lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
21 декабря 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Новые песни о главном

21.12.2012 "Липецкая газета". И. Неверов
// Культура

Беллетристу, а тем более стихотворцу найти сегодня читателя почти то же самое, что без предварительной договоренности встретиться с приятелем или родственником, предположим, в аэропорту Домодедово. Недавно столичный критик рассказал о судьбе книги,  может быть, самого яркого наследника братьев Стругацких. Подписка на весьма недешевый том шла через Интернет. И тираж определялся количеством заявок. В итоге он составил... сорок экземпляров по всей Руси великой. А на что же тогда рассчитывать скромным авторам из провинции? Им остается лишь смиренно веровать в чудо:  а вдруг все-таки слово наше отзовется?


На сей счет в третьем номере журнала «Петровский мост» высказывается елецкий прозаик Алексей Колядов. Его заметки называются невесело: «Из самой читающей — в нечитающую?» Однако и знак вопроса, и подзаголовок одной из главок — «Талант живет надеждой» как-то объясняют, почему литераторы вопреки всему берутся за перо.


А о том, что авторы, достойные внимания, у нас есть, свидетельствуют публикации того же третьего номера. Прежде всего поэтические. Рядом с постоянными появляющимися в  «Петровском мосте» Александрой Тамбовской, Светланой Аксеновой и менее знакомые имена. Хотя, к примеру, Владимир Богданов уже далеко не начинающий поэт. Как и большинство его соседей по журнальным страницам, он по-хорошему традиционен. Эта лирика исповедальна и вместе с тем не замкнута исключительно на личных, интимных мотивах. Богданов вступает в диалог и с читателем, и с самим собой: «Что-то стал о России /слишком часто писать./О зеленых и синих/озерах-глазах,/о погостах, березках,/васильках на меже,/о пейзаже неброском,/что навеки в душе./Непременная стынет/в каждой строчке печаль./Надо бы о России/помолчать./Помолчать». Столь же упорно всматривается в себя, в прожитое и пережитое, в свой бег по вечному кругу вслед «стае прожитых лет» Сергей Цурин. В «Петровском мосту» он не дебютант. Не так давно здесь был напечатан его любопытный фантастический рассказ. И вот теперь —подборка лирических стихо­творений.


Но, пожалуй, особенно сильное впечатление оставляют в последнем номере два поэта: в
рубрике «Незабытые имена» Адольф Беляев, которому в этом году исполнилось бы, да уже не исполнится, восемьдесят, и, слава Богу, живой, пишущий Иван Харин. Его подборка очень цельная и строгая.  Это, прежде всего, горькие, жесткие, честные воспоминания из военного и послевоенного детства, точные свидетельства времени, в какой-то миг превращающиеся из локальных в драматическую картину общего бытия. Зима. Деревенская изба с инеем на стенах. «И спят двенадцать душ вповалку,/как в тесных гнездышках грачи:/кто на полатях, кто на лавках,/кто на полу,/кто на печи». И — финальный метафорический взлет, переосмысление вроде бы сугубо бытовых подробностей: «Лампадку ветер беспокоит./ Ложится тень на образа./И то откроет, то закроет/Христос печальные глаза».


Провинциальные литераторы редко размениваются на эксперименты, адресованные читателям-гурманам. Они и в стихах, и в прозе предпочитают ясность, им ближе реальная жизнь, реальные чувства, а не «игры в бисер». Их «песни» всегда о главном. Романтичный Владимир Бужор в новелле «Стрижи улетают» очень искренне повествует о короткой любви, оборванной смертью. А Владимир Коротеев в рассказе «Два картуза» легко и органично объединяет байку, народный анекдот с раздумьями о русском характере, русской потребности в осмысленности, оправдании нашего существования. 


Тематический, жанровый, наконец, и эмоциональный спектр прозаических публикаций «Петровского моста» обширный. «Берег дальний» Татьяны Щегловой — очень женская проза. А «Застава Ивана Варфоломеева», написанная Александром Владимировым, — история фронтовика, его столкновения сперва с предателем —  пособником гитлеровцев,  потом с равнодушием маленьких чиновников, которые спокойно наблюдают, как негодяй выдает себя за героя войны. В повести есть налет очерковости, что ли. С одной стороны, она придает «Заставе» чуть ли не документальную достоверность. С другой — некоторую прямолинейность. Но эта прямолинейность сродни «Ворошиловскому стрелку». Кстати, судьба Ивана Варфоломеева перекликается с сюжетом, в сущности, уже классического фильма Сергея Говорухина.


В третьем номере заканчивается публикация исторического романа Анатолия Баюканского
«Бремя престола». Старейший липецкий писатель использовал легенду о том, что Александр Второй не умер в Таганроге, а ушел в Сибирь, стал старцем-молельником. Баюканский  как бы последовал примеру Тынянова, который говорил, что его проза начинается там, где кончается документ. Занимательная, чуть ли не авантюрная интрига в романе не заслоняет не свойственного легкому историческому чтению интереса к теме власти и совести. Вероятно, в канун 95-летия «Липецкой газеты» уместно будет заметить, что и Баюканский, и Александр Владимиров — ее ветераны, они долгое время работали в редакции.


Из разделов «нон-фикшн» трудно что-либо выделить. Как обычно, здесь привлекают материалы историко-краеведческого плана, статьи о творчестве земляков, заметки о Восьмом липецком пленэре, прошедшем в Чаплыгине, с замечательными репродукциями картин его участников.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 18 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Встают «кордоны» на дорогах

Сергей Константинов
// Общество

Союз под патронатом Меркурия

Владимир Михайлов
// "Липецкой газете" - 100 лет
Даты
Популярные темы 



  Вверх