lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
24 декабря 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Липецкий автовокзал де-факто станет международным (инфографика)

24.12.2012 "ЛГ:итоги недели". Виктор Страхов
// Экономика
Начальник управления дорог и транспорта областной администрации Валерий ЕЛФИМОВВ Вене, несмотря на 5 линий городского метрополитена, главным транспортным средством остаётся старый добрый трамвай.Лейпциг с момента воссоединения двух Германий был буквально заново отстроен, и главным транспортом в городе стали скоростные трамваи. С амый известный трамвайный маршрут в Хельсинки – экскурсионный

Автомобилизация всей страны, ударными темпами проведённая после того, как у нас вновь был провозглашён капитализм, на междугородном и пригородном сообщении если и отразилась, то не фатально. Как и прежде, десятки автобусов ежедневно отправляются в рейсы. Тысячи липчан, оставляя в гаражах и во дворах шедевры отечественного и западного автопромов, спешат к кассам автовокзалов.


Несколько часов приятного путешествия и вот он – лучший город на земле… Или объявивший себя на днях «миллионером» Воронеж. Или Тамбов с Рязанью. Хотя и родные Сошки с Берёзовкой ничуть не хуже. Особенно если добираться до них не на грохочущем, как танк, рыдване, а на бесшумном, оснащённом кондиционером и прочими необременительными «мелочами» лайнере.


Такие машины сегодня встречаются на российских дорогах всё чаще и невольно будят утраченный в постперестроечные годы вкус к путешествиям. Ну а чем располагает Липецкая область? Что у нас делается, чтобы помочь жителям и гостям региона с максимальными удобствами добраться из точки А в точку Б? Об этом беседуют корреспондент журнала «Итоги недели» и начальник управления дорог и транспорта областной администрации Валерий ЕЛФИМОВ.


ИНФОГРАФИКА


– Валерий Иванович, начнём, если не возражаете, с так называемого внутримуниципального транспорта, то есть с автобусов, призванных ежедневно стирать грань между городом и деревней. Одно время мне казалось, что они обречены. После того, как побывал в одной из сопредельных областей, мрачные ощущения лишь усилились: приехав в областной центр, я не очень успешно пытался отправиться дальше – в центр районный. При этом в полдень в кассе мне объясняли, что рынок всё отрегулировал, автобусов, исправно бегавших во времена развитого социализма, нет и не будет, что ходят они не каждый день и что перспективами автосообщения надо интересоваться не на автовокзале, а на посадочном перроне. Может, кто и поедет…


– Что тут сказать? Действительно так было. Более того, похожие недуги пережили практически все регионы. Хотя Липецк, возможно, переболел и не так остро, как его соседи. Почему? Дело, как мне кажется, в том, что у нас всегда понимали: транспорт – это основа. Это один из важнейших компонентов экономической инфраструктуры. Но не только. Это ещё и система, связывающая территории, отрасль социальная, объединяющая людей. Транспорт поддерживали. И поэтому, кстати, в Липецкой области он был (и, думаю, будет) одним из самых развитых в России. При этом у нас никогда не было и нет особого соблазна решать транспортные проблемы за счёт пассажиров.


– Ну а как же цены на билеты? Кажется, и это ещё один пример из личной практики, совсем недавно ездил в Воронеж за 70 рублей, а теперь за 170…


– Конечно, тарифы менялись. Но если вы, автолюбитель, вспомните, сколько недавно стоил бензин, и решите несложную, почти арифметическую задачку. О соотношении цен. Так вот цены на билеты в лучшем для автопредприятий случае росли вслед за ценами на горючее. Но, как правило, не успевали за ними. Рост стоимости топлива – это вечная и самая больная проблема. Это основная (от 40 процентов и выше) составляющая себестоимости перевозок. И именно по этой причине большинство автопредприятий не могут свести концы с концами.


– И бюджет не помогает?


