lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
28 января 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Экономика 

Идём на Восток (фотогалерея)

28.01.2013 "ЛГ:итоги недели". Юрий Бакланов
// Экономика

Первый регион – Северный Кавказ, сюда уже начали приходить солидные инвестиции из Франции на развитие туристического кластера. Второй – Дальний Восток, «край далёкий, но нашенский», ещё по определению Владимира Ленина. Сюда, на Восток, сказал Президент РФ Владимир Путин, и должно начаться экономическое продвижение как для развития самого региона, так и для укрепления связей со странами АТР, среди которых Россия по своему географическому положению и наличию природных богатств должна иметь более сильное геополитическое влияние.


ФОТОГАЛЕРЕЯ


Россия – сырьевой придаток Китая. Пока


После саммита АТЭС во Владивостоке в ряде СМИ, даже региональных, прозвучали очень оптимистические выводы об эффективности прошедшего форума, который, по мнению одного столичного журналиста, окупится аж в сто раз. Надо очень плохо знать историю с географией, а тем более математику, чтобы быть таким оптимистом. Впрочем, если он имел в виду не Россию, а Китай, то это, может быть, и возможно, поскольку великий сосед всегда добивается значительной выгоды или существенных преференций в международных делах, связанных как с экономикой, так и геополитикой.


Абсолютно противоположное заключение прозвучало из уст корреспондента из Хабаровска во время большой пресс-конференции президента РФ Владимира Путина. По мнению журналиста, если ничего не делать, то лет через пять этот край можно и потерять. Думаю, что между этими двумя крайностями, явными преувеличениями в оценках, высказанными в силу присущей журналистам эмоциональности, где-то посередине и лежит истина. И эту истину определит только история.


Эксперты уже дали приблизительную оценку итогам саммита. Она не очень радужная. Наш президент с открытой душой призвал своих коллег из АТР к более тесному экономическому сотрудничеству. Он подчеркнул выгодность совместного освоения дальневосточных земель, налаживания самых кратчайших контейнерных перевозок из Азии в Европу по Транссибу и БАМу, Северному морскому пути и, естественно, совместных энергетических проектов, которые, в том числе по поставкам сжиженного газа в Японию, Южную Корею, а также нефти в эти страны, Китай, США, достаточно успешно развиваются. Как известно, уже после саммита неф­тяная труба дошла до порта Козьмино. Но на саммите из крупных инвестиционных соглашений заключены были только два: об увеличении поставок СПГ в Японию и с американцами – о строительстве перегрузочного комплекса в бухте Троицы у Посьета. Один из учёных написал, что «и россияне, и японцы, и китайцы равно хотят формировать справедливые правила мировой торговли, способствовать выработке норм, позволяющих странам уверенно поддерживать отдельные отрасли». Наверное, надо бы повременить утверждать то, что стремление всех партнёров ко всеобщей экономической справедливости равнозначно и адекватно. Слишком много примеров из близкой нам истории взаимоотношений разных стран, действующих точно по русской поговорке: «Своя рубашка ближе к телу». Уж сколько предъявлялось обвинений Китаю в огромном количестве контрафакта, здесь подделываются даже бренды крупнейших мировых компаний, «заимствований» в производстве автомобилей, поставке в Россию грузовиков с фальшивыми документами, в которых написано, что они соответствуют стандартам ЕВРО-4, а фактически, как утверждают на «КАМАЗе», лишь ЕВРО-2. И подставляют подножку отечественному автомобилестроению, как отметил в интервью одной из ведущих российских газет генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин. А ещё к Новому году соседи завезли через границу значительное количество некачественного спирта.


В борьбе за лидерство все средства хороши. Страна уверенно идёт вперёд к основной цели – стать главной мировой державой, и ни разу за 30 лет не снизила ВВП, даже в годы «культурной революции» и «больших скачков». Нам приходилось неоднократно идти на уступки набирающему мощь соседу. Сначала китайцы вернули себе остров Даманский, потом разгорелся спор в Приморье вокруг куска земли в устье реки Туманной (Туманган), затем были переданы несколько островов на Амуре и Уссури, лежащих за фарватером, в том числе половина самого крупного Большого Уссурийского острова (Хэйсяцзы Дао – «чёрный медведь») напротив Хабаровска, и расположенный рядом Тарабаров остров. Мне неоднократно приходилось бывать в тех краях у животноводов совхоза «Краснореченский», которые на всё лето перегоняли сюда по понтонному мосту большое стадо Корсаковского отделения, у картофелеводов совхоза «Заря», который и создавали-то, реагируя на критику китайцев, что русские сами эту землю не осваивают и им не дают, как объяснял мне первый директор нового хозяйства Валерий Селихов. На острове стояли и казармы мотострелков, пока с китайцами не было достигнуто соглашение об отводе войск от границы, где остались одни пограничники. Демаркационная линия на острове прошла прямо через часовню святого Виктора – покровителя русских воинов. И только здесь китайцы пошли нам на уступку, отдав несколько квадратных метров территории вместе с часовней. Сейчас на острове в посёлке Чумка продолжают жить хабаровчане и одновременно идёт обустройство уже китайской территории.


