lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
17 декабря 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Абрамцево
Культура 

Маленькие художники в большом зале (фото)

17.12.2012 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский, Анатолий Евстропов (фото)
// Культура

В прошлый вторник Областной выставочный зал был полон детей. Точнее, от присутствовавших они составляли ровно половину: соотношение практически идеальное, ведь почти все пришли с родителями. 11 декабря в Липецке чествовали номинантов IX Областного открытого конкурса-фестиваля художественного творчества детей и юношества имени народного художника России Виктора Семёновича Сорокина.


Торжество творческой юности


Глядя на счастливую ребятню, я вспомнил своё далёкое отрочество. Лет в десять-одиннадцать я познакомился с группой своих сверстников – и все они, как на подбор, были учащимися художественных школ. Дружба с ними сохранилась и теперь. «Кто они, чем занимаются сейчас?» – подумалось мне. Все без исключения – люди творческих профессий, ведут активный и по большей части весёлый образ жизни, не терпят сидения на месте, много путешествуют. Повлияло ли на них детское, пусть и не всегда добровольное, а волею родителей избранное увлечение искусством? Несомненно. Приветственные слова дипломантам и призёрам, сказанные руководителем управления культуры и искусства Липецкой области Татьяной Васильевной Гореловой, в канве моих размышлений прозвучали действительно очень оптимистично:


– Глядя в ваши глаза, я начинаю верить, что наше будущее будет более счастливым, более интересным и более красивым. Потому что именно таким красивым детям, создавшим столь замечательные произведения, предстоит создавать жизнь – и она обязательно будет красива!


Поздравили победителей конкурса и другие «старшие товарищи». Председатель департамента культуры города Липецка Виктор Павлович Долгих не скрывал восхищения:


– С каждым годом у нас всё больше и больше умных и талантливых детей – это ли не причина для радости?! Так давайте вместе улыбнёмся, ведь сегодня – настоящий праздник!


К Виктору Павловичу присоединилась и председатель жюри конкурса искусствовед Татьяна Ивановна Нечаева:


– Вы одержали огромную победу, дорогие художники! Поздравляю вас с тем, что вы сотворили такие работы с помощью учителей и при поддержке родителей. Думаю, это было бы лучшим подарком к столетнему юбилею нашего величайшего мастера – Виктора Семёновича Сорокина.


Совпадение?


– Татьяна Ивановна, – обратился я к своему гуру и неизменному консультанту, – рассудите, случайность или нет? Выбрал для мини-интервью наугад трёх победителей – и все они оказались из Ельца! Наводит, знаете ли, на мысли…


– Что же тут неожиданного, – вовсе не удивилась Нечаева: – елецкая земля помнит Виктора Семёновича, ведь он много лет отдал этому симпатичному городу. Закономерность есть, след Сорокина несомненен. Они могут посещать прекрасную галерею, наполненную холстами Мастера. Но одно дело – смотреть, а другое – кто учит. С тех пор как в училище искусств открылось художественное отделение, там преподавал Николай Иванович Климов, он задавал тон всему художественному пространству Ельца, и у него до сих пор масса последователей и приверженцев – в том числе и среди педагогов. И педагогический метод, который использовал Виктор Семёнович, тоже многие помнят. Он никогда не перехваливал своих учеников, умел очень мягко подтолкнуть к правильному решению, направить мысль начинающего художника в нужном направлении.


«Трио»


Одиннадцатилетней Анастасии Манюковой среди всего многообразного выразительного спектра изобразительного искусства ближе живопись. Тем не менее юная жительница Ельца удостоилась на конкурсе диплома за графическую работу под названием «Трио». На листе бумаги пастелью нарисован забавный ансамбль музыкантов, которые (видимо, в силу меньшего состава), в сравнении с героями известной басни Крылова, проблем с исполнением явно не испытывают. Напротив, на лицах их – упоение и радость. Несравнимая, однако, с ликованием девчушки от полученной награды.


– Настя, ты давно занимаешься рисованием?


– Пошёл уже четвёртый год! Видите ли, я пробую себя в разных техниках, но вместе с преподавателем мы решили, что моё графическое «Трио» подойдёт для конкурса лучше всего. И тема мне очень близка, ведь кроме художественной школы я нахожу время ещё и для музыки. Очень люблю играть на фортепьяно.


– Почему же себя не изобразила на картине?


– Да просто не уместилась бы, – озорно смеётся моя собеседница.


– Какая же ты деятельная натура! И «художка», и «музыкалка». А в обычной школе успеваешь уроки делать?


– Ещё как! Я – круглая отличница. Да и в учёбе моё увлечение изобразительным искусством помогает. Вот, например, когда задают написать сочинение по картине, – у меня это выходит с лёгкостью необычайной!


«Крестьянин в повозке»


Григорий Хлебников так же, как и Настя Манюкова, пробует и живопись, и графику, и скульптуру. Он тоже из Ельца и тоже… отличник! Его скульптурная работа «Крестьянин в повозке» принесла двенадцатилетнему художнику второе место в конкурсном зачёте.


– Гриша, твоё произведение выполнено в традициях народной игрушки. Причём не нашей, не романовской. Здесь что-то другое, не так ли?


– Про романовскую игрушку я, конечно же, слышал. Но в данном случае просто лепил из глины – и всё. Это фантазийный сюжет из деревенской жизни: крестьянин едет на телеге в поле, таким я его вообразил. В школе искусств у нас есть и живопись, и графика, и лепка. Я выставлял на суд жюри несколько работ – по вкусу совету пришлась именно скульптура.


– Диву даюсь, когда же вы, маленькие цезари, успеваете творчеству предаваться помимо учёбы?!


