lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
26 декабря 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Гуд бай, Дед Мороз

26.12.2012 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Общество

Я не знаю, с чьей нелегкой руки мы стали так интересоваться, именем какой животины будет назван очередной год по восточному календарю. Ну, выяснили, что две тысячи тринадцатый будет годом Черной Водяной Змеи. И что? Какая-то мокрая, скользкая гадина, с которой, не дай Бог, в речке или море встретиться. Для японцев змея означает что-то совсем иное. Но с какой стати нам, при всем почтении к японской культуре, мыслить и чувствовать по-японски?


Не понимаю я и другого: почему наш старый добрый Дед Мороз все чаще переодевается в одежку Санта Клауса и появляется на телеэкране под американскую песенку «Джингл беллз» вместо родной, знакомой с детства «В лесу родилась елочка»?


Под нашу «стройную и зеленую» детишки, взявшись за руки, хоровод вокруг елки водили. А что можно под «Джингл беллз»? Только скакать и беситься кто во что горазд. Даже тут получается, что индивидуализм берет верх над исконно нашей идеей коллективной поддержки, взаимопомощи.


До сих пор помню, как важно было на школьной новогодней елке, кто окажется рядом с тобою в хороводе. Помню, как учителя старательно чередовали мальчиков и девочек, чтобы, так сказать, никто в обиде не остался, как крепко мы держались ладошка за ладошку. Помню ощущение замкнувшегося круга, когда каждый связан со всеми и все — с каждым. Ну, да, в Деда Мороза мы давно не верили. Но все равно с восторгом хором звали его. А потом также дружно просили елочку зажечься.


Вообще-то новогодний хоровод — отголосок нашей генетической памяти, поскольку это один из самых древних славянских танцев, родом из языческих времен, когда круг олицетворял солнце. И темп, и размер наивной детской песенки как нельзя лучше соответствуют хороводам наших далеких предков. А развеселая американская новогодняя полечка к нам и нашей культуре никакого отношения не имеет.


Мелочь? Конечно. Но с таких мелочей и начинается слом генетического кода. Я даже не говорю о том, что народ в основной своей массе английским языком не владеет и смысла текста не понимает. Что это за bells и о чем они jingle, кто его знает.


Ладно, оставим в стороне песни и пляски. Лучше приглядимся к «обновленному» главному персонажу предстоящего праздника. Что у него теперь надето на голове? Красный колпачок с белым помпоном на конце. Ну, точь-в-точь смешной гномик из иностранной сказки, поскольку в русских народных сказках гномы просто отсутствуют. Что у него общего с величественным Дедом Морозом в высокой боярской шапке с меховой опушкой? Разве этот комический старичок в коротком кафтанчике и «революционных» штанах тот самый Мороз-Воевода, который «дозором обходит владенья свои»? Да в эдаком кафтанчике и сапожках холодной русской зимой дуба дашь. Наш-то Дед Мороз всегда по погоде наряжался: в шубу до пят и валенки. И еще: отчего он теперь выбирает исключительно агрессивный красный цвет? Опять-таки припоминаю свои детские утренники: на них «дедушки» всегда были в атласных шубах голубого или серебристого цвета, близкого к цвету снега и льда, что для России, собственно говоря, так естественно.


А вот скажите: кто первым появлялся на утреннике? Правильно, внучка Снегурочка. А с нею уже потом начинали хором звать Деда Мороза. Так что дед у нас был пусть и сказочный, но при этом вполне нормальный и здоровый мужик, обремененный потомством. А что там насчет Санта Клауса? Позвольте, но у него по определению не было и не могло быть детей и внуков, поскольку его прообраз — святой Николай как и большинство святых был целомудрен. Вот и выходит, что Санта Клаус со Снегурочкой никак не «монтируется». Так, может, лишим наших детей еще одного сказочного персонажа?


Да уж, «плюрализм в одной голове» приводит к полному сумбуру и абсурду. Ведь до чего мы падки на заморское! Прямо как папуасы на стеклянные бусы. Еще раз обращусь к вашей памяти: где мы с вами подарки новогодние искали? Само собой, под елочкой. А теперь масса моих соотечественников перед Новым годом полосатые чулочно-носочные изделия скупает, поскольку Санта Клаус в них-то подарки и запихивает. Нет, скажите, ну, кто на Руси в новогоднюю ночь мог полосатые носки на камин вешать? Во-первых, у большинства каминов отродясь не было. Во-вторых, ни крестьяне, ни бояре полосатых носков не носили.


Продолжим сравнение: их Санта мотается по небу на оленьей упряжке и проникает в дома через каминный дымоход. А в нашем фольклоре кто в печную трубу вылетает? Да Баба-Яга на помеле. Ничего себе, «добрый фей»! Да и разве вы можете себе представить внушительного Деда Мороза, который, сойдя с тройки, карабкается на крышу, а потом пытается протиснуться в дымоход? Это ж карикатура какая-то! Лишь западному сугубо рационально мыслящему обывателю непременно нужно объяснить, как Санта попал в дом. А наш Дед Мороз — существо мистическое, он совершенно таинственно появляется и исчезает. И никому в голову не приходило искать этому какое-то бытовое объяснение.


Но мы, не задумываясь, дарим детям смешных Санта Клаусов и сажаем их под елку вместо родных Дедов Морозов. Так же, не задумываясь, покупаем и дарим друг другу красочные открытки с надписью по-английски «Happy New Year!» А что? Разрисовывает же молодежь тыквы на Хэллоуин — очень быстро и эта традиция в России прижилась. То, что в советские времена называлось «низкопоклонством перед Западом» и официально осуждалось, нынче всего лишь одна из позитивных примет процесса глобализации. В котором все мы, так или иначе, принимаем участие.


И уже звучат голоса ученых мужей, настаивающих: современным детям не надо читать русские народные сказки, они слишком добрые, бескорыстные и антибуржуазные. На них невозможно вырастить новый креативный класс, нацеленный на лидерство и победу любой ценой. По этой логике в сказке «Морозко» победительницей должна остаться Марфушечка-душечка — она же изначально озабочена барышами и богатым приданым. И то, что русский Дед Мороз привечает скромную бессребреницу Настеньку, — это архинесовременно и даже вредно. Как там у них в сказке про Мальчика-с-Пальчик? Стало в семье голодно — выгоняй детей из дому. Пусть идут в темный лес и там подножным кормом питаются. Вы в наших сказках таких родителей найдете? То-то же. А там и в жизни детей в шестнадцать лет выставляют: иди, снимай квартиру, сам учись, сам зарабатывай.


Слом генетического кода — это вовсе не какое-то одномоментное трагическое событие. Это череда маленьких и порой незначительных уступок чужой культуре и чужому менталитету, каждая из которых по чуть-чуть стирает ощущение собственной самобытности. Ощущение гордости за то, что мы такие, какие есть, и не нуждаемся в копировании чужих и чуждых традиций и идеалов. Но многие ли из нас этим озабочены? Так неужто остается лишь сказать: гуд бай, Дед Мороз?

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 23 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +28 C°  Ночь: +10C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Спартакиада в честь героев

Иван Афанасов
// Общество

Чтобы новоселье состоялось

Нина Вострикова
// Власть

С боями по волнам Истории

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Кооперативный рассвет (ФОТО)

Ольга Головина // Экономика

«Мы всегда одни из первых на выставке...»

Александр Хаустов // Сельское хозяйство

Приехал и поел! (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество

А осенью поедем с ветерком…

Николай Рощупкин // Общество



  Вверх