Но речь-то не о взаимных выгодах сотрудничества стран АТР. Если отбросить почти половину затрат на саммит, которые пришлись на крайне необходимый инфраструктурный проект – газопровод Сахалин – Хабаровск–Владивосток, то почти 400 миллиардов рублей, умноженные на сто, должны принести почти 40 триллионов рублей дохода. «Сумасшедшие деньги», как говорил в своё время Аркадий Райкин. Думают ли некоторые наши коллеги, о чём пишут, или они не в ладах с простейшей математикой?


Для получения таких доходов надо преж­де разработать бизнес-проекты создания добывающих (на законсервированных до поры месторождениях) и перерабатывающих предприятий, инфраструктуры, энергетических мощностей, рациональной логистики, провести детальные исследования рынка АТР и создать условия для нового привлечения людей в эти далёкие края.


Как-то незаметно они превратились в сырьевой придаток великого соседа. Если ВВП СССР в 1988 году в 3 раза превышал китайский, то сейчас Россия производит всего 22 процента продукции от уровня Китая. Здесь выпускаются 48 процентов компьютеров, 58 процентов мобильных телефонов, больше половины всех детских игрушек, 23 процента автомобилей, потребляют 12 процентов нефти, 41 процент алюминия, 44 процента стали и 46 процентов угля в мире. Военно-морской флот Китая стал вторым по ударной мощи после США. И этой стране нужно всё больше ресурсов. Не случайно мы поставляем сюда 78 процентов сырьевых товаров в виде нефти, угля, леса, чёрных и цветных металлов, больше, чем в страны ЕС в процентном отношении, а ввозим продукцию с высокой добавленной стоимостью. Практически уже стали сырьевым придатком Поднебесной.


Отступать некуда, позади – тайга


Очень хорошо, что руководители страны серьёзно озаботились положением дел на Дальнем Востоке. Я бы сказал: готовятся плацдармы для нового наступления. Активное продвижение на Восток было в истории России многократно. Начиная с первопроходцев Дежнёва, Пояркова, Хабарова и других, а также забайкальских казаков, за которыми царское правительство (что было гениальным решением) закрепило земли по Амуру и Уссури. В результате они осели в этих краях, занимались хлебопашеством и животноводством, рыболовством и надёжно охраняли границу. Я был в своё время составителем и соавтором книг об освоении Дальнего Востока. Эту длинную эпопею хорошо изобразил в своём романе «Амур-батюшка» Николай Задорнов, отец нынешнего юмориста. О новых переселенцах, освоении земель в междуречье Амура и Тунгуски лучше всего написал в своё время Геннадий Фиш в книге «Евреи в тайге». После переселения безработных мастеровых евреев с Украины началось развитие Биробиджана и строительство ряда новых сёл. О том, как проводилось переселение крестьян в послевоенное время, я ещё расскажу.


Напомню только, что Дальний Восток к моменту августовских событий в 1991 году был довольно развитым краем с передовой промышленностью и сельским хозяйством. Только в бассейне Амура действовали 7 судостроительных заводов, причём завод в Комсомольске-на-Амуре был одним из крупнейших в стране. Так же как и находящийся здесь авиационный завод, из цехов которого и сейчас выходят современные самолёты СУ-35, в том числе и для нашего Липецкого авиацентра. А ещё вертолётный завод «Звезда» в Арсеньеве, где собирают знаменитые «Чёрные акулы», два металлургических завода, два неф­теперерабатывающих, другие машиностроительные, горнодобывающие, лесопромышленные и перерабатывающие предприятия. И разрабатывались дальнейшие государственные программы развития производительных сил Дальнего Востока и Забайкалья, а также зоны БАМа. Над ними работали в 80-х годах учёные целого ряда институтов под руководством академика Абела Гезевича Аганбегяна. Местные руководители не соглашались с ним по поводу понятия «зона БАМа», которую они предлагали расширить до китайской и монгольской границ. Без развития территорий глупо было бы говорить об освоении зоны с полосой вдоль железной дороги.