– Скажу вам больше: умудряюсь посещать ещё и бассейн. Такая насыщенная жизнь помогает мне самоорганизовываться и правильно распределять внутренние ресурсы и время. Набираюсь опыта во всех доступных сферах, ведь просто ходить в школу, по правде, скучно.


– С чем же ты всё-таки планируешь связать свой выбор, когда вырастешь, – спорт, искусство, наука?


– В школьной программе мне по душе точные предметы – математика и история. Поэтому думаю серьёзно обратить внимание на научную деятельность, а в свободные часы почему бы не порисовать, полепить или не заняться физическими упражнениями?


– Желаем тебе успеха в самоопределении, Григорий!


Елецкий пейзаж


Павел Майборода, которому сейчас всего тринадцать, мне, в силу богатого воображения, представился умудрённым мастером, с буйной шевелюрой и, само собой, с бородой. А всё потому, что мальчик сразу объявил: в будущем хочу стать художником.


– Не пугает ли тебя, Павел, столь непростая профессия? Ведь люди искусства редко разъезжают на престижных авто и не могут похвастаться последними моделями смартфонов?


– Отнюдь нет, – гордо ответствовал обладатель диплома в номинации для учащихся общеобразовательных учреждений городских округов Липецкой области. – Я увлёкся изобразительным искусством и начал рисовать с пяти лет. До десяти лет отрабатывал свою технику, темп. Понял, что получается, и немедленно отправился в специализированную школу искусств. Тогда мне исполнилось десять. Хочу быть настоящим художником и заниматься этим всю жизнь. И меня это ничуть не пугает.


– На твоей картине мы видим городской пейзаж. Мотив, который почему-то не так часто встречается в данной экспозиции.


– Да, пейзаж своеобразен. Я вообще отдаю предпочтение именно пейзажному рисунку. Мне, в частности, очень нравится изображать виды родного Ельца, например Введенский спуск. Его в своих работах увековечили многие талантливые живописцы и графики.


– Кстати, есть у тебя любимые художники?


– Конечно! Это Елена Ненастина (у которой «Итоги» брали большое интервью. – Прим. авт.) и Леонардо да Винчи (у которого… ну, вы сами поняли.Прим. авт.).


– А Виктор Семёнович Сорокин как же? Бывал в его музее в Ельце?


– Разумеется, бывал. Хорошо! Мне импонирует его манера письма – активная. Я и сам люблю активно использовать разные краски, яркие, сочные. Не люблю мрачные тона, наверное, потому что я сам весёлый.


Будущее изобразительного искусства


– Когда видишь творчество детей, – продолжаем рассуждать с искусствоведом Татьяной Ивановной Нечаевой, – в особенности – младшего возраста, оно покоряет непосредственностью и яркостью. Ребёнок с лёгкостью выражает своё мироощущение с помощью красок. Говорят, все дети рождаются талантливыми. Но этот талант – до десяти лет. Потом – всё в руках педагога: удержать, развить, укрепить способности. Ребёнку становится необходима поддержка школы. Нужен хороший постановщик руки. Как сохранить непосредственность видения юного художника и как подкрепить её профессионально значимыми навыками? Если «нажимать» на академизм, мы рискуем оттеснить лёгкость и незамутнённость взгляда. Причём чем взрослее становится ребёнок, тем сильнее проявляется его неумение.


Зачастую, отсматривая конкурсные работы, жюри сталкивалось с несамостоятельностью – педагог давлеет, и это тревожный симптом. Чувство меры – вот о чём необходимо помнить. Вспомним о том человеке, чьим именем наречён конкурс. Сорокин никогда не учил буквально, из-под его крыла вышли десятки совершенно непохожих друг на друга художников. Как поступал Виктор Семёнович? В первую очередь, он глубоко уважал своих подопечных. Если он видел у кого-либо в классе затруднение, то потихоньку подходил и буквально на ухо ненавязчиво советовал. «Акварель водичку любит», – говаривал мастер. «Ты сам, ты сможешь, крась, крась, у тебя получится». А потом вместе со всеми разбирал выполненное задание, причём предпочитал отмалчиваться, давая высказать свои мнения именно ученикам. Выше «тройки» на занятиях никогда не ставил. Зато на курсовых проектах – только «хорошо» и «отлично». Дать ребёнку решать творческую задачу и вовремя приходить на помощь – такова была метода великого живописца.


P.S. 274 участника (от пяти до семнадцати лет) и 472 работы со всех уголков области – такого размаха достиг девятый по счёту сорокинский конкурс. Дипломантов и победителей выбирали в четырёх возрастных группах и в двух категориях – городские и сельские школьники. В подарок к вековому юбилею Виктор Семёнович Сорокин получил экспозицию, состоящую из более двухсот произведений 154 юных художников, чьи имена, возможно, очень скоро история впишет в летопись липецкой живописи, графики и скульптуры.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 14 августа 2018 г.

Погода в Липецке День: +17 C°  Ночь: +15 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

В школу без опаски

Дмитрий Бровкин
// Образование

Здоровые проекты

Дмитрий Солдатов
// Спорт

Живая история и царство цветов

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com
// Общество

Где находятся «Врата счастья»

Николай Рощупкин, Михаил Зарников
// Общество
Даты
Популярные темы 

Она из братства смелых

Семен Владимиров // Общество

Вовремя и профессионально

Александр Хаустов, alekhaus_58@mail.ru // Экономика

Кто творит историю в камне

Владимир Петров, petrof2332@yandex.ru // Экономика

Так рождаются спортивные легенды

Михаил Зарников // Спорт



  Вверх