lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
16 ноября 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

О современной безграмотности замолвим слово…

16.11.2012 "Молодежный вестник". Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Культура
Фото из архива героини
Фото из архива героини

– Для моего поколения книга была по сути единственным источником информации. А сегодня о происходящем в основном узнают из Интернета и по телевидению. Большинство современных людей не понимает, что чтение – это большая духовная работа. Необходимо объяснить им, что без интеллектуального труда они потеряют свою культуру, – уверена Людмила Петровна Плеханова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания ЛГПУ.


ЗА НАШ «БАЗАР» ПРИДЕТСЯ ОТВЕЧАТЬ!


– В современной речи лингвисты выделяют два процесса, – отмечает моя собеседница. – Они противоречат друг другу, но тем не менее все равно уживаются. Один из них – вокняжение, то есть чрезмерное употребление книжной лексики (чаще – иноязычной). Очевидно, иностранное слово кажется более престижным, нежели русское, поэтому любители щегольнуть своими знаниями выбирают именно его. Символ этого процесса – понятие «дискурс». Теперь у нас любой текст называют этим термином. Рядом с вокняжением соседствует жаргонизация, которая ассоциируется со словом «базар». Причем его свободно употребляют образованные люди, и не только в выражениях «Фильтруй базар» или «За базар ответишь», но и в обычной речи. Не отличается грамотностью и речь студентов. «Блин» – их любимое словечко, которое выражает самые разные чувства. Как-то незаметно сквернословие стало модным в нашем обществе. Я согласна с теми, кто считает, что отношение к брани подобно активному и пассивному курению. Неизвестно, кто причиняет больший вред: тот, кто ругается, или же кто допускает произнесение таких слов в своем присутствии. Не надо бороться за чистоту речи всего человечества – начните с себя и коллектива, и эффект будет очевиден. В этом плане очень важна роль родителей. Если ребенок каждый день слышит от мамы и папы бранную лексику, вскоре и сам начнет ругаться. Семью недаром называют «первой языковой купелью, в которую погружается ребенок и откуда начинается его обучение культуре речи». И заменить эту ценность не смогут ни школа, ни учеба в элитном вузе.


У моей коллеги произошел такой случай, – продолжает Людмила Петровна. – Перед занятием к ней подошел молодой человек, чтобы отпроситься. «Ну, можно я... это... типа... ваще на лекцию не пойду? – заявил он. – Мне, блин, очень надо! А с деканатом я уже все перетер!» Представляете подобный разговор лет тридцать тому назад? А нынешние студенты могут себе это позволить. В таких условиях тяжело бороться за чистоту русского языка. Не помогает нам в этом плане и работа телевидения. Речевые ошибки комментаторов недопустимы! А что происходит с названиями передач? Сплошные шоу и данс-марафоны. А современная литература? Новоявленные писатели, очевидно, забыли, что их задача – поднимать уровень культуры народа. А у нас теперь на первом плане – натурализм жизни с полным отсутствием цензуры. В современных произведениях нет культурного ориентира, на который можно было бы равняться.


«БЛУЖДАЮЩИЙ СЫН»


С безграмотностью современной молодежи Людмила Петровна сталкивается ежегодно, ведь уже много лет она эксперт по проверке работ ЕГЭ, и порой от ученических «перлов» ей просто хочется плакать.


– Сегодня школьника, прочитавшего основные произведения программы по литературе, можно показывать как музейный экспонат, – делится моя героиня. – В этом году меня поразили не только стилистические ошибки, но и узкий читательский кругозор. Ученики, пишущие сочинение, не чувствуют ни истории, ни эпохи.


В этом году, как известно, мы отмечаем 200-летие Бородинской битвы, поэтому в задании «С» были тексты, посвященные этому сражению. Выяснилось, что для некоторых выпускников Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная – одно и то же. Они свободно могут употребить такое выражение, как «Великая Отечественная война 1812 года», а лексику, характерную для 1941-го, использовать при описании военных баталий русских и французов. Как вам такой отрывок: «Переезжая из Москвы в более безо­пасное место, Ростовы грузили свои вещи в машину. Княжна Марья, увидев кучу раненых солдат, стала просить отдать грузовики под раненых и приказала отвезти бойцов в госпиталь». Мало того, что княжну Болконскую сделали членом другого семейства, так еще и слова, характерные для XX века, почему-то перекочевали в век девятнадцатый.


