lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
25 января 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

О мостах, оптимизме и трезвости

Станет ли Дальний Восток для России близким
25.01.2013 "Липецкая газета". Юрий Бакланов
// Общество
Все ли партнеры России на саммите готовы всегда играть по правилам, учитывать обоюдные интересы?

С любопытством человека, которого во время событий на острове Даманский офицерская судьба забросила из Москвы на Дальний Восток (там я прожил 17 лет), знакомился с заметками доцента Института экономики и права Дмитрия Онищенко о значении саммита АТЭС во Владивостоке. Он с оптимизмом написал о наведении мостов, перечислил возможные экономические дивиденды, которые, мол, сулят состоявшиеся переговоры. Хотя эксперты считают, что саммит не совсем оправдал российские ожидания, поскольку серьёзных и конкретных экономических соглашений на нём так и не было заключено. Скорее, были протоколы о намерениях.


Автор утверждает, что «россияне, и японцы, и китайцы равно хотят формировать справедливые правила мировой торговли, способствовать выработке норм, позволяющих странам уверенно поддерживать отдельные отрасли». Да, россияне этого, бесспорно, хотят. От их имени Владимир Путин с открытой душой предлагал различные пути взаимовыгодного сотрудничества. Но вот можно ли это сказать о Китае, где подделывают бренды даже крупнейших мировых компаний? Китайских автопроизводителей неоднократно обвиняли в частичных «заимствованиях» при производстве новых марок автомобилей, огромном количестве контрафакта.


Но эта страна уверенно идёт к цели — стать главной мировой державой, ни разу за последние 30 лет не снизив ВВП, даже в годы «культурной революции» и «больших скачков». Нам неоднократно приходилось делать уступки этому могучему соседу. В том числе и территориальные. Сначала отдали Даманский, за который пролито столько крови, затем разгорелся спор за участок суши в устье реки Туманная (Туманган) в Приморье. Потом — передали несколько островов в бассейнах рек Амура и Уссури, в том числе и половину острова Большой Уссурийский под Хабаровском. Мне там неоднократно приходилось бывать у косарей и животноводов совхоза «Краснореченский», картофелеводов совхоза «Заря». На острове были и казармы мотострелкового полка. Причём при разделе демаркационная линия прошла через православную часовню в честь святого Виктора— покровителя русских воинов. Но тут уж китайцы пошли на уступки, отдав русским несколько квадратных метров, чтобы часовня осталась на нашей стороне.


Что касается экономических выгод, то ни на какие уступки российской стороне Китай не идёт. Мы на много лет влезли в долги за инвестиции в 25 миллиардов долларов и должны расплачиваться нефтью, добыча и транспортировка которой к Тихому океану дорожают. И большой выгоды эта сделка не сулит. Семь лет, начиная с 2005 года, длятся переговоры о поставках в Китай 70 миллиардов кубометров газа. На саммите АТЭС вновь не было достигнуто соглашение по цене. Китай хочет платить на сто долларов меньше за тысячу кубометров, чем европейцы.


Чему следует поучиться у китайцев, так это стремлению во что бы то ни стало добиваться поставленных целей. Умению напряжённо работать. Как могло так случиться, что в 1988 году объём ВВП СССР втрое превышал китайский, а сейчас ВВП России составляет лишь 22 процента от того, что производит Китай? Наш экспорт нефти, леса и металлов китайцам составляет более 74 процентов, больше, чем в страны ЕС, а импорт оттуда — это промышленные товары, которые, по мнению экспертов, мы должны бы производить сами.


Производили в годы Советской власти немало, пока не начался распад державы. Помню, 21 год назад я встречался с директором дальневосточного судостроительного завода, с колхозными рыбаками. Все с болью говорили об отсутствии оборотных средств. Между тем судостроители имели заказы даже из Южной Америки и Африки, но никто ими не занимался, ельцинская Москва делила построенное и нажитое в годы Советской власти. Ельцин почему-то отдал половину рефрижераторного флота странам Балтии, и теперь при хорошем улове, кроме как японцам и корейцам, некому в океане сдавать рыбу.