– Помогает. Областной и муниципальные бюджеты были и остаются спонсорами транспортных компаний. На недавней сессии облсовета, например, депутаты приняли решение о выделении на транспортные перевозки дополнительно почти 20 миллионов рублей. Деньги потребовались после того, как на автозаправочных станциях в очередной раз поменялись ценники. Но и они закрыли финансовую брешь лишь частично. Что это значит? А то, что часть расходов придётся возместить жителям области. Понимаю, что повышение тарифов – мера непопулярная, но она, что называется, крайняя, вынужденная. Автопредприятия зависимы от энергоносителей.


– Вы отдавали себе в этом отчёт и раньше. Тем не менее пообещали в одном из интервью, что липецкие автопредприятия уже в ближайшем будущем откроют несколько новых маршрутов…


– И я готов повторить эти обещания. Могу даже уточнить, что один из таких маршрутов появится буквально завтра. Заместитель министра транспорта России утвердил первое международное направление из Липецка. Это будет автобус на Харьков. Какое-то время маршрут прорабатывался, согласовывался, но, в конце концов, и Украина, и Россия дали добро.


– Выходит, автовокзал станет международным де-факто даже раньше, чем уже получивший этот статус де-юре, но пока так и не сумевший его реализовать Липецкий аэропорт?


– Выходит. Тем более что на харьковском рейсе мы не собираемся останавливаться. Кстати, узнав об этом, столичный чиновник удивился: «Вы что хотите форточку в Европу прорубить?» «Для начала окно», – успокоил я его.


– Ну а если серьёзно?


– А если серьёзно, мы думаем о расширении транспортной географии. Как российской, так и международной. В Белоруссии уже шёл разговор об этом. Идея, кстати, нашла полное понимание и в Минске, и в Бресте. Но, если честно, то к её воплощению два года назад мы не были готовы. Подчёркиваю, белорусы были готовы, а мы нет. У нас не было ни достойных машин, за тысячу километров на разваливающихся «Икарусах» не поедешь, ни перевозчиков, готовых такие автобусы приобретать. Сегодня технические проблемы сняты. Есть достойный подвижной состав. Появились достойные перевозчики. Но одновременно появились и проблемы. На сей раз организационные. В частности, в Орле нашу просьбу согласовать заход на автовокзал транзитного белорусского рейса вежливо отклонили.


– Не понимаю.


– И я не понимаю. Потому что мне всегда казалось, что и мы, и любые наши партнёры должны быть заинтересованы в развитии транспортных связей. Нам, во всяком случае, недостаточно двух маршрутов в западном направлении. Сегодня, напомню, это рейсы Липецк – Ливны и Липецк – Орёл. Нам бы хотелось пойти дальше – до Брянска, возможно, Смоленска, наконец до упомянутой уже Беларуси.


– Как же быть?


– Ехать к коллегам. Мы люди лёгкие на подъем, в Орле у нас добрые связи, рассчитываю, что таковыми они и останутся. И я уверен, что взаимоприемлемое решение существует. Когда к нам обращаются с такими вопросами, мы, как правило, легко находим компромиссы.


– Исключений не бывает?


– Исключение – недобросовестное отношение к делу, неэтичные методы конкурентной борьбы. Например, попытки, а в них нет недостатка, выдумать новый маршрут Липецк – Выселки, в точности повторяющий уже существующий маршрут на Воронеж и лишь финиширующий в каких-нибудь соседних городах и весях. Естественно, что мы не приветствуем подобную тактику. Но расширение контактов приветствуем. Как с соседями, так и с партнёрами из дальних регионов. И уже были попытки организовать маршруты в Волгоградскую область, с интересными предложениями выходили автотранспортные компании Молдавской Республики и Казахстана. И мы никому не отказали. Где автобусы, спросите. Как-то пока не срослось. Мы не можем просто взять и отдать маршрут на откуп кому угодно. Нам важно не просто перевезти пассажиров, а безопасно перевезти. А поэтому и с людьми, которые приходят тупо зарабатывать деньги, нам не по пути.


