он, образ великой страны. Колоссальная идея содержалась в этой теме, разве не так?! Да, госзаказ, но мы все в ту эпоху служили партии и вождю. Отдавая дань времени, я решил сделать реплику тех тридцати лет, чтобы сохранить героический образ рабочего человека для потомков.


Моя «проба пера» в металлургической теме называлась «Проба чугуна». Она создавалась непосредственно в доменном цехе на Новолипецком комбинате – эскиз с натуры. Композиция изображала сидящего доменщика, который заливал в формочку шлак для пробы в лаборатории. Впервые двухметровое изваяние было представлено публике на крупнейшей всесоюзной молодёжной выставке в Москве в музее Пушкина. Мне тогда было двадцать шесть лет – совсем ещё юный, начинающий скульптор. Работа получила премию ЦК комсомола и Союза художников СССР. Более того, её заметил молодой московский архитектор Гаспарян, по проекту которого в столице возвели один крупный кинотеатр. Точно такое же сооружение должны были строить в ещё одном металлургическом анклаве – городе Магнитогорске. И перед зданием решили поставить мою «Пробу чугуна». Процесс, что называется, закрутился. Бронза была при Хрущёве запрещена как стратегический материал, но Гаспаряну по линии Союза архитекторов удалось пробить необходимое количество, как и мастерскую для меня в Москве на время изготовления заказа. Всё было готово, чтобы начать. Но я отказался от такой чести. Почему? Да потому что в творческом смысле это была первая серьёзная работа. Казалось, что я попросту не осилю семиметровую сложнейшую по построению махину. Разумеется, такой поворот событий вызвал у всех недоумение, ведь далеко не каждому выпадал шанс. Мою наставницу, блестящего скульптора Ирину Фёдоровну Блюмель, преподававшую на кафедре скульптуры Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское), моё решение обескуражило. «Ты хотя бы понимаешь, от чего отказываешься?!», – восклицала Ирина Фёдоровна. – «Через полгода комнату в Москве получишь, мастерскую». Но взять на себя большую ответственность всё же не решился, хотя и понимал, что вместе с Блюмель, под её руководством мы бы справились. Просто не чувствовал себя готовым, да и сейчас не чувствую. Даже такой пример приведу. У меня есть цикл работ, посвящённый историческим личностям. Там Пушкин, Толстой, Чехов, Бунин… Я отважился взяться за исторический портрет только двадцать лет назад, а мне сейчас, между прочим, семьдесят семь. Понимаете? Профессионально надо быть готовым. А тогда? Мальчишка! Как я мог быть профессионально готовым?


Ткачёвы: «Всё отдать России – вот в чём мечта»


– Основу всей экспозиции составляют несколько фигур, – объясняет скульп­тор. – К прошедшему в 2007 году 250-летию Российской Академии художеств задумал цикл из пяти работ «Мастера РАХ». Мой личный пантеон заняли Сергей Петрович и Алексей Петрович Ткачёвы, скульптор Юрий Львович Чернов – ближайший друг с 1961 года, недавно ушедший из жизни, Виктор Семёнович Сорокин и член Президиума РАХ Альбина Сергеевна Акритас, и президенты РАХ – Иван Иванович Шувалов и Зураб Константинович Церетели. Наиболее значимые из представленного цикла для меня – выдающиеся художники-живописцы братья Ткачёвы. Мои товарищи-академики. В композиции Сергей Петрович и Алексей Петрович – какими я их помню, с какими познакомился и общался – моложе и крепче, чем ныне. Лет тридцать назад. Они сами попросили: Юра, ну не делай ты из нас стариков! Ткачёвы по­очерёдно курировали нашу художественную зону в течение пары десятилетий – тогда я их и узнал.


У Сергея Петровича и Алексея Петровича на двоих десяток тысяч работ. Они известны и в Европе, и в Америке, и в Китае. Американцы построили для Ткачёвых музей в три тысячи квадратных метров – одна семья, которая их буквально обожает. Каждый год на собственном самолёте эти люди прилетают в Россию на персональные выставки любимых авторов. И каждый раз братья дарят американцам по этюду. Итого накопилось уже восемнадцать штук. «Продайте нам картины, много картин, сотни картин, называйте любую цену, – молят иностранцы, – сто тысяч долларов одна работа – купим пятьсот сразу». И неизменно получают отказ. Покупатели недоумевают – почему? Ведь есть же целый павильон, а заполнить нечем, всего восемнадцать этюдов, только и всего. Ну хоть бы сотню полотен! Нет, и точка. Знаете, как Ткачёвы мотивируют отказ? «Будет у нас кубометр «зелёных», и что? Нам умирать скоро, что вы нам вместо земли купюры в могилу засыплете? Зачем нам это? Нам надо, чтобы Россия построила нам выставочный зал для наших работ и мы всё отдадим туда для наших людей, нашего народа. Наша мечта в том, чтобы на первой выставке в новом зале к холсту подошла бы мать с ребёнком, и он бы захотел тоже стать художником. Всё отдать России – вот в чём мечта».