Хорошо, что нынешнее руководство страны понимает важность развития Дальнего Востока. Мне кажется, Владимир Путин с искренней тревогой говорил, что даже в самые трудные годы страна держала Дальний Восток, а теперь с созданием специального министерства эксперты и чиновники не могли подготовить вовремя реальную программу сооружения жизненно важных объектов. Из запасников достали и старое предложение о значительном увеличении контейнерных перевозок странами АТР в Европу через территорию России, поскольку это кратчайший путь. Почему я говорю «из запасников»? Когда-то я входил в группу журналистов, которым ЦК КПСС поручил проанализировать две программы: по развитию зоны БАМа и производительных сил Дальнего Востока. Мы поддержали идею местных властей о включении в зону БАМа всей территории прилегающих к дороге регионов, а не только узкой 200-километровой полосы, как предлагали учёные во главе с академиком Абелом Аганбегяном. Именно тогда директор Дальневосточного института экономических исследований Валерий Чичканов (впоследствии он работал заместителем председателя Совмина России) выдвинул идею самого удобного транспортного коридора между АТР и Европой, о чём первым из советских экономистов говорил на симпозиуме в Сингапуре.


Дожидаясь в недостроенном вокзале в Тынде высоких гостей из Москвы в день открытия сквозного движения по всему БАМу, мы часа три проговорили с Валерием Петровичем и о значении БАМа, и о тех возможностях, которые страна упускает в международном разделении труда и внешней торговле. Он подчёркивал, что Австралия выстраивала свою сильную экономику тоже за счёт природных богатств, но используя их рационально. Уголь продавали обязательно после сортировки на обогатительных фабриках, руду — тоже. Мы же гнали уголь прямо из карьеров вместе с пустой породой и продавали по дешевке. Лес — кругляком, в два с половиной раза дешевле, чем пиломатериал. Японцы на нашей щепе построили лесохимию, выпуская продукцию с высокой добавленной стоимостью.


А потом стало ещё хуже. Предприятия закрывались, начался исход работников с и без того бедного людьми Дальнего Востока. Кстати, два года назад на одной из презентаций в Москве мы встретились с Ефимом Басиным, он был начальником «ГлавБАМстроя», потом министром строительства РФ. Вспомнили дела давно минувших дней, посетовали, что новая дорога, по существу, почти не работает, Дальний Восток не развивается. А сколько уже открытых, но законсервированных до поры месторождений там разведано, сколько предприятий намечалось построить!


Сейчас настала пора реализации этих планов. Дальневосточники и забайкальцы подготовили 92 ­бизнес-проекта стоимостью в 5 триллионов рублей. Из них 30 — энергетических проектов, 35 —инфраструктурных, в том числе, на развитие заждавшегося своей очереди БАМа, строительства моста на Сахалин. Если предложения российской стороны странами АТР будут услышаны, придётся развивать более северный порт Ванино. И так далее.


Но одно из узких мест — демографическая ситуация. С Дальнего Востока уехали около двух миллионов человек, остались немногим более шести миллионов. На огромную территорию. Кто будет воплощать в жизнь грандиозные замыслы? Не пора ли перенять прежний опыт переселения и закрепления людей в этих местах? В том числе и китайский.


Но в любом случае безоблачный оптимизм Дмитрия Онищенко мне трудно разделить. Не надо так уж все преувеличивать. Сделаны только первые шаги, хотя и в верном направлении. Вот только не «накосячить» бы, не упустить бы своих выгод и перспектив на радость иным партнерам…

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 16 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зимой зоопарк спит? А вот и нет!

Ольга Геннадьевна КРИВОШЕЕВА, заведующая просветительским отделом Липецкого зоопарка.
// Общество

Чиполлино с волшебной палочкой

Алёна КАШУРА
// Культура

Однажды В Сан-Марино

Алёна КАШУРА
// Общество

Узнать. Исследовать. Рассказать

Алёна КАШУРА
// Общество
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Шторы мастера боятся

Юлия СКОПИЧ // Общество

Конь на F3

Олеся ТИМОХИНА   // Общество

Кадровые проблемы областного футбола

Геннадий Мальцев // Спорт

Вот так «Попала»!

 Сергей БАННЫХ // Культура



  Вверх