lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
19 января 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Профсоюз приказом не создать

19.01.2013 "Липецкая газета". Алексей Колбаско
// Общество

Липецкая территориальная организация общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства знавала разные времена. Когда-то в ней состояло 12 тысяч членов, но в связи со всем нам известными событиями к началу 2009 года численность упала до двух тысяч человек, и в отрасли осталось всего лишь 15 первичных профсоюзных организаций. Затем, после смены председателя областной отраслевой профорганизации, к середине 2009 года действовало уже 26 первичек с общей численностью около четырех тысяч членов. Но тут грянула реорганизация отрасли, и снова первички стали сокращаться — их уже осталось 20 с тремя тысячами членов. На сегодняшний день областной профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства после всех прошедших перипетий снова насчитывает 27 первичных организаций.


Все тяготы последних четырех лет легли на плечи нынешнего лидера профсоюза Александра АСТАХОВА, который был избран на пост председателя территориальной организации на внеочередной конференции, прошедшей в январе 2009 года. Именно при его непосредственном участии численность областного профсоюза буквально за полгода поднялась вдвое. А в начале 2009-го крупные первички можно было пересчитать на пальцах одной руки — они были в липецких автобусных линиях, в данковском и чаплыгинском автотранспортных предприятиях… О том, как работалось обкому в эти годы, какие действия предпринимались для возрождения отраслевого профсоюза, мы и беседуем с его председателем.


— Небогатое вам досталось наследство от предыдущего лидера, Александр Борисович. Какие же шаги вам пришлось срочно делать, чтобы восстановить статус-кво профсоюза?


— Я сразу поставил перед собой главную задачу — возродить утраченные профорганизации и создать новые на предприятиях отрасли, где сменились руководители, и некоторые из них просто не понимали или не до конца осознавали роль профсоюза. Конечно, без поддержки Сергея Салогубова, на тот момент возглавляющего областное управление дорог и транспорта, и его тогдашнего заместителя Валерия Елфимова, который прошел путь из низших звеньев до руководителя предприятия, а затем стал заместителем, обком профсоюза не смог бы практически за полгода добиться таких результатов, о которых вы сказали выше. Мы составили план мероприятий, я стал методично посещать все предприятия — и те, где были профорганизации, и такие, где их не существовало. Мне нужно было изучить обстановку в коллективах, узнать, что работники подразумевают под социальным партнерством, на каких позициях стоят. Ведь у ряда руководителей убеждение было такое: профсоюз нам не нужен, потому что коллективный договор мы заключим с каким-нибудь представителем работников и сами будем решать все социальные вопросы.


— Насколько я понял, администрация области и непосредственно управление дорог и транспорта разделяют вашу точку зрения о нужности профорганизаций в отрасли.


— Несомненно. Моральный климат в в организациях, где есть профсоюз, априори более устойчивее, следовательно, и работают они продуктивнее. Понятно ведь, что у руководства предприятий, занятого текущими неотложными делами, элементарно не хватает времени, чтобы вникнуть в дела каждого работника, в его проблемы. А профсоюз это может и должен, вот он-то и подскажет руководителям, в каком направлении и как нужно держать связь с коллективами.


Люди должны видеть заботу о них, а кто, кроме профсоюза, может взять на себя такую постоянную функцию? Конечно, если профком занимается лишь сбором денежных взносов, то и будет существовать такой профсоюз только на бумаге. А вот когда его председатель обладает активной жизненной позицией, то и дело будет поставлено так, как надо.


— А как надо?


— У людей с изменением нашего общественного строя, а потом с грянувшим экономическим кризисом утратилось четкое понимание роли профсоюза. Раньше ведь чем профком занимался? Распределением благ — квартир, путевок и так далее. Именно это члены профсоюза в первую очередь считали заботой о себе. Но ведь на плечах профсоюза лежали и бытовые условия работников, безопасность труда, аттестация рабочих мест, подготовка кадров, культмассовые вопросы. Все это осталось в ведении проф­организаций и сегодня. Например, при участи нашего профсоюза проводятся круглогодичные спартакиады, конкурсы профессионального мастерства не только среди водителей, но и людей рабочих специальностей.


— Александр Борисович, за полгода с вашего избрания вам удалось поднять членство в два раза. Это очень высокий показатель. Как это делалось: по приказу, что ли?