ЦК КПСС и Совет Министров СССР тогда прислушивались не только к мнению учёных и местных обкомов-крайкомов. Чтобы принять объективное решение по строительству важных объектов или развития отрасли, здесь апробировали разные мнения, в том числе и журналистов, роль которых в обществе, даже в местной прессе, не была сведена к ретрансляции чужого мнения. С нами советовались и первые секретари, и секретари ЦК. Поэтому перед принятием ответственных решений по развитию зоны БАМа и производительных сил Дальнего Востока собирались бригады журналистов нескольких центральных газет, чтобы представить на газетных полосах различные мнения по поводу перспективных планов.


Обидно читать одного из авторов, что БАМ, как перед войной, так и после, строили зэки. Да, перед войной было такое, но строителями были и вольнонаёмные рабочие, я встречался с ними и их родственниками в этих краях. Мой рано ушедший из жизни коллега, корреспондент «Советской России» и «Известий» Валентин Разбойников, специально исследовал этот вопрос в разгар строительства, обнародовав такие цифры: на Центральном участке БАМа 78 процентов рядовых строителей имели высшее образование. Думаю, что немногим отличались эти показатели и по Западному участку, а Восточный участок, кроме станций, строили железнодорожные вой­ска.


По вопросу зоны БАМа мы поддержали тогда местные власти. И эта программа вошла составной частью в более крупный проект по развитию всего Дальнего Востока.


Так что и нынешние планы во многом были сняты, как говорится, «скалькированы» с предыдущих программ.


Идею кратчайшего пути по перевозке контейнеров из Азии в Европу и обратно по Транссибу и БАМу высказывал тогда директор Института экономических исследований АН СССР В. П. Чичканов (потом он работал заместителем председателя Совмина РФ). Валерий Петрович первым из советских экономистов на симпозиуме в Сингапуре заговорил о сотрудничестве между странами АТР и СССР. Он рассказывал, что в своё время Австралия тоже начинала путь к богатству с продажи полезных ископаемых, но, в отличие от России, уголь там проходил через обогатительные фабрики, руда – тоже, и цены росли. У нас из угольных разрезов уголь шёл прямо из-под экскаватора, порой с пустой породой, в порт Восточный, лес возили в Японию и Китай кругляком, в 2,5 раза дешевле обыкновенной обрезной доски и рейки. И до сих пор значительное количество пиломатериала со старых пилорам «Дальлеспрома», как свидетельствует критика в адрес экспортёров в полпредстве Президента по ДФО, отгружается по ценам в 1,9 раза ниже, чем при качественном распиле, сортировке на сортаменты.


Преимущества географического положения страны, в том числе и для стран-партнёров по АТР, о чём говорил Владимир Путин во Владивостоке, до сих пор недооценены, не используются. Когда по БАМу открывалось сквозное движение поездов, мы с Валерием Петровичем Чичкановым на недостроенном вокзале в Тынде часа три ждали прилёта высоких гостей из Москвы, выпили на двоих бутылку пива за радостное событие, и он объяснял особое значение второго выхода к Тихому океану для развития не только Дальнего Востока, но и всей страны, укрепления связей со странами АТР, поскольку уже доказано, что они развиваются быстрее других. В тот день Золотые Звёзды Героев Соцтруда получили 17 человек. Как известно, рельсы укладывали с помощью путе­укладчиков две бригады Александра Бондаря и Ивана Варшавского, двигавшиеся навстречу друг другу. Я спросил тогда Бондаря: дальше-то куда? Он с воодушевлением ответил, что дальше Тында–Беркакит–Томмот, а потом и на Якутск рельсы проложим. (Расскажу попутно, как Героев тогда обидели, о чём никто никогда не писал. После митинга и награждения партийные клерки забегали вокруг московских гостей и первых секретарей крайкомов и обкомов, приглашая их на банкет в единственное тогда приличное в Тынде кафе «Даурия». Собрались за столом, посмотрели и не досчитались тех, кто в 45-градусные морозы укладывал шпалы и рельсы, валил лес на просеках. Обнаружили мужиков в бараке, где они, по традиции обмакнув звёздочки в стаканах с водкой, уже приняли на грудь).


Последующий затем развал страны, и лихорадочная делёжка, и растаскивание по своим да нашим нажитого многими поколениями советских людей богатства далеко отодвинули сроки необходимых новостроек. Таких как Бурейской и Богучанской ГЭС, например. Когда-то я присутствовал при закладке первого кубометра бетона в плотину Бурейской ГЭС. Начальник строительства Алексей Михайлович Шохин, Герой Социалистического Труда, говорил, что затем настанет очередь Нижнебурейской ГЭС, использующей остаточный напор реки, а «лишнюю» электроэнергию станем перебрасывать в Китай, с которым из-за событий на Даманском не удалось построить совместную гидроэлектростанцию на Амуре – в Еврейской автономной области, в районе села Пашково, где реку сдавливают и сужают каменистые отроги Малого Хингана.