Церетели – гигант мирового масштаба


– Композиция с Зурабом Церетели, – задумчиво глядит на торжественное изваяние автор, а потом с восторгом восклицает, – здесь он у меня прямо император! Он всё время рисует, в его руках постоянно карандаш. Арка славы создана по мотивам его собственных произведений, живописных и графических картин. Всё это переплетено гирляндой цветов. Ведь цветы – основа живописной темы Зураба Константиновича. Венчает арку знаменитое церетелиевское яблочко, которое, на самом деле, составляет чуть ли не пять метров по высоте. Внутрь этого фрукта можно зайти, там устроено особое освещение, вращающееся кресло. По стенкам – уходящие спиралью вверх мотивы эротических рельефов из истории и эпоса Древней Индии. Народ сходил с ума, наплыв был непередаваемый. Церетели сам пришёл в ужас – что делать с таким ажиотажем? Помощник подсказывает ему: поставить рядом кассу и продавать билеты на право входа и фотографирования по 10 000$. Зурабу, понятное дело, такие суммы погоды бы не сделали, но каково же было его удивление, когда очереди… увеличились! В общем, в итоге пускать туда стали только ВИП-персон, президентов стран, личных гостей главы РАХ. Яблоко находится во дворе его мастерской, перекрытое стеклом, доступ туда сейчас закрыт. В мире, кстати, больше нет такой мастерской, как у Церетели, – это надо видеть. Анфилада из тридцати мастерских, множество музеев… Он, конечно, гигант мирового масштаба. Крупные европейские и американские искусствоведы сегодня говорят так: после того, как не стало Шагала, Матисса, Пикассо, Дали, в пространстве современного модерна, не порвавшего с предметом, безусловно, в авангарде остаётся один Церетели.


Юркин – знаменитый сын липецкого края


– Одна из новых и значительных моих работ, посвящённая нашему выдающемуся земляку Валентину Фёдоровичу Юркину, – подходим мы с Юрием Дмитриевичем к одной из замыкающих экспозицию работ. – Помню его с тех пор, как мы, зелёные молодые скульпторы, работали в подвале на улице Адмирала Макарова, а Валентин Фёдорович захаживал к нам в гости. Мой старинный друг и товарищ, генеральный директор издательства «Молодая гвардия». Величина, его предшественником был министр культуры, филиалы издательства есть в Европе, а суммарные тиражи измеряются миллиардами экземпляров. Обратите внимание на композицию. Её, признаюсь, ещё никто не видел, вы первые. Я изображаю своего героя со стендами книг серии ЖЗЛ за спиной. Одновременно это и его крылья. Такой своеобразный треугольник получается. Вы знаете, что знаменитая «Жизнь замечательных людей» начала издаваться ещё до войны – чуть ли ни при царе, и суммарный тираж серии насчитывает два миллиарда экземпляров?


Валентин Фёдорович Юркин чудом в лихие 90-е спас «Молодую гвардию» от разграбления, когда издательство чуть не лишилось обширных площадей недвижимости в самом центре Москвы. Со стороны тогдашних озверелых бандитов Юркину пришлось выдержать невероятной силы прессинг, но он выстоял. Помогли Селезнёв, Степашин, Зюганов, и, в конце концов, точку во всей этой некрасивой истории поставил Президент Путин. Об этом Валентин Фёдорович в красках рассказывает в своих собственных книгах воспоминаний.


И я, и мои дети часто бывали в гостях у Юркина, тёплых отношений не теряем, хоть и не виделись уже давно. Зато он сам должен вскоре посетить наш город. Это удивительно тёплый, нравственный человек, обладающий притом железным характером. Невероятно хорошо образованный. Начинал этот путь в нашем пединституте, а закончил впоследствии аспирантуру в Германии. Причём так: его спросили тридцать лет назад, хочет ли он возглавить предприятие? Раз хочешь, собирайся в ГДР, в Берлин, и защищайся, что и было сделано. После чего Валентина Фёдоровича действительно сразу поставили руководить «Гвардией». Ему сейчас за семьдесят, и никак его не хочет отпускать коллектив, с которым директор прошёл огонь, воду и медные трубы. Вдумайтесь, тысячи людей! Именно они в полуголодную перестроечную эпоху поддержали Юркина и не дали развалиться крупнейшему флагману книгопечатания в стране, работая подчас почти бесплатно. Они выжили вместе. Чуть ли не крупнейшая фигура в издательской среде, авторитет в Европе, гуманитарий и сподвижник русской культуры – наш земляк, липчанин, гордость нашей земли, мой друг.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 15 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: +4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зимой зоопарк спит? А вот и нет!

Ольга Геннадьевна КРИВОШЕЕВА, заведующая просветительским отделом Липецкого зоопарка.
// Общество

Чиполлино с волшебной палочкой

Алёна КАШУРА
// Культура

Однажды В Сан-Марино

Алёна КАШУРА
// Общество

Узнать. Исследовать. Рассказать

Алёна КАШУРА
// Общество
Даты
Популярные темы 



  Вверх