— В приказном порядке профсоюз никогда не создать. И, конечно, нужно не только приложить максимум усилий, но еще должно пройти после этих усилий и какое-то время, чтобы люди осознали нужность профсоюзной организации.


Я лично всегда присутствую в областном управлении дорог и транспорта на подведении итогов работы, на коллегиях, еженедельно на оперативных совещаниях. Поэтому о ситуации в отрасли все знаю, как говорится, из первых рук. На заседаниях мне выделяется время для выступлений, для проведения, скажем так, профсоюзной просветительской работы непосредственно на отраслевых предприятиях области, управление предоставляет мне транспорт.


Вот я сказал о просветительской работе. Например, некоторые считают, что задача профсоюза — это только собрать непомерные взносы (работники даже не знают, сколько надо платить) и истратить их на неизвестные и непонятные людям цели. Объясняю, что уплата профсоюзных взносов составляет всего один процент от зарплаты, и большая часть денег остается непосредственно в первичках. Вот один факт: в кассе первичной организации тербунского дорожно-строительного предприятия уже имеется 100 тысяч рублей, которые пойдут на решение социальных вопросов, материальную помощь. Конечно, профсоюзных средств не всегда хватает на то или иное дело, но финансами по нашей просьбе помогает администрация области, руководители предприятий.


— Знаю, что несколько лет назад отрасль подверглась реформированию…


— Да, стало происходить разделение структуры, по разным причинам предприятия закрывались. Именно тогда численность наших профорганизаций упала до 20. Отдельные директора предприятий стали трактовать партнерство так: мы мешать не будем, но и помощи от нас не ждите. Упал интерес к проведению конкурсов профмастерства… К тому же активизировались так называемые альтернативные профсоюзы. Кстати, один из них попытался создать свою первичку в одном из автопредприятий. Кого представители этого профсоюза хотели взять под свое крыло, стало ясно с первых же их появлений — нарушителей рабочего режима, трудовой дисциплины, которых наказывало руководство, надо сказать, вполне обосновано и справедливо. Что это был бы за профсоюз, думаю, говорить не нужно.


Но все вернулось на круги своя, теперь у нас снова 27 первичных организаций. Хотя и сейчас не без трудностей. Например, в данковском предприятии, где раньше была крупная и дееспособная первичка, сменился руководитель, и он не хочет, чтобы там действовал профсоюз. Не знаю, были ли с его стороны гонения на членов профсоюза, но первичка фактически работу прекратила. Подобное я наблюдаю на ряде предприятий в Долгоруково, Тербунах, Волово.


— И все же главная функция профсоюза — защита своих членов.


— Так точно. Вмешательство нашего профсоюза помогло восстановить незаконно уволенных работников в задонском дорожно-строительном предприятии. Совместно с правовым отделом Федерации профсоюзов области мы оказываем всем членам бесплатные юридические консультации, привлекаем к разрешению споров Госинспекцию труда, прокуратуру, проводим совместные выездные проверки исполнения трудового законодательства.


Работники стали осознавать, что профсоюз — это защита. Проявляется она и в заключении коллективных договоров. Ведь там, где нет профорганизаций, колдоговор подписывает ставленник руководства предприятия, и коллектив даже не знает, какие положения включены в этот документ. А в нем, как правило, только то, что нужно работодателю. Да и контроль без профсоюза за выполнением условий договора, если там что-то и записано в пользу работников, не проводится. А ведь именно в коллективный договор должны вноситься условия оплаты труда, размер премиальных, сверхурочных, других надбавок.


— Традиционный вопрос: что в ближайших планах?


— За полгода создать еще около 15 первичных организаций. Вот мы недавно с руководителем областного управления дорог и транспорта Валерием Елфимовым обсуждали такой вопрос (и Валерий Иванович меня всецело поддержал): а почему бы в качестве резерва кадров для отрасли не заключить договоры с профильными учебными заведениями, предусмотреть профсоюзные премии учащимся-отличникам. Но для этого нужна крепкая областная наша организация — численная и боевитая. Вот к этой цели и будем стремиться.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Творцы гармонии искусства

Сергей Малюков, laavo7@yandex.ru
// Культура

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование

В диалоге с депутатом Госдумы

Елена Леонидова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Корона для «Мисс Творчество»

 Анна СЕРГЕЕВА // Образование

Не работа, а сказка

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх