lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
17 декабря 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
История 

Секунды предъявляют счёт столетьям

17.12.2012 "ЛГ:итоги недели". Евгения ИОНОВА, Владимир КУЛИК (фото)
// История
Коллаж Николая ЧЕРКАСОВА

12 декабря где-то между 4 и 6 часами вечера в районе Торговой и Орловской было утеряно сердце… Это почти дословный текст объявления, опубликованного в студенческой общественно-политической, литературно-научной, в своём роде единственной газете «Вечерний вопль», издававшейся в Ельце в… 1917 году. Далее автор объявления – некая Зимина – просила укравшего вернуть то, что ему не принадлежит. И даже обещала «вознаграждение по соглашению». Страна захлёбывалась революционными событиями. Но люди не переставали верить, любить и разочаровываться…


Фотогалерея


Заканчивается Год истории, но не заканчивается сама история, не ослабевает интерес к её тайнам, реликвиям, именам, событиям и датам. В Послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин сказал: «Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития».


Сегодня мы предлагаем читателям вернуться к датам и событиям, ставшим основой для исторических и государственных праздников. Они как акценты различных эпох позволяют проследить за виражами нашего самосознания, идеологии и культуры. Они – это ключики к поворотным моментам в истории нашей страны и нашего народа. Теряя которые, мы расписываемся в собственной забывчивости и недальновидности. А умело пользуясь – открываем самые заветные кладовые, в коих хранится наше прошлое, из которого взращивается настоящее и будущее…


«Во всём мне хочется дойти до самой сути»


Скоро грянет Новый год. За ним – Рождество. А до того мы как-то тихо пролистнули ранее громогласный ноябрьский красный день календаря. Этот праздник, утратив свою идеологическую суть, потерялся в истории. Но в том же месяце появилась новая дата – 4 ноября, День народного единства.


Однако ощущение того, другого праздника всё ещё живёт в нас. Помнится из детства, как родители 7 ноября собирались на демонстрацию, им выдавали большие фотографии членов политбюро ЦК КПСС, обкома партии, флаги или транспаранты. Прошагав по центральной улице города, отец и мама либо приглашали гостей к нам, либо мы всей большой компанией направлялись к кому-нибудь из друзей, детей сажали за маленький столик в детской, а взрослые наслаждались общением и вкусной едой под рюмочку на кухне или в зале. Политики не помню – только радость встречи…


Последнее время меня не покидает ощущение, что к официальным государственным праздникам мы (не в пример американцам) относимся исключительно как к очередным (спасибо правительству и Думе) выходным. А вот золото волшебства Рождественских и Новогодних (в том числе, и святочных) дней с годами не тускнеет – в череде будней мы всё равно не устаём ждать чуда. Наверное, чтобы стать частью нашего жизненного календаря, праздники должны как минимум несколько десятилетий укореняться в сознании людей…


Живя по заветам героев Александра Грибоедова («Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?»), мы перенимаем (или делаем вид, что перенимаем) образ жизни и манеру поведения у стран с устоявшейся демократией. И в чём-то даже преуспеваем. Но вот в отношении памяти, сохранности, так сказать, исторического материала, нам до них ещё далеко. В зависимости от главенствующей идеологии (или вовсе отсутствия таковой) в нашей стране постоянно меняется восприятие своего прошлого, а иногда и предпринимаются попытки переписать историю. Так произошло и с ранее государственным праздником Великой Октябрьской социалистической революции, который логично со сменой режима сначала перестал быть официальным, а потом и вовсе растворился во времени. Но поскольку стереть его из памяти старших поколений всё равно было невозможно, то некие креативные умы придумали отмечать день 7 ноября как памятную дату легендарного парада на Красной площади 1941 года, когда войска сразу же после смотра отправлялись на передовую Великой Отечественной. Так действительно было. Но есть некая недосказанность… Парад был приурочен к годовщине Октябрьской революции, которая тоже вдохновляла наших отцов, дедов и прадедов на те великие бои под Москвой.


Как известно, свято место пусто не бывает. Наверное, поэтому в ноябре и родился новый праздник – День народного единства, отмечаемый на зимнюю Казанскую. 400 лет отделяют нас от рокового Смутного времени, когда Московское царство могло потерять свою идентичность и уйти в небытие. И только совместные усилия православной церкви во главе с её патриархом-мучеником Гермогеном, представителями высших социальных слоёв и народа в лице князя Пожарского и гражданина Минина, собравших ополчение, помогли сохранить единство нашей страны… Благодаря этому на престол взошла новая династия российских царей из рода Романовых-Юрьевых, земли которых находились в том числе и на территории современной Липецкой области. Кстати, по одной из версий патриарх Филарет (Фёдор Никитич Романов, племянник первой жены царя Ивана Грозного Анастасии – отец первого царя Михаила Фёдоровича Романова) спасся от преследований Бориса Годунова именно в наших краях, в Троицком монастыре Лебедяни.


Но тут возникает новый вопрос: какая идеологическая подоплёка должна быть у самого важного государственного праздника? В этом году мы отметили (даже Год истории в эту честь учредили) 1150-летие Российской государственности. Может, логичнее было бы начать с начала. Но в таком случае, что считать истоком? Ведь и варяги-то на что-то пришли. Есть же мнение, будто Рюрик был вовсе не скандинавом, а внуком новгородского Гостомысла.


В общем, у России немало памятных дат, победных моментов, которые могли бы лечь в основание главного праздника страны.


 


Елецкая советская… Никем непобедимая


История!


Пусть я – наивный мальчик.


Я верил слишком долго, слишком искренне,


что ты – точнее всяких математик, бесспорней самой тривиальной истины...


Но, что поделать, – мальчики стареют.


Твои ветра по лицам их секут.


Секунды предъявляют счёт столетьям!


Я говорю от имени секунд...


Выставлять счета истории, наверное, могут только такие большие поэты как Роберт Рождественский. Нам же нужно только одно – помнить…


«Утерян целый ряд партийных убеждений. Нашедшего прошу вернуть. Вознаграждение – поштучно за каждое потерянное убеждение. Адрес: Манежная улица, квартира Доктора». Это ещё одно объявление, опубликованное во втором выпуске елецкой студенческой газеты «Вечерний вопль». Первый её номер вышел в 1916 году. Но тогда редакторы – «тёплая компания из трёх лиц» – предупреждали своих читателей, что так называемые пустые «подвалы», то есть белые пятна, на её страницах – дело рук цензуры. В 1917 году во втором экземпляре таких пустот уже не было. Но и следующего номера не последовало. После установления революционных порядков о возможности говорить всё, что хочется, пришлось забыть.


Предреволюционный и революционный Елец – это маленький список нашей огромной страны, со всеми её бунтующими процессами и партийным многоцветием. Здесь были и монархисты, и анархисты, и эсеры, и кадеты, и мирнообновленцы, и прогрессисты, а также меньшевики и, конечно, большевики. Причём в каждой партии были представлены все сословия, которые на тот момент существовали в Российской империи. Так в книге «Голоса» Александр Константинович Соколов опубликовал воспоминания некой крестьянки, которая рассказывала, как она вместе со своими односельчанами стала членом правомонархической (черносотенной) организации «Союз русского народа». Дело обстояло так: к старосте села приехали уполномоченные этой партии и переписали всех жителей. Таким образом на несколько десятков монархистов в стране стало больше….


Наступил 1917 год. 4 марта ельчане узнали об отречении от престола последнего российского самодержца Нико-лая II. Когда в столице началось формирование Временного правительства, в Ельце также принялись за создание новых органов власти. При этом детища «временщиков» – Комитеты общественной безопасности (или общественного спасения) действовали параллельно с органами местного само­управления старой власти – Городской Думой. А 10 марта 1917 года в Ельце прошло первое собрание Совета рабочих депутатов. Хотя самих рабочих в городе тогда было не так уж и много – чуть более восьми тысяч на заводах и промыслах (а всё население – около пятидесяти тысяч). При этом параллельно собирались и Советы рабочих и солдатских депутатов и Советы крестьянских депутатов. И всё это работало одновременно со старыми органами власти – только в марте 1918 года Городской управе отказали в её деятельности.


О том, что в Петербурге произошла революция, то есть Октябрьский переворот, ельчане узнали 26 октября из телеграммы. И уже на следующий день на митинге провозгласили Советскую власть.


Но ельчане не были бы ельчанами, если бы на этом остановились. Амбициозные и самодостаточные, уже многие десятилетия грезившие губернским статусом для своего города, но так и не получившие его при царе, горожане поняли, что настал их час.


– Елец вполне обоснованно мог претендовать на звание губернской столицы, – считает преподаватель кафедры истории ЕГУ Надежда Алексеевна Белькова. – В то время наш город входил в Орловскую губернию, но елецкие купцы и промышленники всячески стремились к самостоятельности. Известно, что по степени развития производства, ремёсел, по количеству и качеству учебных заведений Елец ничем не отличался от губернских городов. Здесь шли службы в тридцать одной церкви – для статуса не хватало, как говорили, ещё двух. Даже по числу жителей Елец, в котором проживало порядка 50 тысяч человек, не уступал соседним Орлу (50 тысяч жителей) и Воронежу (63 тысячи). А ещё здесь располагался важнейший железнодорожный узел, соединяющий Москву и Санкт-Петербург с юго-западной частью страны. Елец был центром первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Всё это подогревало гордость горожан. И в мае 1918 года идея стать губернским центром созрела окончательно, тем более, что её негласно поддерживали Липецк, Лебедянь, Задонск и Ефремов. А если учесть, что в это время революционным правительством вводится монополия на хлеб, то ельчане, полагавшие, что не получают должного финансового ответа за свой вклад в экономику губернии и страны, конечно, захотели и прибыль от этого дела оставлять у себя. Так что к новой власти у жителей революционного Ельца было много и притязаний, и предложений.


Поняв по-своему высказывание Ленина о самоопределении, в Ельце были созданы, то есть продублированы, все органы революционного порядка. И так получилось, что параллельно с новой Россией рождалась и Елецкая советская республика со своей Конституцией, Совнаркомом и Совнархозом.


– Тогда же заговорили и о необходимости создания своего ВЦИКа (центрального исполнительного комитета), – продолжает Надежда Белькова. – Летом 1918 года, 2 и 6 августа, Ленин дважды принимал председателя президиума Елецкого Совета рабочих депутатов, члена укома РКП(б) К.Ф. Гроднера и вручил ему письмо к елецким рабочим. Гроднер встречался с Ильичом по поводу разъяснения внутренней политики. Тогда-то глава государства и упрекнул ельчан в сотрудничестве с левыми эсерами и посоветовал решительнее избавляться от ненадёжных партнёров. (Кстати, вождь мирового пролетариата уже был «знаком» с Ельцом. Ещё до октябрьских событий в статье «О чём думают наши министры?» главный революционер писал: «…С особенным ужасом говорит г. министр, что школа в г. Ельце «помещается за рекой Сосной, где живёт преимущественно простой (о, ужас!) и мастеровой народ и где находится железнодорожная мастерская». Подальше, подальше надо держать школы от «простого и мастерового люда». – Прим. авт.). А чуть раньше, 30 мая того же года, Ленин беседовал с представителями Елецкого Совдепа А.X. Бровкиным (комиссаром здравоохранения) и А.С. Зайцевым. 5 июля Владимир Ильич встречался с председателем Елецкого Совдепа Иваном Никитичем Горшковым, ставшим впоследствии вместе с М. Бутовым народным диктатором. После того, как Владимир Александрович Успенский был избран председателем исполкома советов, он тоже поехал к Ленину. Тот, узнав, что должность гостя звучит как «председатель совнаркома», удивился совпадению, мол, и он тоже председатель Совета народных комиссаров. И задал простой вопрос: «Как же нам быть?». А, кроме того, в Ельце приняли и свою Конституцию, что также изумило главного вождя революции. Но ельчан очень быстро вернули на землю, указав на то, что нужно исправить и от каких претензий отказаться.


Так мечты о Елецкой советской республике канули в Лету. Но параллельное желание отделиться от Орла у ельчан не ослабевало. В сентябре 1918 года новый Совет рабочих и крестьянских депутатов на своём съезде постановил путём голосования отделиться от Орла и создать Елецкую губернию. Но Москва опять не поддержала эту инициативу, пояснив, что таким образом подрываются территориально-административные границы страны. И наступило в Ельце с самоопределением затишье. Временное… Затем грянула Гражданская война, и у всех появилась новая задача – выжить.


– Революционные события в нашем городе развивались стремительно. Но говорить о том, что здесь быстро и легко приняли новые устои – нельзя. Елец всё-таки город особенный, со своей потаённой жизнью, город с двойным дном. Он – нелёгкий, он кого-то принимает, а кого-то – нет. И даже советская история не повлияла на его дух. А к семнадцатому году люди просто устали, – рассуждает Надежда Алексеевна Белькова. – Устали от неурожаев, от вой­ны, которая забирала не только мужчин, но и лишала материального благополучия. Да и голосовали-то тогда не столько за партии, сколько за лозунги. Большевики в своих обещаниях преуспели, вот им и отдавали предпочтения люди разных сословий.


…Но ельчанам всё-таки удалось отделиться от Орла, хоть и ненадолго. В 1934 году в ходе очередной административно-территориальной реформы Елец отошёл к Воронежской губернии. Но уже в 1937 году город вновь встаёт под крыло Орла, чтобы спустя семнадцать лет войти в состав только что рождённой Липецкой области.


Трудно сказать, чем бы обернулось для Ельца создание советской республики или обретение статуса губернского, областного центра. Быть может, провидение просто берегло этот красивейший город России для чего-то большего? Например, для того, чтобы стать университетским центром русской провинции…


– К 1991 году Елец подошёл по большому счёту трудовым городом, – резюмирует Надежда Алексеевна. – Здесь действовал градообразующий завод «Эльта», другие предприятия. Сегодня же работу в городе найти очень сложно. На месте огромного завода – торговый центр… Когда-то 7 ноября был настоящим праздником, люди выходили на демонстрации, затем гуляли в парках, ходили друг к другу в гости. А 4 ноября для многих пока всего лишь выходной день. Может быть, потому, что людям не всегда доходчиво объясняют суть вещей. Допустим, революционную историю Ельца многие молодые люди знают совсем плохо – просто из-за недостатка информации, а наши материалы печатаются в ограниченном количестве. Только народу обязательно нужно говорить правду об истории страны. Полуправда о прошлом заставляет молодёжь критически смотреть и на новые государственные праздники.



Купно за едино


Протоиерей Василий Романов, благочинный первого Елецкого церковного округа, настоятель Вознесенского собора города Ельца, руководитель православной гимназии во имя Тихона Задонского


– Отличительной чертой нашего народа была, есть и остаётся соборность. Вместе мы не только молимся, празднуем, но и защищаем свою Родину. А сегодня всех нас разобщают, растлевают наши души и сознание, чтобы начать уничтожать.


Вспомним 1812 год, Отечественную войну – в высшей степени патриотическую защиту Руси. Эта война совершила переворот в самосознании нашего народа. Тогда был побеждён не только Наполеон – он же привёл на нашу землю многоязыкую армию. Так вот вся Европа, которой как тогда, так и сейчас, была ненавистна православная Россия, была повержена. Наша Церковь также проливала кровь на полях сражений, зная, что нам помогают как небожители, так и Заступница Небесная Русской земли – Богоматерь. А после победы над врагом Церковь стала составной частью послевоенного культурного созидания и нового построения национального государства – Российской империи. Да и «Золотой век» нашей культуры был бы невозможен без 1812 года.


Где теперь мощь Российской империи? Где патриоты своего Отечества, Минины, Пожарские? Не надо русский народ делить на национальные сегменты, это единый народ, защищавший свою землю и свою веру Православную. Вспомните, символом ополченцев в Смутное время стал воинский стяг князя Пожарского с изображением Спаса-Вседержителя и Казанской иконы Богоматери, а девизом – слова «Помни своё Отечество! Купно за едино!», то есть, все вместе за одно дело.


А что сегодня, единство нашего народа – миф? Ведь кажется, что всё потоптано. Но, нет! Ещё милостью Божией и заступничеством Пресвятой Богородицы мы пока едины. И объединены Православной верой. Вот почему врагам Православия так не нравится праздник День народного единства. Напомню, что святитель патриарх Гермоген, убитый в Смутное время, говорил: «Стойте за веру неподвижно, а я за вас Бога помолю». Вот и нам, православным нужно стоять за веру и единство, подражая нашим предкам, которые не жалели жизни, не искали лёгкого пути, защищая свою веру и Святую Русь. Нам нужно приумножить достояние России, сохранить её самобытность, братство и любовь между народами.



Воспитание патриотизма –дело государственной важности


Юрий Дмитриевич Гришко, народный художник России, академик Академии художеств Российской Федерации, скульптор


– Праздники наш народ любил всегда. И погулять мы не дураки. Но необходимо помнить, что в основу государственных дат положена наша история, которую мы должны знать, уважать и сохранять. Вернёмся к тому же 7 ноября – без фальши и подделок он был для многих самым любимым праздником. Патриотическое воспитание в СССР было поставлено на должный уровень, мы проходили стадии взросления – октябрёнок, пионер, комсомолец, когда нам внушали коммунистические ценности. Поэтому мы, студенты, с удовольствием ходили на демонстрации, носили портреты первых лиц государства, зябли, а потом шли в гости и отмечали это событие за столом. Это был нормальный государственный праздник, рождённый тогдашней идеологией. А когда поменялась политическая формация, сменились и праздники. Раньше мы жили в тоталитарной советской стране, которая убивала в человеке личность. Теперь – в государстве пещерного номенклатурно-чиновничьего капитализма, при котором тоже мало ценят человека. Но если говорить о новом государственном празднике – Дне народного единства, то он также работает на патриотизм, в его основе – любовь к Родине, память о героях прошлого. Я сколько живу, столько и знаю памятник Минину и Пожарскому на Красной площади Москвы. Это одно из самых замечательных художественных произведений в монументальной пластике было создано на народные пожертвования. Такова была любовь народа к своим героям.


Нынешние школьники плохо знают историю своей страны. А так как Америка уверена, что она победила во Второй мировой войне, то эту ложную теорию навязывают и нам, в том числе и с экранов телевизоров. Недавно я прочитал книгу о художнике Матисе. И мне было больно узнать, что и во время вой­ны французы не верили в мощь русского, советского оружия, в силу воли наших людей, а надеялись на американцев… Так что они не оценили нашу жертву в 30 миллионов погибших людей – их жизни мы положили на алтарь Победы. Что говорить о современных европейцах и американцах, для которых война – это уже дела давно минувших лет. У нас же ничего страшнее не было, как нет и ничего более святого, чем память о великих тех годах. Но ведь и мы когда-то «благополучно» забыли историю Смутного времени.


Каждый из нас – часть истории своей страны. И, наверное, неинтересной жизни не бывает. Лучшие моменты мы сохраняем в своей памяти, а всё ненужное быстро забывается. Но только в случае со страной нужно помнить всё и не повторять ошибок прошлого, не идти вслед за чужими заблуждениями, оставаться самими собой!



Соблюдать преемственность, как в истории, так и в праздниках


Александр Юрьевич Клоков, председатель Липецкого областного краеведческого общества


– Праздники – это всегда хорошо. Но обязательно нужно знать, какое событие положено в основу красного дня календаря. На мой взгляд, 7 ноября – это вовсе не праздничная дата, а день скорби. В 1917 году была разрушена великая Держава. Потом народу удалось восстановить свою страну, сделать её одним из ведущих мировых государств. Чтобы затем, в девяностые годы прошлого столетия, опять всё порушить. Мне иногда кажется: нас специально провоцируют на революции, чтобы ослабить, разобщить, затормозить в развитии, а потом и вовсе уничтожить. Всякая революция разрушительна, поэтому праздновать день разрушения, мне кажется, неверно. Государство, как и общество, должно развиваться эволюционно.


Сейчас в календаре появился День народного единства – 4 ноября. Но народ – он на то и народ, чтобы быть единым. Его разделить нельзя. Поэтому я тоже вижу здесь некую притянутость в названии. Да и что мы, собственно говоря, празднуем? Освобождение от поляков, сплочённость народа против супостатов и внутренних врагов? Возникновение новой царственной династии Романовых? Но ведь это же всё очередная ступенька в развитии России. И почему, могут спросить люди, мы отмечаем освобождение от польской интервенции, а не от армии Наполеона, например? Вот Победа в Великой Отечественной войне – это поистине всенародное и национальное торжество! А может быть, нам принять за государственный праздник День зарождения Российской государственности? 1150-летие этого грандиозного события мы отметили в этом году. Но даже здесь не всё гладко. Я не сторонник нормандской теории, и считаю, что варяги пришли уже в существующее государство… И всё же этим праздником мы подчеркнём, что соблюдаем преемственность между Киевской Русью, Московским княжеством, Российской империей, Советским Союзом и новой Россией. Людям нужно рассказывать, на каком основании мы то или иное событие, происходившее в истории нашей страны, кладём в основу государственного торжества. Иначе многие просто не поймут, зачем… И не воспримут праздник, что мы сегодня, к сожалению, и наблюдаем.



P.S. История! Гулящая история!..


Довольно врать!!!


Сожми сухие пальцы.


Живое сердце людям отвори…


Ты станешь самой точною наукою!


Ты станешь! Ты должна!


Мы так хотим!


Требовал в начале шестидесятых годов прошлого столетия Роберт Рождественский. А нам требуется только одно – помнить… .

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -2 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Занавес!

Евгения Ионова
// Культура

Бегущая по волнам

Евгения Ионова
// Культура

Покровские традиции

Евгения Ионова
// Культура

Когда душа хочет праздника…

Наталья Сизова
// Культура

«Союз нерушимый» для маленьких и больших

Наталья Сизова
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Без права на ошибку

Ольга Журавлева // Общество

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина // Общество

Партпроекты работают на опережение

Михаил Зарников // Общество

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева // Общество

Интернет – проще сбыта нет!

Михаил Зарников // Экономика



  Вверх