– До сих пор мы вели речь об автобусах, однако в Липецкой области есть и железная дорога, и даже международный аэропорт…


– Автотранспорт наиболее востребован. По объёмам пассажирских перевозок он превосходит и железнодорожный, и тем более авиационный. Хотя, вы правы, бюджетную поддержку получают все три сегмента отрасли. Какую именно? Если говорить вообще, то за 9 месяцев 2012 года расходы консолидированного бюджета на транспорт в целом составили почти 690 миллионов рублей, из них почти 300 миллионов – это расходы областного бюджета и свыше 392 миллионов – расходы муниципальных бюджетов. При этом почти 117 миллионов областных денег получил воздушный транспорт, чуть более 10 миллионов рублей – железная дорога, ну а львиная доля средств – почти 562 миллиона рублей, в том числе все муниципальные деньги и около 170 миллионов рублей из региональной казны – досталась автотранспорту. И это, как я уже говорил, вполне логично. Именно автотранспорт делает погоду на рынке пассажирских перевозок.


– Липецкий автотранспорт – это…


– …36 предприятий различных форм собственности и свыше 60 индивидуальных предпринимателей, 1358 автобусов. В областном центре на перевозках пассажиров используются также 100 троллейбусов и 52 трамвая. Всего в регионе 1510 машин.


– Много это или мало?


– Я бы поставил вопрос иначе. В каком состоянии автобусы, троллейбусы, трамваи? Это важно, потому что за 9 месяцев в области было списано более 50 пассажирских машин, средний возраст которых превысил 18 лет. Что же касается всего подвижного состава, то его средний возраст составляет от 11 до 12 лет.


– А это означает, что пассажирский парк требует замены. И весьма масштабной. А вот что покупать и за чей счёт?


– Разумеется, прежде всего за свой собственный. Хотя и привлечение кредитных ресурсов не возбраняется. Лизинг, как мне кажется, оптимальный механизм обновления автобусов.


Тем более что компенсировать его тяготы способен и бюджет. Действующая в области целевая программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривает предоставление субсидий на компенсацию затрат по уплате первого взноса. Во многом благодаря этому на сегодняшний день перевозчиками региона приобретено 34 новых автобуса.


– Действительно новых?


– Действительно. И в основном это экономичные дизельные микроавтобусы «КИА Гранберд», «Фольксваген Крафтер», «Пежо Боксер», «Ситроен 2227WO». Известен и экономический эффект. Лебедянские автобусные линии, Краснинское, Чаплыгинское, Добринское и Добровское автотранспортные предприятия благодаря использованию новых машин в нынешнем году более чем на 2 миллиона рублей сократили расходы на приобретение горюче-смазочных материалов и выполнение регламентных работ. Хотя новые машины – это не только сокращение расходов, но и повышение уровня обслуживания пассажиров.


– Как бы вы оценили этот уровень?


– Мне вряд ли кто-нибудь поверит. Хотя бы потому, что всяк кулик собственное болото хвалит. Однако если обратиться к статистике, нетрудно выяснить, что по качеству обслуживания пассажиров мы занимаем четвертую строчку в ЦФО. Впереди только Москва, Московская область и Ярославская область. Почему отстали от Ярославля? По единственной причине. Там случился праздник. Тысячелетие. Под него в город были закачаны грандиозные деньги. На них приобретался электротранспорт, и в том числе трамваи, которые сегодня баснословно дороги. Возможно, и мы когда-нибудь о них вспомним, но пока довольны и довольствуемся малым. Тем, например, что удалось продолжить замену автобусов малого класса. Что новые машины прекрасно показали себя на межмуниципальных маршрутах. Большие надежды я связываю и с четырьмя большими автобусами, которые появились в области в конце года. Да, их купили конкретные предприятия и предприниматели. Однако благоприобретателями я считаю всех жителей области. Большие машины – это иной класс, они заточены под иные цели. Они заставляют и предпринимателей более активно осваивать межгород.


– Такие рейсы рентабельны?