Энергию в Китай мы продаём давно, и стоит она там дешевле, чем для наших потребителей, но энергетических мощностей пока не хватает и для развития собственной экономики. Кстати, одного из Героев строительства БАМа я встретил года два назад на одной из презентаций в московском отеле «Marriot». Бывший начальник ГлавБАМстроя Ефим Басин позднее был министром строительства РФ, затем возглавил крупную инжиринговую компанию. Мы посетовали, что планы по развитию железных дорог и соответствующей инфраструктуры так и не были реализованы, но в том, что такое время придёт, бывший главный «бамовец» был уверен.


Развал экономики Дальнего Востока больно ударил по многим ведущим отраслям. Лет 20 назад бывший начальник Дальневосточного управления гражданской авиации Леонид Васильевич Нагорный, встретив меня в министерстве, попросил написать о подвиге командира экипажа ИЛ-62М Анатолия Будника, спасшего более 160 человек (рейс из Домодедово отправлялся на Южно-Сахалинск. При взлёте у лайнера загорелись два двигателя с одной стороны). С Анатолием мы когда-то играли в одной команде авиаторов в волейбол. Он запомнился своим хладнокровием и чувством юмора. Видимо, это и помогло ему мгновенно отреагировать на ситуацию, когда он принимал решение отключить доступ керосина в один работающий двигатель, а второй горел и работал те 6 минут, за которые командиру надо было повернуть лайнер на полосу, мгновенно сделать расчёт скорости на посадку самолёта с лишним весом в 60 тонн керосина, чего ещё не делал никто в мире, и посадить его, спасти людей. Полтора года назад они отмечали 20-летие своего второго рождения. Будник вошёл в число лучших пилотов мира, первым осваивал потом «Боинги» в командировке в США. Но в Хабаровске я его тогда не застал (экипаж наградили путёвкой в Адлер), зато поговорил с начальником Амурского речного пароходства и директором судостроительного завода. Судостроительные заводы тогда терпели настоящее бедствие, оставшись без плановых заказов и оборотных средств. При разделе союзного имущества Борис Ельцин почему-то половину рефрижераторного флота оставил Прибалтике, и дальневосточные рыбаки во время путины вынуждены были в океане переваливать улов на китайские и корейские суда, чтоб что-то заработать. Я упомянул об этой проблеме потому, что она не решена до сих пор. Я знаю, с каким огромным трудом в СССР создавался морской флот, так как редактировал книгу (её мы потом издали в Липецке) человека, который выполнил приказ Иосифа Сталина об увеличении дедвейта морских судов с 1 до 16 миллионов тонн. Развал постиг и другие отрасли промышленности Дальнего Востока и Забайкалья. И только за последнее десятилетие объём ВРП в этих регионах стал существенно расти.


А теперь Президент РФ Владимир Путин, участвуя в спуске на воду нового морского судна «Витус Беринг» в Выборге, предназначенного для газовиков Сахалина, заявил о намерении России развивать высокотехнологичное судостроение. Согласно государственной программе до 2030 года должно быть построено в 3 раза больше гражданских судов, чем имеется. Открытие в конце года модернизированного Кузнецовского тоннеля через перевал Сихотэ-Алинь на железной дороге Комсомольск–Сов­гавань подтверждает стремление руководителей государства к возрождению Дальнего Востока и его производительных сил.


Движение на Восток должно вселить надежду в развитие этих территорий не только в сердца дальневосточников, но и всех патриотически настроенных граждан России, понимающих значение этого долговременного тренда. Но и берёт опасение: не слишком ли медленно станут воплощаться перспективные планы в жизнь? Ведь даже к саммиту АТЭС строители из 67 объектов умудрились сдать только 23, как пишет весьма осведомлённая газета «Ведомости», а два недостроенных элитных отеля власти сейчас пытаются спихнуть частным фирмам. Но отступать-то дальше некуда. Позади – только оставшаяся ещё невырубленной и невыжженной тайга.


