lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
14 декабря 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

«Раньше думай о Родине, а потом о себе…»

14.12.2012 "Молодежный вестник". Антон МАРДАСОВ
// Общество
Фото из архива героя
Фото из архива героя

– Мальчишками мы часто играли на «кладбище старых самолетов» возле военного городка в Грязях, – вспоминает полковник запаса Александр Петров. – У меня до сих пор хранится прибор из кабины самолета – указатель скорости. Вот так еще дошкольником я и полюбил авиацию.


Детские мечты обернулись явью. За 40 лет в армии Александр Петрович налетал 4 тысячи часов, совершив более 5 тысяч полетов. А в 2008 году «за мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники и вооружения» был удостоен звания Героя Российской Федерации.


Мечта о небе


– Александр Петрович, как вы решили стать летчиком, причем не просто летчиком, а летчиком-истребителем?


– Мои отец, дядя и даже тесть – летчики-истребители (улыбается). Папа, Петр Александрович, после окончания военного училища служил в Липецке, где я и родился, потом его перевели в Грязи. Помню те счастливые дни, когда отец брал меня с собой на аэродром, как гудели истребители, штурмовики… Потом демобилизовался – и мы переехали в Вольск Саратовской области, тоже авиационный город. В 60-е годы стремительно развивались космонавтика и авиация – как раз активно «пошли» реактивные самолеты. И к моменту окончания школы я сделал свой выбор – учиться только в летном училище и только на летчика-истребителя.


– Поступили без проблем?


– Тогда отбор был очень строгим и финансовая составляющая при поступлении исключалась. Мы надеялись только на свою голову и физические возможности. В теоретическом плане у меня не возникало проблем, да и в плане физической подготовки тоже – занимался спортивной гимнастикой, зимними видами спорта. До сих пор «болею» горными лыжами.


– Помните день, когда впервые сели за штурвал истребителя?


– Конечно, это событие на всю жизнь. 22 мая 1972 года я в первый раз самостоятельно поднялся в воздух. Первым моим инструктором был лейтенант Николай Борисович Коротченко. Вообще летчик-инструктор для пилота – самый главный человек после родителей. Ведь он научил тебя летать…


Из кабины – в кресле


– Вашу биографию можно найти на многих интернет-ресурсах, и везде повторяются такие строки: «В училище на 3-м курсе была аварийная ситуация на МиГ-21 пф из-за отказа двигателя. Курсант Петров на критической высоте запустил с третьей попытки двигатель, чем спас самолет». Расскажите об этом случае…


– Что тут говорить… Отказ двигателя – ситуация внештатная, но на истребителе однодвигательном – критическая. Все действия пилота прописаны в руководстве по летной эксплуатации и отрабатываются на тренажерах. Но, когда подобная ситуация застает врасплох, требуется время, чтобы оценить обстановку и принять грамотное решение. Ведь закон всемирного тяготения никто не отменял (улыбается).


– Вам приходилось катапультироваться?


– Да, дважды в Ахтубинске в летно-испытательном центре при проведении испытаний и один раз в 2001 году под Липецком.


– Было страшно?


– Это неподходящее слово. Катапультирование – крайнее решение и крайнее действие пилота, после которого самолет от него уже «ушел». Останешься – и уже не выживешь. Курсанты проходят подготовку на наземной катапультной установке и примерно представляют, что это такое. Только перегрузка на ней в разы меньше, чем на самолете.


– В фильмах летчики часто покидают кабину боевой машины. Как работает катапульта в реальной жизни?


– В кабину по направляющим, как по рельсам, вставляется кресло – сложное техническое устройство. Пилот просто тянет за определенные рычаги, а дальше – дело за автоматикой. Главное, чтобы все системы катапультного кресла сработали штатно и ввели в действие основной спасательный купол парашюта. В России на современных самолетах установлено лучшее в мире кресло К-36ДМ. Оно спасало летчиков в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. После того как пилот катапультировался и самолет разбился, начинается проверка по этому делу. Конечно, действия пилота, параметры полета пишет регистратор, или «черный ящик», как его называют в народе. Но, если он не сохранился, где брать свидетелей? Машина стоит сотни миллионов рублей. И случаев, когда людей признавали виновными, много, особенно в более ранние периоды, когда эти регистраторы полета не были такими совершенными, как сейчас…


Каждой клеткой организма…


– А как летчики справляются с перегрузками при полете?


– Многим доводилось кататься на аттракционах, которые «петли» крутят, – так вот там также действуют законы физики. Перегрузки возникают при ускорениях и при искривлении траектории полета. Каждая клетка организма подвержена перегрузке. В самолете она, конечно, несравнимо больше… Но будущего пилота не сразу подвергают максимальным нагрузкам – тренировочный процесс построен по принципу «от простого к сложному». Человек неподготовленный при перегрузке просто потеряет сознание – не потому, что слабый, просто он не знает, как противодействовать этой силе.


– Каждый вылет сопряжен с риском для жизни…


– Подобный настрой здесь неприемлем. Если пилот будет так думать, то в авиации ему не место. Конечно, понимаешь, что риск есть, но на первом плане – выполнение летного задания. Скажу так: двигаться на автомобиле в городском потоке машин, где хватает лихачей, в сто раз опаснее.


– Удачное выполнение задания зависит от мастерства управления боевой машиной. Но тем не менее вы верите в Бога?


– Раньше нас воспитывали атеистами, но постепенно приходишь к осознанию того, что высшие силы существуют и всем руководят.


Быть мужчиной


– Что значит быть Героем России?


– В законе написано, что Герой России должен достойно нести присвоенное ему высокое звание, служить примером в выполнении гражданского и воинского долга для граждан России… За что я получил Звезду Героя? Это венец всей моей работы. Мы испытывали самолеты Су-33, Су-30, Бе-103 и задачу выполнили с максимальным результатом в максимально короткий срок… Знаете, в одной знаменитой песне есть такие строки: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Так вот, когда мы поступали в военные училища, практически никто не думал, какой у него будет заработок. К сожалению, сейчас нравственные понятия размываются и деньги выходят на первое место. К тому же подавляющую часть молодежи воспитывает телевидение, а люди, бескорыстно служащие на благо своей страны, обладающие мужеством, смелостью, сегодня, мягко говоря, не в моде…



Р.S. 22 декабря Александру Петрову исполнится 60 лет. Коллектив редакции «Молодежного вестника» сердечно поздравляет его с юбилеем и желает крепкого здоровья, семейного благополучия и мирного неба над головой.


Александр Петрович Петров – Герой Российской Федерации, летчик-испытатель I класса. Имеет государственные награды: звание Героя Российской Федерации, орден Мужества, почетное звание «Заслуженный военный летчик РФ», именное бое­вое оружие – пистолет ПМ («за образцовое выполнение воинского долга и победы в воздушных боях в летно-тактических учениях в ЮАР, что способствовало росту мирового престижа РФ как великой авиационной державы»), орден Святого князя Александра Невского, 11 медалей.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -3 C°  Ночь: -4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Занавес!

Евгения Ионова
// Культура

Бегущая по волнам

Евгения Ионова
// Культура

Покровские традиции

Евгения Ионова
// Культура

Когда душа хочет праздника…

Наталья Сизова
// Культура

«Союз нерушимый» для маленьких и больших

Наталья Сизова
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Без права на ошибку

Ольга Журавлева // Общество

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина // Общество

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов // Экономика

Партпроекты работают на опережение

Михаил Зарников // Общество

Интернет – проще сбыта нет!

Михаил Зарников // Экономика

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева // Общество



  Вверх