– Как правило. А поэтому, кстати, мы и поддерживаем междугородные амбиции владельцев транспортных компаний. В скором времени, например, на маршрут Липецк–Тула выходит со своими автобусами наш предприниматель. Хотя раньше на трассе работали только тульские перевозчики. На востребованных маршрутах можно и должно зарабатывать.


– Даже на пригородных и дачных автобусах, на которых бесплатно перемещаются выполняющие продовольственную программу пенсионеры?


– Дачники – это святое. Социально значимые маршруты были, есть и будут. И транспорт в значительной степени останется отраслью социально ориентированной. Но и к ней надо относиться как к бизнесу. Когда мы верстаем план транспортной компании и не предусматриваем средств на амортизацию, обновление подвижного состава –это неправильно. Бюджет не должен приобретать автобусы. Его задача – платить зарплаты врачам, учителям, компенсировать социальные потери транспортникам. Ну а обо всё остальном те должны позаботиться сами.


– Как известно, далеко не у всех пассажиров находят понимание меры безопасности, принимаемые на транспорте. Как быть?


– Привыкать. Транспортники, кстати, тоже не понимали смысла установки на автобусах навигационных систем ГЛОНАСС. Сегодня же это норма. Думаю, такой же нормой должны стать и чистые зоны, и другие способы повышения безопасности пассажиров, давно уже внедрённые в аэропортах.



– Придётся перестраивать автовокзалы?


– А почему бы и нет? Липецкий автовокзал, как бы он выгодно ни отличался от своего тамбовского или орловского собратьев, давно уже устарел и требует обновления. Хотя и его перестройка будет лишь полумерой. Липецку нужен принципиально иной вокзал, своеобразный пересадочный логистический узел, хаб, который объединил бы под своей крышей пригородные поезда, поезда дальнего следования и автобусы. Особой экономической зоне нужна скоростная электричка. Не будет лишним и возрождение городского электротранспорта. И многие из этих проектов уже в работе.


В ТЕМУ


В Вене, несмотря на 5 линий городского метрополитена, главным транспортным средством остаётся старый добрый трамвай. И трамваи здесь на любой вкус – от самых современных до ретро-вагонов начала века! Трамваи в городе существуют аж с 1865 года, то есть почти с тех пор, как на Руси отменили крепостное право, а длина сообщений насчитывает 176 километров. Кроме того, Вена – один из городов, в котором велосипед считается общественным транспортом. При этом стоимость проката велосипеда за первый час его использования не взимается.


Самый известный трамвайный маршрут в Хельсинки – экскурсионный, кольцо проходит через все основные городские достопримечательности.


Копенгаген имеет одну из самых молодых транспортных систем в Западной Европе, которая отличается экологичностью и большой плотностью. Через город проходят многочисленные линии электричек, пригородных поездов и метро, и для того, чтобы добраться до любой из станций скоростного транспорта датской столицы, пассажиру потребуется не больше 10 минут.


Лейпциг, в течение 40 лет живший в социалистической ГДР, с момента воссоединения двух Германий был буквально заново отстроен, и главным транспортом в городе стали скоростные трамваи. Их всего 13. Но они буквально связывают весь город воедино.


В городах с высокой долей общественного транспорта, пешеходных и велосипедных дорожек, таких как Мюнхен и Сингапур, работающий человек затрачивает на дорогу до места работы 20–25 минут, тогда как в Хьюстоне и Мельбурне, жители которых в основном перемещаются на автомобилях, дорога на работу занимает 55–70 минут.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 17 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Республика мечты

 Олеся ТИМОХИНА
// Общество

Дом для Барбоса

Ангелина ЧЕРНЫШОВА, медиацентр «Оранжевый лис»
// Общество

Выше радуги

 Евгений КОЗЛОВ
// Культура

На заповедных дорожках

 Алёна ЛЕОНОВА
// Образование

Живая география

Евгений КОЗЛОВ
// Общество
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика

Все, что мимо любви, бессмысленно и напрасно

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт

Особая стезя

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru // Общество



  Вверх