Пойдут быстрее по БАМу поезда


Министерство по делам Дальнего Востока и Байкальского края разработало два варианта федеральных целевых программ развития территорий до 2025 года: сначала стоимостью в 9 триллионов рублей, затем – в 5 триллионов, с которыми разработчики выходили в правительство. Столько стоит реализация 92 проектов, из которых 30 – энергетических стоимостью в 918 миллиардов рублей. 1,1 триллиона рублей предназначены на реконструкцию БАМа и Транссиба согласно генеральной схеме развития железных дорог. Ведь бамовские посёлки вдоль трассы, которые строили все бывшие союзные республики, стали угасать. Но, по расчётам экспертов, БАМ не только станет жить, но и работать в усиленном, ускоренном режиме, беря на себя всё большее количество грузов, которые пойдут в порт Ванино и обратно. Порт Восточный в Находке уже не может справиться с перевалкой угля, нефтепродуктов, металла, леса и другой сырьевой продукции из России, а порты Владивосток и Посьет маломощны и не имеют соответствующих терминалов. А речь идёт ещё и об экспорте примерно 5 миллионов тонн сибирского зерна из местных портов.


Тендер на приобретение более половины основных фондов и акций порта Ванино недавно в споре с Новолипецким металлургическим комбинатом выиграла компания «Мечел», которой надо переваливать в страны АТР 4 миллиона тонн угля. СУЭКу надо перевозить ещё больший объём этой продукции. Пропускную способность БАМа в 2013 году уже с 6 до 19 миллионов тонн увеличит реконструированный Кузнецовский тоннель. Но, по расчётам экспертов, перевозки по БАМу надо будет в перспективе увеличить аж до 100 миллионов тонн к 2030 году. Значит, дорога крайне важна для развития экономических связей с зарубежными странами, если эти связи будут стремительно развиваться, а дороги и другие инфраструктурные проекты быстро реализовываться. Но кое-кто из чиновников уже называет планы по выделению на развитие Дальнего Востока 5 триллионов рублей «маниловщиной». Но не большей ли «маниловщиной» являются планы по увеличению потока зарубежных туристов во Владивосток с 13–15 тысяч человек до 10 миллионов в год в связи с развитием здесь игровой зоны? И надо ли было лишать Благовещенск солидной китайской подпитки валютой, когда азартные соседи приезжали играть сюда, что гораздо ближе, чем до Владивостока? Всего-то 15 минут через Амур без всяких виз.


Россия уже вышла с восточно-сибирской нефтью через порт Козьмино в страны АТР и США. Здесь, в бухте Врангеля, будет построен крупный нефтеперерабатывающий завод, один из 20 планируемых производственных объектов. Но, как было отмечено на заседании Госсовета, рассматривающем программу развития этих регионов, у разработчиков нет конкретных и детально проработанных бизнес-проектов. В связи с этим и неопределённостью роста ВВП и получения доходов в будущие годы в ряде министерств уже начали поговаривать о сокращении программы до 2 триллионов рублей. А посему в Минвостокразвития подготовили новый сценарий, согласно которому ВРП до 2025 года должен вырасти по сравнению с 2011 годом в 2,6 раза.


Но как уйти от сырьевой направленности в развитии местной экономики? Ясно, что без наших ресурсов странам АТР не обойтись. Но и здесь у экспертов нет твёрдой определённости и в реализации совместных проектов с соседними странами. С Китаем уже 7 лет ведутся переговоры о поставках 70 миллиардов кубометров природного газа в год, и за это время так и не удалось согласовать цену «голубого топлива». Российские компании настаивают на 350 долларах за 1000 кубометров, как при поставках в Европу, Китай даёт на 100 долларов меньше, поскольку покупает газ по 250 долларов в Туркмении и Узбекистане да ещё в сторону южной границы ведёт газопровод Казахстан. Одна из крупнейших мировых нефтяных компаний «Шелл», просчитав перспективы развития стран АТР, переводит свой главный офис из Гааги в Сингапур. С Китаем, как было отмечено на одном из «круглых столов» в РБК, вообще трудно вести переговоры по ценам. Свежий пример: китайские компании, одни из главных импортёров минеральных удобрений, сумели сбить цену на 2013 год по поставкам хлористого калия комбинатом «Уралкалий» с 470 до 400 долларов за 1 тонну.


Состоится ли переселение народов?


Продолжение - в печатной версии журнала "ЛГ: итоги недели".


Спрашивайте журнал в киосках "Роспечати".

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 12 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: 0 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Вот так «Попала»!

 Сергей БАННЫХ
// Культура

Зубастый солдатик на счастье

Ульяна ТРУСОВА
// Общество

Искусство любить детей

 Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

И медалей – килограмм!

Игорь ПАСТУХОВ
// Спорт
Даты
Популярные темы 

Доходы казны возрастут

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Власть

Задачи для профессионалов

Кирилл Васильев // Экономика

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет



  Вверх