– Могу привести пример и из прошлого года. Он ярко характеризует отсутствие у школьника представления о паронимах. Текст был посвящен картине Альбрехта Дюрера «Блудный сын». Ученик предложил такое начало сочинения: «В гаврюре Дюрера «Блуждающий сын» можно заметить черты самого художника». Вам смешно? А мне хочется плакать. А какое огромное количество орфографических ошибок мы исправляем! Складывается ощущение, что дети вообще не читают дома. Вот несколько примеров из разряда «как слышим, так и пишем»: «их ние родители», «он был ранен и по кинул фронт», «деньот о дня». Печально и когда студенты поверхностно воспринимают смысл прочитанного. Помню, однажды на вступительных экзаменах ребята писали изложение с элементами сочинения по рассказу Бунина «Поздний час». Там есть эпизод, когда герой вспоминает о своей прошлой любви: «А потом ты проводила меня до калитки, и я сказал: «Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле». Одна студентка таким образом пересказала данный отрывок: «Если есть другая жизнь, то поцелую ноги». Что тут скажешь…


Упадок речевой культуры называют своеобразным «равнением вниз». Ведь до смешного доходит: образованные люди, окончившие престижные вузы, попадая в коллектив с низким культурным уровнем, специально начинают говорить проще, чтобы не выделяться из общей массы. И тем важнее объяснить современным детям, что в русском языке и отечественной литературе отражены национальный характер и принципы культуры поведения, которым нужно следовать.


Три вопроса для героини


– Людмила Петровна, у вас подрастает внук. Помогаете ли вы ему с учебой?


– К сожалению, я – «эпизодическая» бабушка. Из-за работы не могу уделять Илье достаточно внимания. Очень радует, что благодаря маминым усилиям у него не пропал интерес к чтению. Недавно в школе он изучал «Капитанскую дочку». При подготовке к сочинению у меня помощи даже не попросил, попытался раскрыть тему «Образ Пугачева» самостоятельно. Очевидно, бунтарство героя заинтересовало его больше, чем положительный Петр Гринев. Посмотрим, кто станет ему интересен на будущий год.


– Что бы вы как опытный педагог посоветовали своим молодым коллегам?


– Я бы обратила их внимание на уважительное отношение к слову и своим собеседникам. Нужно уметь разговаривать с коллегами, учениками, родителями и на уроке и вне его. В учебниках по риторике это называется индивидуальным педагогическим стилем общения. Он приобретается с опытом, и тот, кто хочет стать настоящим педагогом, должен запастись терпением.


– Когда-то Россия была самой читающей страной в мире. В современных условиях на чтение у нас остается все меньше времени. Как вы думаете, к чему это может привести?


– Однажды Иосиф Бродский сказал: «Среди преступлений наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения, не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их нечтение. За него человек расплачивается всей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей». Не слишком ли высокая цена за отказ от нашего культурного наследия?


А Раскольников стал ревизором…


– Год от года на ЕГЭ ученики «радуют» нас своими сочинениями, – делится Людмила Петровна. – Складывается ощущение, что в школе они просто не читают русскую классическую литературу. Даже не могут верно указать хрестоматийные произведения известных писателей. Вот несколько «шедевров» современных школьников…


– В романе Достоевского «Горе от ума» есть такой персонаж, как Плюшкин.


– Одно из самых знаменитых произведений Максима Горького – «Тарас и Бульба».


– Михаил Булгаков – автор романа «Собака на сене».


– Многие авторы и поэты рассуждают о проблемах нравственности. Одним из них является Иван Сергеевич Тургенев. В романе «Обломов» он показал умную и красивую девушку Ольгу Ильинскую, которая попыталась поднять Илью Ильича с постели, выполняя роль путеводной звезды. Но так и не смогла помочь герою.


– Герой рассказа Антона Чехова «Шинель» долго извинялся перед генералом за то, что обрызгал его.


– Вторым аргументом является произведение Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Все приняли Раскольникова за ревизора и стали ему угождать.


– Герой подобен лисице из известной басни Льва Николаевича Толстого «Ворона и лисица».


«Почартим» по-русски


Недавно, просматривая телевизионную программу, я обнаружила, что не понимаю смысла большинства названий передач. Микс русского и английского, слияние трех слов в одно, неоправданное соединение суффиксов и аббревиатур вызывают желание открыть несколько словарей, чтобы убедиться в правильности своих знаний. Предлагаю вашему вниманию десятку самых «густых языковых сливок» телевизионного эфира:


– «НТВшники». Арена острых дискуссий;


– «ЛотоСпортСупер». Лотерея;


– «Комеди Клаб». Лучшее;


– «Футбол.ru»;


– «Муз-ТВ хит»;


– «Pro-обзор»;


– «Русский чарт»;


– «D-скач 90-х. Dance-марафон»;


– «Топ-модель по-американски»;


– «Big Love чарт».

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 18 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: +4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Вместо ёлки – букет

Алёна Кашура
// Общество

Партнёров выбирают

Мария Завалипина
// Общество

Красота бескорыстного служения

Наталья Сизова
// Общество

Уроки заботы

Дарья Шпакова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество

Секрет на миллион. Евтягины

Марина Кудаева // Общество

Этот «страшный» Дед Мороз

Елена Бредис // Общество

Чем живет «ближнее Замкадье»

Игорь Плахин // Общество

Под Ельцом вновь били Гудериана

Сергей Банных // Общество

Афиша

// Культура



  Вверх